Как Израиль может решить свою проблему с Газой

по материалам  Middle East Quarterly, США

Об авторе материала: Йоси Купервассер — израильский эксперт по разведке и безопасности. Ранее Купервассер занимал должность главы исследовательского отдела в Управлении военной разведки Армии обороны Израиля и генерального директора Министерства стратегических дел Израиля. В настоящее время Купервассер возглавляет Израильский научно-исследовательский институт методологии разведки и является старшим менеджером проекта в Иерусалимском центре по связям с общественностью, специализирующемся на аспектах безопасности израильско-палестинского конфликта.

Израиль в последние годы жил с опасным явлением, к которому он ошибочно привык, без каких-либо реальных дискуссий относительно его целесообразности. ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» (PIJ) — палестинские террористические организации, приверженные уничтожению Израиля, контролирующие Газу и угрожающие начать атаки в любое удобное для них время, если Иерусалим не будет действовать так, как они требуют. Они используют гражданское население Газы в качестве живого щита, чтобы помешать израильтянам нанести удар по их военной инфраструктуре. В ответ Иерусалим определил свои цели в отношении Газы как достижение как можно более длительных интервалов относительного спокойствия между крупными вспышками насилия; другими словами, это не ставит под сомнение способность ХАМАСА атаковать Израиль. Израильское правительство рассматривает Газу как государство де-факто, где ХАМАС несет ответственность за применение силы, хотя время от времени, в 2019 и 2022 годах, оно предпочитало напрямую реагировать на угрозу со стороны исламистов. Иерусалим хочет, чтобы ХАМАС был достаточно слаб, чтобы его удерживали от развязывания вооруженного конфликта, и в то же время достаточно силен, чтобы навязать свою волю любому потенциальному конкуренту, такому как джихадисты или салафитские группировки. Израильтяне также стремятся удержать Египет на своей стороне как силу, которая может и поможет обеспечить спокойствие и стабильность и поддержать  экономику  Газы в той степени, чтобы  заставить ХАМАС более осторожно относиться к началу военных действий. Израильтяне также считают, что разделение между ХАМАСом в Газе и Палестинской национальной администрацией на Западном берегу выгодно для их интересов. В Газе Иерусалим играет ключевую роль в разработке правил, которые определяют, что стороны могут делать, а чего не могут. Такие правила разработаны для того, чтобы дать израильтянам возможность сдерживать нападения, защищать территорию, поддерживать превосходство в разведке и одерживать решительные победы. Эти правила гарантируют ХАМАСУ, что его господство над Газой не будет оспорено и что в промежутках между раундами эскалации ему будет разрешено продолжать наращивание военной мощи, поскольку израильтяне редко наносят удар первыми, а ответы правительства на ограниченные атаки ХАМАСА всегда взвешены и соразмерны. Недостатки такого подхода очевидны: он дает ХАМАСУ возможность развивать свои наступательные возможности, увеличивать свою политическую власть и обрекать израильтян — особенно тех, кто живет в пределах досягаемости сектора Газа, — на постоянные угрозы со стороны террористов ХАМАСА.

Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) определяет победу как достижение своей миссии. В контексте ХАМАСа это достигается путем нанесения ущерба, необходимого для обеспечения возобновления и относительно длительного периода спокойствия до следующего раунда. Это облегчает реализацию беспроигрышных сценариев, характерных для последних нескольких циклов, включая операцию «Страж стен» в мае 2021 года. В ходе этой операции ХАМАС заплатил высокую цену в военном отношении таким образом, что восстановил израильское сдерживание, но также достиг своих стратегических целей на палестинской политической арене, а именно позиционирования себя в качестве защитника Иерусалима и лидера палестинцев за счет ФАТХа. Он смог быстро восстановить свой военный потенциал и продолжать угрожать Израилю. Гораздо более эффективным определением победы было бы избавить Израиль от угрозы ХАМАСа, разоружив его, запретив его перевооружение и убедительно продемонстрировав, что угроза Израилю, бесспорно, противоречит его интересам. Достижение этой цели будет нелегким, но при надлежащей подготовке это может быть осуществимо в соответствующее время. Это должно быть целью Иерусалима. Он должен и далее совершенствовать свои превосходные разведывательные данные о террористических группах в Газе, совершенствовать и оптимально использовать свои оперативные возможности и лучше использовать свои дипломатические и юридические активы. ХАМАС признан террористической организацией странами, в поддержке которых израильтяне нуждаются в этом вопросе, поэтому разгром его следует рассматривать как законную самооборону.

Достижение настоящей победы также требует, чтобы Иерусалим пересмотрел свой режим работы в Газе. Израильтянам придется проявить инициативу и лишить ХАМАС возможности производить и разрабатывать новое оружие даже в отсутствие провокаций с его стороны. Это должно быть сделано в крупном масштабе, а не ограниченным способом, которым это делается сегодня. Экономическое давление является одним из особенно эффективных вариантов. Руководство ХАМАСа должно быть привлечено к ответственности до тех пор, пока оно подстрекает Израиль и угрожает ему, а также вооружается для выполнения своих угроз. Прочная победа также означает убедить ХАМАС (и Египет) в том, что, если не будет другого выбора, Иерусалим может начать наземную операцию против ХАМАСа, а также побудить жителей Газы к восстанию.

