Стратегия США в Судане: коллизия двух подходов

В настоящее время Вашингтон находится на перепутье в определении путей стратегии в отношении Судана. В США «подняло голову» южносуданское лобби. Последним очевидным доказательством этого стало письмо 50 адвокатов, правозащитников и сенаторов, в котором они призывают президента Б.Обаму «проводить жесткий курс по отношению к президенту Судана О. аль-Баширу, ввести режим санкций по поставкам вооружения в регион, возобновить в Совбезе ООН дискуссии по вопросу вердикта Международного уголовного суда (МУС) и всячески придерживаться линии на защиту прав человека и гуманитарных ценностей».

Все это является лишь надводной частью айсберга. В действительности мы становимся свидетелями новой геополитической авантюры части американского истеблишмента, которая находится в плену опасных иллюзий.

Не очень далекий и политически несамостоятельный южносуданский лидер С.Киир, пожалуй, несколько простовато и без затей сумел сформулировать недавно основной постулат этой стратегии: «Судан ждет конец как самой большой державы в Африке. Он в скором времени неизбежно распадется на несколько частей». По его оценке, «первым в этом ряду станет Южный Судан, за ним последует Восточный Судан, а потом Дарфур».

Восточный Судан и Дарфур в таком «сепаратистском контексте» звучат впервые. Если проанализировать это утверждение, то видно массу нестыковок. Ну, во-первых, ни одна крупная партизанская группа в Дарфуре не вынашивает идей (пока, в крайнем случае) отделения от Судана. Более того, в своих идеологических установках тот же руководитель Движения за справедливость и равенство (ДСР) Х.Ибрагим неуклонно придерживается постулата о сохранении единства Судана. Да и само название его группы отражает основную идею: получение своего «куска пирога» из центра. Во-вторых, Восточный Судан (имеется ввиду штат Голубой Нил) был, конечно, в эпицентре гражданской войны, но сказать, что там исключительно сильны сепаратистские тенденции, нельзя. Действительно, штат Голубой Нил в настоящее время является самой неспокойной точкой согласно мониторингу ЮНАМИС, но это связано с обычными межплеменными стычками в связи с сезонными кочевьями.

Утверждение С.Киира можно было бы вообще не принимать во внимание, если бы не новая волна «ужесточения суданского курса» в США. На самом деле, идея «расчленить» Судан уже давно витает в головах некоторых стратегов в Вашингтоне, которые полагают, что тем самым удастся ослабить центральное суданское правительство «как проводника идей радикального исламизма в Африке».

Основными принципами этой стратегии является на первом этапе успешное проведение референдума о независимости 2011 года и отделение в результате его итогов Южного Судана. Джуба в планах этих политиков должна сыграть роль американского плацдарма для дальнейшего распространения политического и экономического влияния в регионе. Кстати, этим объясняется недавний визит С.Киира в Хартум, где он в довольно униженной манере признал «себя частью единой государственной машины», а также достижение компромисса по поводу закона о референдуме. Никто не даст (и итоги турне южносуданского лидера в Европу в ноябре с.г. это ясно показали) Джубе в настоящий момент пускаться на политические авантюры, типа одностороннего провозглашения независимости Юга.

В связи с этим сразу возникает несколько вопросов. Джуба устами своих руководителей настойчиво говорит о хороших возможностях нового государственного образования на рынке углеводородов. По их оценкам, на Юге в настоящее время сосредоточено до 80% разведанных запасов нефти. Это так, но с одной очень существенной поправкой. Основные перспективные месторождения находятся в Абъее. Причем в северной его части, которая согласно признанной Джубой демаркации (утвержденной, кстати, международным арбитражным судом), остается в случае раздела в составе Судана. На самом Юге перспективных месторождений мало. По оценкам некоторых экспертов, нефти там не так много, при интенсивной добыче максимум до 2020 года.

В этом случае такие заявления надо трактовать, как намерение южносуданцев после обретения независимости подвергнуть ревизии прежние принятые всеми авторитетными третейскими учреждениями решения по Абъею. Насколько такой вариант развития ситуации возможен?

По имеющимся данным, процесс в этом направлении уже идет. Инициаторами его, как представляется не без поддержки извне, выступают представители т.н. «абъейской группировки» в южносуданском руководстве, самым влиятельным из которых является руководитель администрации С.Киира Л.Бейонг. Отмечены участившиеся факты его визитов в Абъей, в ходе которых он встречается с представителями племенной верхушки динка и подстрекает их не успокаиваться, «так как ничего еще не решено». Это сопровождается стимулированием беженцев-динка возвращаться из лагерей в северной части Судана в Абъей. За последние два месяца таких набралось 28 тыс. человек. Все это позволяет предположить, что требования о ревизии решений по Абъею обязательно возникнут сразу же после референдума и образования нового государства на юге Судана.

Кстати, по некоторым сведениям, согласие на существующую сейчас линию границы в Абъее, Джуба дала в ходе неофициальных консультаций с Хартумом именно в обмен на беспрепятственное получение независимости в 2011 году.

При таком развитии ситуации именно этот штат станет основным «яблоком раздора». Во-первых, по большому счету, кроме этих месторождений, у Джубы других реально стоящих ресурсов нет. Есть, правда, возможность лесозаготовки, но это требует крупных капиталовложений, прежде всего в инфраструктуру. Во-вторых, нефтеносные зоны Абъея активно осваиваются французами. «Тоталь» уже имеет в собственности 80% месторождений. В ее планах строительство нефтепровода в Момбасу или Сомалиленд. Это дело очень дорогое и связанное со многими рисками. Если оно начнется, то это будет означать, что Париж либо станет поощрять ревизию уже существующей демаркации границ, либо, что, по нашей оценке, более вероятно, — постарается сохранить существующий «статус кво», так как добывать нефть в условиях локальных боевых действий представляется затруднительно.

Таким образом, при любых вариантах итогов референдума о независимости, французам выгодно поддерживать любыми средствами «мирный развод».

Американцы также проявляют интерес к Абъею. Дипломаты США начали совершать ознакомительные поездки через территорию Южного Кордофана в нефтеносные зоны Абъея. Цель – оценить условия вложения крупных капиталов для строительства необходимой инфраструктуры. Примечательно, что при этом они отказываются от охраны ЮНАМИС, так как имеют гарантии безопасности со стороны южан.

Таким образом, после 2011 года именно Абъей превратится в основную зону притяжения интересов, как американцев, так и французов. При этом они должны будут определиться с вариантами своих действий. Либо содействовать отчуждению нефтеносных районов с риском быть втянутым в перманентный военный конфликт партизанского свойства, либо сохранить международно- признанный статус Абъея, «утешив» Джубу перспективами строительства нового трубопровода. На настоящий момент, как видится, активно готовятся оба варианта. Представляется, что победит все-таки «коммерческий подход», носителями которого выступают крупные корпорации, а не «правозащитный».

52.27MB | MySQL:103 | 0,491sec