Согласно анализу британских экспертов программы по Ближнему Востоку и Северной Африке в Chatham House,социальные и политические потрясения, которые переживает Израиль после парламентских выборов в ноябре прошлого года, имеют много аспектов, каждый из которых обнажил некоторые глубокие разногласия внутри израильского общества, которые скрывались в течение многих лет. Однако ни один социальный раскол не является более острым и зажигательным, чем раскол между ультраортодоксами и, главным образом, но не исключительно, светско-агностическими евреями страны. Ранее на этой неделе Кнессет принял законопроект о годовом бюджете, который только усугубит этот глубокий и разрушительный социально-политический источник поляризации, корни которого уходят глубоко в первые дни сионизма и последствия создания еврейского государства в 1948 году. В новом бюджете 3,78 млрд долларов было выделено на усиление поддержки ультраортодоксальных учреждений и программ. Это дискреционные средства, которые будут потрачены на увеличение стипендий в ешивах или в качестве пособия на программу продовольственных ваучеров и многие другие религиозные инициативы. Несмотря на то, что лидеры обеих ультраортодоксальных партий, представленных в коалиционном правительстве — «Еврейства Торы» и ШАС, ашкеназской и сефардской партий соответственно, — неискренне хотели бы представить критику этого увеличения бюджета как антирелигиозную или даже антисемитскую, протест направлен против надлежащего управления, подотчетности в правительстве, справедливости и будущего страны. Денежные ассигнования (484 млрд шекелей (130,4 млрд долларов) в 2023 году, 514 млрд шекелей в 2024 году) укрепляют ультранационалистический, ортодоксальный Израиль, отбрасывая даже видимость социальной справедливости. Если, конечно, не учитывать талоны на питание для членов ультраортодоксальной партии социальной справедливости ШАС в 2023 году. Около 300 ведущих экономистов, среди которых бывшие высокопоставленные чиновники Банка Израиля и Казначейства, предупредили в письме, что такой бюджет представляет «экзистенциальную угрозу будущему Израиля». Как отмечает Ари Крампф, политический экономист из Академического колледжа Тель-Авива Yaffo, партии в правительстве Нетаньяху выделяли себе больше денег на политические цели «за счет более слабых слоев израильского общества. Гражданские расходы в Израиле ниже по сравнению с другими странами ОЭСР [Организация экономического сотрудничества и развития]. Новый бюджет представляет собой комбинацию неолиберализма и целевых выплат коалиционным партиям, без механизмов роста, что является плохой новостью для израильской экономики». Короткая иллюстрация: деньги, выделенные политическим партиям на их собственные проекты, достигли 14 млрд шекелей. Для сравнения, государственные больницы Израиля получили всего 12,4 млрд. Однако бюджет не только плох; он также антидемократичен. Еще до того, как правительству удалось достичь своей цели фундаментального изменения израильской политической системы посредством спорных судебных реформ, бюджет уже сделал это. Новый бюджет сегодня широко описывается как «разграбление государственной казны». Так говорят заголовки в Израиле, так называют это все лидеры оппозиции. Авигдор Либерман, глава оппозиционной партии «Наш дом – Израиль», назвал это «черным пятном в истории Израиля». Фактически, новый бюджет — это более изощренный способ обеспечить долгосрочное крайне правое националистическое образование для будущих поколений, поддерживая консервативные и затворнические ультраортодоксальные общины и создавая будущих избирателей, проникнутых жестким представлением о еврейском государстве. В этом реальный смысл беспрецедентных миллиардов, выделенных ультраортодоксальным партиям и даже более того крайне правым партиям «Религиозный сионизм» и «Оцма иегудит» («Еврейская сила»), а также министерствам, которые они контролируют. Другие слои израильского общества уже давно возмущены тем, как ультраортодоксальная община полагается на государственные подачки, но почти не платит налогов и отказывается служить в армии. Йоси Дахан, глава отдела прав человека в Колледже права и бизнеса, говорит, что во многих отношениях бюджет реализует видение «Форума Кохелет», ультраконсервативного аналитического центра, финансируемого в основном двумя американскими миллиардерами. Следует добавить, что эти миллиардеры поддерживают судебные реформы Израиля и являются покровителями министра финансов Бецалеля Смотрича. «Демократические режимы, основанные на социальной справедливости, отдают приоритет финансированию государственного образования. В Израиле правительство должно безоговорочно полностью финансировать ультраортодоксальную школьную систему, систему с давним наследием дискриминации в отношении детей сефардского происхождения. Частные школы, финансируемые государством, вырастут на руинах государственного образования. Они, естественно, предпочтут недорогих студентов из состоятельных семей без дорогостоящих особых потребностей. Таково видение Кохелет», — утверждает Дахан. Крайне правой министру национальных проектов Орит Струк из партии «Религиозного сионизм» было выделено 280 млн шекелей на «укрепление еврейской идентичности». Это включало 120 млн долларов на еврейскую культуру и еще 80 млн на еврейскую идентичность. Ограничение палестинцев также является важной частью этого плана. Министерство Орит Струк получило дополнительные 40 млн шекелей (вдвое больше прежнего бюджета) для покупки специального оборудования, такого как беспилотники, для наблюдения за палестинским строительством в зоне С, 60% оккупированного Западного берега, полностью контролируемого Израилем. В начале этого месяца, когда переговоры по бюджету были в самом разгаре, Смотрич поручил властям развивать инфраструктуру в рамках подготовки к прибытию еще 500 000 еврейских поселенцев на Западный берег. Учитывая стремительный рост стоимости жизни в Израиле в настоящее время, поселения и аванпосты на Западном берегу, которые пользуются беспрецедентной поддержкой из правительственных фондов, неизбежно привлекут больше поселенцев, чтобы обеспечить более высокий уровень жизни. Совсем недавно, наряду с бюджетом, израильский парламент обсудил новый законопроект под названием «муниципальный налоговый фонд». Концепция, лежащая в основе этого, проста: правительство забирает часть доходов более богатых местных властей из муниципальных налогов и перераспределяет их более слабым муниципалитетам. На самом деле это означает очередную передачу власти от местных властей правительству, которое может решать, куда пойдут эти деньги. И кто будет главным бенефициаром этого противоречивого шага? Поселения на Западном берегу, конечно. Из-за их международно-правового статуса — или, скорее, нелегального статуса — они не могут вносить взносы в фонд сами, но они могут получать от него деньги.
