Общая характеристика инфраструктуры морского транспорта ИРИ

В условиях глобального экономического кризиса руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) уделяет особое внимание национальной транспортной сети. Тегеран считает, что развитие транспортной инфраструктуры позволит минимизировать ущерб от кризисных явлений и дать новый импульс восстановлению экономики. Учитывая стратегически выгодное географическое положение Ирана и близость Каспийского моря и Персидского залива, Тегеран стремится занять ведущее место в регионе по внутренним и транзитным перевозкам. Параллельно с развитием железнодорожной сети ИРИ активно развивает систему торговых портов в Персидском заливе и побережье Каспийского моря.

Основным государственным органом, который координирует работу в области проектирования, развития и использования портов является Организация портов и морского транспорта Ирана.

Основными задачами Организации

— управление деятельностью портов и развитие морской торговли;

— создание, дополнение и усовершенствование объектов инфраструктуры портов;

— осуществление контроля за торговым и частным судоходством, обеспечение безопасности передвижения морских судов;

— управление процессами разгрузки и загрузки, доставки товара на территорию портов и обеспечение складского хранения в портах ИРИ;

— управление морской и наземной связью (радио, телефонная телеграфия, телетайп и.т.д.) в целях обеспечения контактов судов с портами приписки. Обеспечение средствами связи при содействии министерства связи и информационных технологий;

— регистрация торговых и частных плавучих средств, принадлежащих гражданам ИРИ;

— сбор портовых и речных налогов, сборов по загрузке, выгрузке и хранению товара и других доходов на основании действующего законодательства;

— проведение исследовательской деятельности в области портов, морских коммуникаций и торгового судоходства;

— рассмотрение международных соглашений и контрактов, относящихся к вопросам портов, судоходства и торгового мореходства;

— участие в международных организациях, выставках и конференциях, посвященных вопросами судоходства.

Количественные и качественные задачи по морским перевозкам в рамках четвертого плана развития страны (2005-2010 годы):

• увеличение качественного уровня морских перевозок (повышение квалификации персонала, инвестиции и.т.д.);

• продолжение реализации политики приватизации в рамках соответствующих законодательных актов;

• модернизация портов и увеличение мощностей исходя из экономического роста в обозримой перспективе;

• увеличение уровня безопасности в сфере морских перевозок;

• упрощение внутренних и транзитных перевозок товаров и пассажиров;

• улучшение качества предоставляемых услуг в области морских перевозок, снижение количества жалоб со стороны пассажиров;

• увеличение объема грузооборота торговых портов (нефтяная продукция и прочие товары) с 110 млн тонн в конце 1383 года (иранского) до 148,8 млн тонн к окончанию программы;

• увеличение объема погрузки и выгрузки контейнеров с 1,7 млн до 6,3 млн ДФЭ (десятифунтовый эквивалент) к окончанию программы;

• уменьшение среднего возраста торговых судов ИРИ с 16,3 лет до 14,5 лет к окончанию программы;

• поддержание среднего возраста танкерного флота на уровне менее 6 лет;

• увеличение объема морских пассажирских перевозок с 4,5 млн человек до 5,8 млн человек к окончанию программы;

• увеличение динамики негосударственных капиталовложений в области портов и морских перевозок на 100% в сравнении с третьей программой;

• увеличение объема грузоперевозок торгового флота с 3,2 млн тонн до 5,6 млн тонн к окончанию программы;

• увеличение объема перевозок нефтяных продуктов с 6,1 млн тонн до 9,9 млн тонн к окончанию программы;

• модернизация и обновление традиционного грузового флота ИРИ (1400 единиц);

В Исламской Республике Иран имеется восемь основных портов, которые географически разделены на две группы. Пять из них расположены в Персидском заливе и три — на Каспийском море. Расчетная пропускная способность иранских портов составляет более 40 млн тонн грузов в год, реальный же их грузооборот достигает только 20 млн тонн.

Основными портами ИРИ являются:

1. В Персидском заливе:

-порт Хорремшехр;

-порт Имам Хомейни;

-порт Бушир;

-порт Бендер-Аббас;

— -порт Чахбахар.

2. На Каспийском море:

— -порт Бендер-Энзели;

-порт Ноушехр;

-порт Амирабад;

Основные иранские порты в Персидском заливе:

Порт Хорремшехр расположен в северо-западной части Персидского залива, на удалении около 100 км выше по течению р. Арвандруд и занимает площадь 230 гектаров. Географические координаты: 30°20′ северной широты, 48° 10′ восточной долготы. Минимальная температура воздуха в течение года -+ 5°С. Максимальная температура воздуха в течение года — + 49,5°С. Влажность воздуха в течение года составляет от 27% до 69%.

