Саудовская Аравия удалила антисемитские и антиизраильские ссылки из школьных учебников по исламоведению, согласно израильскому изданию Watchdog (Институт мониторинга мира и культурной терпимости в школьном образовании (IMPACT-se)). По его данным, исключения были частью более широкой редакции учебника, которая также устранила антихристианские ссылки и смягчила негативные изображения неверных и многобожников. Вместо того, чтобы прямо ссылаться на «неверных и лицемеров, в Судный день», которые попадут в ад, «обитель мучительных наказаний». Новые редакции эти пассажи исключили. Также был заменен термин «неверный» или «лицемер». В своем 203-страничном отчете Impact-se далее отметил, что проблематичные концепции джихада и мученичества также были исключены, в то время как в двух недавно выпущенных учебниках «Критическое мышление» подчеркивались важность понятия мира и терпимости. В докладе признается улучшенный подход к гендерным вопросам, включая удаление «значительного количества гомофобного контента». Тем не менее, в учебниках сохранен традиционный подход к гендерной проблематике, говорится в отчете. Однако в обзоре предполагается, что прогресс в изменении отношения к мусульманам-шиитам и суфиям, которых ваххабизм, считавшееся доминирующим в королевстве до прихода к власти в 2015 году короля Сальмана и его сына, наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, считает еретиками, был ограниченным: «Некоторые проблемные примеры remain…in подход к воспринимаемым еретическим практикам, связанным с шиизмом и суфизмом». Как указывают американские аналитики, отчет вероятно выпущен на фоне усилий США убедить Саудовскую Аравию последовать примеру ОАЭ, Бахрейна и Марокко в формализации отношений с Израилем и недавнего саудовско-иранского соглашения, достигнутого при посредничестве Китая, о восстановлении дипотношений, разорванных в 2016 году. В отличие от трех арабских государств, которые безоговорочно установили дипломатические отношения с Израилем в 2020 году, Саудовская Аравия поставила официальные отношения в зависимость от шагов Израиля по урегулированию своего конфликта с палестинцами. Между тем, в Вашингтоне официальная нормализация саудовско-израильских отношений является одним из приоритетов внешней политики. Израильские СМИ сообщили, что Бахрейн выступил посредником в недавнем телефонном разговоре между Мухаммедом бен Сальманом, премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и министром иностранных дел Эли Коэном. Нетаньяху также сделал дипломатические отношения с КСА своим приоритетом. Он оказал давление на Мухаммеда бен Сальмана, чтобы тот разрешил прямые рейсы между Израилем и Джиддой, саудовскими воротами на Красном море в священные для мусульман города Мекку и Медину, во время ежегодного паломничества в следующем месяце. Без прямых рейсов палестинским паломникам приходится добираться до королевства транзитом через третью страну.
При этом перспективы разрешения израильско-палестинского конфликта туманны, поскольку Нетаньяху возглавляет самое религиозно ультраконсервативное и националистическое правительство в истории Израиля. Израильско-палестинская напряженность значительно возросла с тех пор, как правительство пришло к власти в декабре. Ранее в этом месяце они привели к пятидневным израильским авиаударам по целям в Газе, а палестинцы в ответ выпустили ракеты по Израилю. Ситуация осложняется тем, что Саудовская Аравия хочет, чтобы Соединенные Штаты предложили королевству более четкие гарантии безопасности, предоставили ему неограниченный доступ к американскому оружию и помогли в развитии мирной ядерной программы в рамках любого соглашения об установлении дипломатических отношений с Израилем. В этой связи долго готовившийся пересмотр саудовских учебников представляет собой в основном жест не по отношению к Соединенным Штатам и Израилю, а предназначено в первую очередь для противодействия ультраконсервативным, расистским и нетерпимым религиозным концепциям, которые формировали систему образования с момента основания королевства и которые собственно являются основным барьером на пути к верховной власти для наследного принца. Эти изменения также имеют решающее значение для усилий Саудовской Аравии по диверсификации своей экономики, зависящей от экспорта нефти, подготовке молодежи к конкуренции на рынке труда и превращению некогда скрытного королевства, которое запрещало женщинам водить машину, в открытую, устремленную в будущее державу среднего уровня 21 века. Более того, изменения усиливают стремление Саудовской Аравии к религиозной мягкой силе в качестве хранителя самых священных городов ислама и маяка социально-либерального умеренного ислама. Заставить Саудовскую Аравию обновить свои учебники было долгим процессом. Соединенные Штаты и другие страны настаивают на таких переменах еще после нападений «Аль-Каиды» (запрещена в России) 11 сентября 2001 года на Нью-Йорк и Вашингтон, поскольку большинство террористов были подданными Саудовской Аравии. Тем не менее, Impact-se, Human Rights Watch и базирующийся в Вашингтоне Институт по делам Персидского залива, аналитический центр саудовской оппозиции, впервые сообщили о прогрессе в 2021 году, два десятилетия спустя после теракта. В этой связи аналитики отмечают, что более ограниченный прогресс в исправлении предвзятого отношения к мусульманам-шиитам и суфиям по сравнению с евреями и христианами свидетельствует о продолжающемся влиянии ультраконсервативной религиозной мысли в Саудовской Аравии, несмотря на социальные реформы Мухаммеда бен Сальмана. Это также показывает нежелание королевства проводить серьезное реформы как в религиозном, так и в гражданском праве, что пропагандирует сейчас «Нахдлатул Улема», крупнейшее в мире движение гражданского общества, базирующимся в Индонезии, и считающейся сейчас наиболее умеренным в исламском мире. Положительным моментом является то, что пересмотренные учебники Саудовской Аравии больше не описывают посетителей гробниц священных фигур, что является широко распространенной шиитской практикой, как «злых» и «проклятых» пророком Мухаммедом. Тем не менее, учебники по-прежнему осуждают такие визиты как нововведения, запрещенные ваххабизмом. Например, в одном пересмотренном учебнике неявно описывается посещение гробниц с целью обращения с мольбами к умершему, а не к Богу, как политеистическая практика, караемая в аду. «Студенты узнают, что политеизм опасен, поскольку это самый отвратительный из грехов. Однако, хотя в издании 2021 года также говорилось, что те, кто практикует это, будут наказаны вечностью в аду, в 2022 году это было удалено», — говорится в отчете. В одном случае в докладе отмечается, что в учебниках «историческая враждебность ислама к Персии поддерживается утверждениями о том, что убийство второго халифа было персидским заговором». На оптимистической ноте в отчете делается вывод: «Усилия Саудовской Аравии по реформированию учебной программы демонстрируют достаточно последовательный поэтапный подход … и можно … надеяться, что этот подход будет применен к горстке проблемного контента, оставшегося в некоторых учебниках». В докладе, однако, не говорится, что устранение проблемного отношения к шиитам и суфиям стало бы одним из показателей того, как далеко саудовские правители готовы зайти, бросая вызов ультраконсервативным мусульманским заповедям.