Эксперты указывают, что в разгар кризиса стоимости жизни, который наносит серьезный ущерб многим семьям, ультраортодоксальное образование, строительство религиозных зданий и поддержка еврейской культуры и самобытности ультраортодоксов — все это является золотым дном, о котором другие, не имеющие доступа к политической власти, могут только мечтать. За исключением нескольких бессмысленных и явно прискорбных комментариев, которые перешли черту, нападая на саму религию и пороча все ультраортодоксальное население, возражение касается недобросовестных политиков, шантажирующих премьер-министра, который использует государственный бюджет, как если бы это был его личный банковский счет, чтобы расплатиться с ними, чтобы остаться у власти. Начнем с того, что дискреционный характер этих средств явно провоцирует коррупционные практики при их распределении, практически без какого-либо надзора со стороны государства. Во многих случаях получателями этих средств являются неконтролируемые учебные заведения, в которых не преподаются основные предметы, такие как математика, естественные науки и иностранные языки, что приводит к образованию, которое не имеет отношения к современному обществу и его экономике, лишает студентов возможности реализовать свой потенциал и во многих случаях обрекает их и их семьи на жизнь в бедности.
Цифры это ясно показывают. Только половина ультраортодоксальных мужчин имеют работу, и хотя 80% женщин в их общинах могут быть активны на рынке труда, большинство из них работают неполный рабочий день и получают минимальную заработную плату, что увековечивает бедность в их общине. Это наносит ущерб экономике не меньше, чем этим людям и их семьям. В настоящее время ультраортодоксы составляют 13,5% населения Израиля и являются самой быстрорастущей группой населения страны с темпом роста в 4;, однако на их долю приходится всего 1 процент поступлений от подоходного налога в стране, в то время как вклад не ультраортодоксальных домохозяйств в валовой внутренний продукт страны в девять раз больше, чем у домохозяйств ультраортодоксов.
Основной спорный вопрос для большинства израильтян заключается в том, что только 9% ультраортодоксальной молодежи служат в армии, в стране, где служба обязательна — 32 месяца для мужчин и 24 месяца для женщин, не говоря уже о ежегодной службе в резерве после завершения службы. В стране, где военная служба является ценностью и долгом, а также рассматривается как средство социального выравнивания, создающее связи на всю жизнь, отказ большинства ультраортодоксов служить, который стал условием, поставленным их представителями в коалиции, чтобы остаться в правительстве и таким образом поддержать коалицию Нетаньяху, является, вероятно, самым раздражающим и оскорбительным вопросом для большинства израильских евреев. Именно крошечный вклад ультраортодоксов в современное общество, которым является Израиль, их требование больших бюджетов из государственного бюджета для поддержания своего образа жизни и их отказ служить в армии вызвали такое глубокое и широко распространенное негодование. Возможно также, что долгая коллективная память израильских сионистов таит обиду на ультраортодоксальных, потому что их раввины выступали против самой идеи сионизма, возрождения еврейского самоопределения на древней земле, но в то же время в сегодняшнем Израиле, который является самим продуктом сионизма, они наслаждаются политической властью и плодами, предоставляемыми государством, почти не внося в это никакого вклада. По мере того, как сообщество ультраортодоксов расширяется, а вместе с этим расширяется их политическое представительство и влияние на принятие решений, но без выполнения своей части общественного договора, что вызывает недовольство среди тех, кто платит налоги и служит в армии, становится пагубным для существования государства. Некоторые из этих разочарованных могут либо в значительном количестве покинуть страну, либо отказаться брать на себя всю ответственность, считая нынешнюю ситуацию все более несправедливой. На этом важнейшем водоразделе в истории Израиля поведение нынешнего правительства и жадность некоторых его членов, которые хотят иметь все, и иметь это сейчас, представляют большую опасность для выживания еврейского государства, чем любое количество внешних угроз.