Порт предназначен для обработки общих, контейнерных грузов, пассажирских перевозок. Порт наиболее близко расположен к основным промышленным центрам страны, с которыми связан железной и шоссейными дорогами и является в настоящее время вторым по величине контейнерным портом Ирана. Для погрузки-выгрузки грузов общего назначения используются 16 грузовых и два пассажирских причала общей протяженностью 5000 метров. Контейнерный терминал имеет семь причалов общей протяженностью 740 метром и оснащен пятью береговыми кранами, из которых два имеют грузоподъемность 100 тонн, а три — 60 тонн, и шестью кранами-штабелерами грузоподъемностью 40 тонн. Глубина у причальной стенки составляет семь метров. Кроме того, в порту имеются 26 подвижных крана грузоподъемностью до 60 тонн и четыре буксира мощностью до 1500 л.с. Работы, предусматривающие модернизацию портовых сооружений, оснащение порта современным оборудованием, а также по очистке дна и его углублению проводятся по настоящее время.

Порт Имам Хомейни расположен в северо-западной части Персидского залива в 100 км юго-восточнее г. Ахваз и занимает территорию более 1000 гектаров. Географические координаты: 30°25′ северной широты, 49°04′ восточной долготы. Порт является одним из самых современных в Иране и связан железной и автомобильными дорогами с основными городами страны. Минимальная температура воздуха в течение года составляет + 6°С, а максимальная — + 50°С. Влажность воздуха в течение года находится в пределах от 15% до 99%.

Порт способен обрабатывать все типы общих, навалочных, жидких и контейнерных грузов. Имеет 37 причалов с глубиной от семи до 13 метров общей протяженностью 7000 метров, из которых семь причалов составляют зерновой терминал, а три причала — контейнерный. Зерновой терминал располагает четырьмя береговыми кранами грузоподъемностью от 85 до 220 тонн и оборудованием по погрузке-выгрузке зерна. Контейнерный терминал порта оснащен, четырьмя козловыми кранами грузоподъемностью 65 тонн, тремя подвижными кранами грузоподъемностью 140 тонн, пятью контейнерными кранами грузоподъемностью 40 тонн и пятью кранами-штабелерами грузоподъемностью 40 тонн. Кроме того, порт имеет один подвижный кран грузоподъемностью 500 тонн, восемь береговых кранов грузоподъемностью от 80 до 140 тонн, 40 подвижных кранов грузоподъемностью от 25 до 60 тонн и шесть буксиров. Ведутся работы по реконструкции и расширению портовых сооружений.

Порт Бушир расположен в северной части Персидского залива и имеет географические координаты 28°59′ северной широты и 50°51` восточной долготы и занимает 50 гектар. Высота над уровнем моря 5 м. Является коммерческим портом и одновременно военно-морской базой ВМС ИРИ.

Температура воздуха в течение года колеблется от + 15°С до + 40°С. Влажность воздуха составляет от 21% до 98%.

Порт Бушир предназначен для обработки всех типов общих, навалочных, жидких и контейнерных грузов и имеет семь океанских причалов общей протяженностью 1100 метров и необходимое оборудование для обработки судов водоизмещением до 300 тыс.т и барж до 200 тыс.т. Для погрузки-выгрузки порт оснащен 17 подвижными кранами грузоподъемностью от 16 до 120 тонн, четырьмя кранами-штабелерами грузоподъемностью 40 тонн и оборудованием для погрузки-выгрузки зерна. Кроме того, порт имеет четыре буксира мощностью от 1600 до 4400 л.с, четыре драги мощностью 1200 л.с. и 25 автопогрузчиков грузоподъемностью до 20 тонн.

Порт Бендер-Аббас расположен на юге Персидского залива в районе Ормузского пролива с географическими координатами 27°08′ северной широты, 56° 17′ восточной долготы. Он является крупнейшим коммерческим портом и одновременно главной военно-морской базой ВМС ИРИ.

Расстояние от Бендер-Аббаса до Тегерана — 1533 км. Порт связан со столицей и другими городами шоссейными дорогами, авиалиниями (международный аэропорт находится в 24 км).

Годовая температура в районе Бендер-Аббаса колеблется от +10 до +46°С. Влажность в районе составляет от 20 до 95%.

Пассажирско-торговый порт Бендер-Аббас включает в себя два портовых комплекса: порт «Шахид Бахонар» и порт «Шахид Раджаи».

