Политический баланс в Турции после всеобщих выборов 2023 г. Часть 5

Обоснование вероятности сценария с продолжением функционирования Национальной коалиции

В предыдущей статье мы рассмотрели возможные варианты будущего оппозиционной Национальной коалиции. Мы выделили два самых реальных, по нашему мнению, варианта развития событий: сохранение блока с усилением роли Хорошей партии (İYİ) и раскол, приводящий к ее окончательному распаду. Появление такой развилки связано с тем, что после выборов в ее рядах начался кризис, связанный с отказом лидера Народно-республиканской партии (CHP) Кемаля Кылычдароглу уходить в отставку. В этой статье мы подробнее рассмотрим причины возможного продолжения существования коалиции, несмотря на все проблемы и риски. Эта тема особенно актуальна в преддверии муниципальных выборов, которые пройдут через 9 месяцев.

Во-первых, оппозиционные партии очень сильно зависят друг от друга. Из-за отсутствия в Турции классической двухпартийной системы, где есть две равноценные силы, существовал большой разрыв между первой партией и остальными. Несмотря на падение результатов Партии справедливости и развития на выборах (AKP), достигнутый 14 мая итог указывает на наличие 10%-го разрыва. Уровень поддержки AKP все еще является недостижимым для одной оппозиционной партии. Однако суммарный рейтинг CHP и İYİ равен рейтингу AKP. Именно эта причина влияет на позитивное восприятие обществом процесса консолидации. По отдельности партии ничего сделать не могут, однако, объединившись, их влияние растет.

Во-вторых, это имеет прикладное проявление на примере предстоящих в марте 2024 г. выборов. Муниципальные выборы в Турции проводятся по системе простого большинства, то есть побеждает тот кандидат, который набрал наибольшее количество голосов. В данном случае нет необходимости в получении 50%+1 голоса, как в президентских выборах. Это одновременно создает и преимущества, и угрозы для любой силы. Преимущества связаны с кейсом, представленным нами выше. Сумма рейтингов нескольких партий кардинально может поменять расстановку сил. Угрозы существуют в связи с тем, что партия, преувеличивая свои способности, может помешать достижению глобальных целей. Так как турецкая политика является блоковой (то есть первостепенное значение имеют коалиции, а не отдельные партии), то это может негативно повлиять на результат всего блока.

На примере электоральных раскладов 2024 г. в 11 крупнейших по количеству населения провинциях Национальная коалиция имеет большой шанс на победу в 9 из них. Только в Бурсе и Коджаэли вероятность победы союза CHP и İYİ небольшая. Однако в случае распада Национальной коалиции СНР реально может выиграть только в 4 из них: в Измире, Мерсине, Мугле и Анталье. Поэтому оппозиция в таком случае не может воспользоваться протестными настроениями в  обществе, так как голоса будут уходить в пустоту. В этом смысле растет вероятность проигрыша оппозиции в Стамбуле и Анкаре. Итоги майских выборов показали, что там оппозиция имеет небольшое преимущество в 2%-3%. Однако это суммарный рейтинг всех антиэрдогановских партий. Раскол в рядах Национальной коалиции автоматически усиливает Партию справедливости и развития.

Здесь мы сделаем отступление касательно того, что все предположения основаны на результатах последних выборов. Возможные изменения рейтинга в течение 9 месяцев могут влиять на ситуацию. Однако стратегически, на данный момент, сохранение целостности коалиции является единственным верным решением. Поэтому неслучайно, что Кемаль Кылычдароглу указывает на 2024 г. как на возможный срок начала изменений в партии. Политическая зависимость сокращает желание глав основных оппозиционных партий инициировать радикальные изменения. В первую очередь, они держат в голове возможные риски от этих преобразований, а не ее возможности.

Но основная проблема связана с реакцией общества. Продолжит ли оно поддерживать CHP Кылычдароглу? Захочет ли избиратель наказать партии, которые сотрудничают с Кылычдароглу и фактически продолжают легитимизировать его в качестве одного из лидеров оппозиции? Если даже отток голосов произойдет, они останутся внутри коалиции, уйдут другим оппозиционным партиям, уйдут к проэрдогановским партиям? А может люди не захотят идти на выборы, так как посчитают, что нет партии, которая их представляет? В этом смысле вопрос последствий сохранения кадрового состава как партий, так и коалиции остается открытым. Сейчас существует явный разрыв между закрытыми и объединенными одним лидером партийными структурами и активной частью оппозиционного населения. Поэтому этот сценарий не имеет, на данный момент, определенного исхода.

Подытоживая статью, мы отмечаем, что вероятность сохранения Национальной коалиции даже без отставки Кылычдароглу является реальной, хоть это и не единственный вариант. Замедление реакции Хорошей партии только усиливает его. Основной мотивацией продолжения сотрудничества может стать блоковый характер турецкой политики. Оппозиция может проиграть выборы в Стамбуле и Анкаре, если она расколется. По этой причине ее руководство может вести себя прагматично и смириться с решением Кылычдароглу. Однако пока что нельзя сказать, что элитный компромисс между лидерами оппозиции поддерживается электоратом.

55.96MB | MySQL:116 | 0,953sec