1. Комплекс «Шахид Бахонар» расположен в 2 км южнее Бендер-Аббаса Географические координаты 27°08′ северной широты, 5 6° 12′ восточной долготы. Его специализация — погрузка и разгрузка сыпучих грузов. Имеется бункерная система для погрузки-разгрузки зерна, транспортеры — для генеральных грузов. В порту имеется около 20 кранов грузоподъемностью до 60 тонн.

Проектная мощность для судов — 1,8 млн т, для барж — 0,2 млн т в год. Порт имеет 10 причалов, в т.ч.: семь причалов для океанских судов два причала для танкеров один причал для погрузки руд полезных ископаемых.

Причальная линия составляет 1050 м шириной 35 м. Порт способен обрабатывать одновременно шесть судов длиной до 170 м.

Общая площадь складских помещений составляет около 280000 кв.м.

2. Комплекс «Шахид Раджаи» находится в 20 км западнее Бендер-Аббаса Географические координаты 27°06′ северной широты, 56°04′ восточной долготы, занимает площадь в 2400 гектаров и является крупнейшим контейнерным портом Ирана. Кроме того, он предназначен для обработки общих, навалочных и жидких грузов. Девять причалов общей протяженностью 1300 метров предназначены для погрузки-выгрузки общих, нефтяных и минеральных грузов. Глубина причальной стенки позволяет обслуживать суда осадкой до 8,7 метров. Контейнерный терминал располагает восемью причалами общей протяженностью 2000 метров. Глубина у причалов составляет 12-17 метров. Для погрузки контейнеров применяются 18 козловых крана грузоподъемностью 45-65 тонн, три береговых крана грузоподъемностью 140 тонн, 21 кран-штабелер грузоподъемностью 40 тонн и 39 контейнерных крана грузоподъемностью 40 тонн. Терминал грузов общего назначения имеет 17 причалов протяженностью 3570 метров и оснащен шестью береговыми кранами грузоподъемностью 5-15 тонн, шестью зерновыми терминалами и 23 передвижными кранами грузоподъемностью 25-550 тонн. Для обработки нефти в порту оборудовано два причала протяженностью 330 метров. Кроме того, порт имеет восемь буксиров мощностью от 1200 до 4400 л.с, одну драгу мощностью 4500 л.с, семь поисково-спасательных судов мощностью 1500-2700 л.с. В порту продолжаются работы по его расширению.

Ремонтная база порта Бендер-Аббас располагает плавучим сухим доком водоизмещением 70 тыст, а также ремонтными мастерскими. Сухой док предназначен для осмотра и ремонта корпусной части кораблей и судов водоизмещением до 60 тыс.т.В пределах акватории порта построен волнорез длиной более 2400 м. За пределами акватории порта могут находиться одновременно более 50 судов.

Порт Чахбахар расположен на юге провинции Систан и Белуджистан. Географические координаты 25° 17′ северной широты и 60°37′ восточной долготы. Расстояние до столицы — 2371 км. Порт связан с Тегераном и другими городами ИРИ автомобильным, воздушным и железнодорожным сообщением. Минимальная температура воздуха в течение года — + 22°С. Максимальная температура воздуха в течение года — + 30°С. Влажность воздуха в течение года колеблется от 61% до 85%.

Порт предназначен для обработки грузов общего назначения, контейнеров, навалочных и нефтяных грузов. Порт располагает 10 причалами протяженностью 1328 метров. Для погрузки-выгрузки применяются три береговых крана грузоподъемностью 36-80 тонн, три подвижных крана грузоподъемностью 36-60 тонн, один кран-штабелер грузоподъемностью 45 тонн и контейнерный кран грузоподъемностью 30 тонн. В порту имеется три буксира мощностью 1600-3200 л.с.

Основные иранские порты на Каспийском море.

Поэт Бендер-Энзели расположен на южном побережье Каспийского моря в 280 км к северу от Тегерана. Географические координаты: 37°28′ северной широты, 49°28′ восточной долготы. Транспортная связь с Тегераном и другими городами осуществляется по шоссе. Имеется почтовая, телефонная, телексная и телеграфная связь.

Годовая температура в районе Энзели колеблется в пределах от 0° С до +32° С, влажность от 35 до 95 %.

Площадь порта составляет 65 гектаров. Основные функции порта обработка общих, контейнерных, навалочных грузов. Порт располагает девятью причалами длиной более 1200 м. Для погрузки-выгрузки применяются шесть береговых кранов грузоподъемностью 60-120 тонн, один подвижный кран грузоподъемностью 60 тонн, погрузочно-разгрузочные краны грузоподъемностью до 54 тонн, два крана-штебелера грузоподъемностью 45 тонн, один контейнерный кран грузоподъемностью 42 тонны. Кроме того, порт оснащен тремя буксирами мощностью 1500 л.с.

В акватории порта Энзели одновременно могут находиться до семи судов водоизмещением около 4000 т. Из них пять судов у причала и два судна лагом. На внешнем рейде порта (в пределах десятимильной зоны) одновременно могут находиться четыре судна указанного водоизмещения. В случае усиления ветра до семи баллов, стоянка судов на внешнем рейде затруднена. В этом случае суда уходят от побережья в море на 20-30 миль.

Ремонтная база включает в себя портовые мастерские и сухой док (эллинг) размерами 45 х 12 м, в котором можно производить работы по осмотру состояния корпуса судна, его очистке и ремонту.

Порт Ноушехр расположен на южном побережье Каспийского моря в 194 км от Тегерана. Географические координаты: 36°30′ северной широты и 51°23′ восточной долготы. С другими городами ИРИ порт связан автомобильными дорогами. Рядом расположен аэродром с грунтовой ВПП. Имеется телефонная, телеграфная, телексная и почтовая связь.

Температура в районе порта в течение года колеблется от +7° до +36° С. Влажность — от 35 до 95%. Площадь порта составляет 25 гектаров.

Порт предназначен для обработки общих, контейнерных, навалочных и жидких грузов. Кроме того, порт способен принимать суда типа «Ро-ро». В порту имеется восемь причалов общей протяженностью более 1300 метров. Для погрузки-выгрузки используются три береговых крана грузоподъемностью 36-120 тонн, 20 подвижных кранов грузоподъемностью 25-125 тонн. Порт располагает тремя буксирами мощностью 600-1200 л.с. , двумя драгами мощностью 1200 л.с, одним поисково-спасательным судном. Ремонтная база порта Ноушехр слабая и располагает только небольшими мастерскими.

В рамках создания транспортного коридора «Север — Юг» в настоящее время на побережье Каспийского моря завершается строительство порта Амирабад. Географические координаты 36,50° северной широты и 52-22 «восточной долготы.

Площадь порта составляет более 1000 гектар. К порту подведена железнодорожная ветка, которая позволяет осуществлять прямые перевозки в южные порты страны. Расстояние от Амирабада до Бендер-Аббаса составляет 1780 км.

Порт предназначен для обработки навалочных, общих нефтяных грузов и контейнеров. Кроме того, порт способен принимать суда типа «Ро-ро». В порту оборудовано девять причалов протяженностью 1555 метров. Для погрузки-выгрузки применяются два козловых крана грузоподъемностью 50 тонн, шесть подвижных кранов грузоподъемностью от 50 до 64 тонн, один контейнерный кран и один кран-штабелер грузоподъемностью по 40 тонн. Для проводки судов в порту используется два буксира мощностью 1200 л.с.

Перспективы развития торговых портов

Руководство ИРИ в условиях мирового кризиса считает необходимым развивать национальную транспортную инфраструктуру для увеличения товарообмена с иностранными государствами и оживления экономики внутри страны. Помимо собственных средств Тегеран активно привлекает иностранные инвестиции для развития торговых портов и модернизации портового оборудования.

На ближайшую перспективу в порту Хорремшехр запланированы мероприятия по восстановлению портовой территории и совершенствованию системы охраны. В порту Имам Хомейни планируется строительство вертолетной площадки, склада для опасных грузов. Кроме того, в порту будет усовершенствована система охраны. В порту Бушир запланировано строительство контейнерного причала длиной 388 метров и волнореза протяженностью 1000 метров. Также будут проведены работы по выемке грунта входного канала и бассейна. В комплексе «Шахид Реджаи» планируется построить дополнительные контейнерные причалы и склады, модернизировать поргузочно-разгрузочное оборудование, произвести углубление входного канала и бассейна. В порту Чахбахар предстоит построить волнорез длиной 3000 метров, док, четыре новых причала, контейнерный терминал и склад. В порту Бендер-Энзели запланированы работы по строительству 12 новых причалов, причала для нефтепродуктов, склада и контейнерных терминалов. Дополнительно планируется увеличить восточный и западный волнорез порта. В порту Ноушехр предстоит построить вертолетную площадку и здание службы спасения. В порту Амирабад запланированы работы по строительству новых доковых помещений и складов.

62.91MB | MySQL:102 | 0,694sec