Стратегия победы

Должна быть сформулирована и реализована упреждающая и решительная стратегия, чтобы заставить ХАМАС принять новый свод правил, который избавит Израиль от этой угрозы. Такая стратегия продемонстрирует палестинцам силу и решительность израильтян. Это ослабит политическое положение ХАМАСа и направит сигнал сдерживания Ирану, «Хизбалле» и их союзникам. Это также может помочь дипломатическому процессу, продемонстрировав, что вооруженные нападения и джихад против Израиля вредят палестинцам и что их условия улучшатся только после того, как они примут Израиль как еврейское государство. Иерусалим должен пересмотреть свою стратегию и начать такую кампанию, чтобы навсегда покончить с угрозами ХАМАСА, и предпринять все необходимые шаги для реализации этой новой стратегии как можно скорее, особенно в случае, если ХАМАС снова совершит нападение. Что необходимо, так это не только изменение правил игры, но и изменение как в общественном дискурсе, так и в определении Иерусалимом победы. Это новое определение должно включать в себя лишение ХАМАСа возможности перевооружаться, чтобы у него было меньше возможностей для возобновления насилия против Израиля. После многих лет соблюдения правил и после неоднократного проведения операций с ограниченными целями израильскому правительству будет нелегко изменить правила и определение победы. Уклонение от принятия этих трудных решений увековечивает нынешнюю реальность «скашивания травы», когда каждый раунд эскалации наносит серьезный ущерб инфраструктуре ХАМАСа, но не может помешать ему быстро перевооружиться на более современное и боеспособное вооружение. Тем временем Иерусалим продолжает совершенствовать свои оборонительные и наступательные возможности для противодействия новым угрозам со стороны ХАМАСа и других групп. Действуя по принципу явных предпочтений (т. е. оценивая интересы юридических и физических лиц по их делам, предпочтениям и решениям, а не по их заявленным позициям), похоже, что израильское правительство предпочитает вариант «косить траву» любой альтернативе. Этот выбор также отражает понимание Иерусалимом своих ограничений на дипломатическом уровне, где любое изменение в политике может означать усиление напряженности в отношениях с международным сообществом, включая Соединенные Штаты, Египет и, возможно, другие арабские государства, такие как Иордания и Марокко, несмотря на их коллективную неприязнь к ХАМАСу. Поэтому вариант «косить траву» представляется меньшим злом в нынешних условиях. Тем не менее, это все еще проблематично. Это позволяет ХАМАСу наращивать свою силу и оставляет население Израиля под постоянной угрозой. Таким образом, вопрос заключается в том, возможно ли разработать и принять лучшие варианты, которые сделали бы победу Израиля очевидной, ослабили ХАМАС и уменьшили или даже устранили его угрозу для израильтян. Чтобы это произошло, необходимо изучить, какие изменения должны произойти, чтобы сделать возможным иной результат. Эти изменения должны будут затронуть военную и экономическую сферы, дипломатический и правовой контекст, дискурс Иерусалима и правила игры в Газе.

Военная победа

В военном контексте Израиль должен достичь способности полностью подавить способность ХАМАСаа и других групп совершать нападения из сектора Газа. Вместо того, чтобы рассчитывать главным образом на сдерживание для достижения этой цели, Иерусалиму следует улучшить свой и без того довольно хороший разведывательный охват Газы, чтобы добиться постоянного доминирования в разведке. Тогда израильские силы смогли бы сорвать большинство запланированных нападений до их начала и ликвидировать боевиков ХАМАСа на любом уровне. Сегодня Израиль еще не обладает этими передовыми возможностями, несмотря на хорошее покрытие и впечатляющие улучшения в определении целей заранее и в режиме реального времени благодаря внедрению междисциплинарной разведки. С оперативной точки зрения Иерусалиму необходимо продолжать совершенствовать свою систему противоракетной обороны (возможно, поможет внедрение лазерного перехвата), но, что более важно, он должен обрести уверенность в себе, чтобы безопасно действовать с воздуха, моря и земли против военной инфраструктуры внутри сектора Газа, точно так же, как это делается в районах, контролируемых Палестинской национальной администрацией или в Сирии. В последние годы израильтяне разработали важные инструменты, призванные приблизить страну к достижению этой цели. Наиболее важной среди них является концепция ведения войны с усилением разведывательной деятельности (LOCHAMAM в его аббревиатуре на иврите), которая предназначена для мобилизации и предоставления солдатам на местах всех возможностей разведывательного сообщества способом, который тактически соответствует сражению, в котором они участвуют. Другим важным потенциалом является улучшенная защита, предоставляемая наземным силам. Израильтяне добились некоторых прорывов в этом отношении с 2014 года, разместив в сухопутных войсках новые, более тяжелые бронетранспортеры и улучшив противоракетную защиту. Применение высокоточных боеприпасов с земли, воздуха и моря также значительно улучшилось. Чтобы убедить ХАМАС в том, что Израиль готов занять новую, более активную и наступательную позицию, включая, при необходимости, наземные операции, израильским силам следует проводить больше учений, ориентированных на операции в Газе с участием как регулярной армии, так и резервистов. Иерусалиму также следует начать кампанию по предотвращению наращивания военной мощи ХАМАСа по аналогии с текущими операциями в Сирии. Правительство должно развернуть силы в этом районе, как оно иногда делает во времена военной эскалации, провести тайные операции в Газе, которые можно отрицать, и использовать операции влияния, чтобы донести четкий сигнал.

Дипломатическое и экономическое оружие

Дипломатически Иерусалим может оказать давление на ХАМАС, чтобы он пересмотрел свое военное наращивание, точно так же, как в прошлом израильтянам удалось положить конец сотрудничеству Судана с ХАМАСом в поставках оружия в Газу. Сегодня, основываясь на тесном сотрудничестве в области безопасности с Египтом, улучшении отношений с Турцией, тесном сотрудничестве в области безопасности с некоторыми государствами Персидского залива и сотрудничестве с Катаром и Иорданией, Иерусалим может объединить усилия всех этих игроков, чтобы заставить ХАМАС пересмотреть выгоды от своих усилий по вооружению. Это может дополнить усилия в экономической сфере. Иерусалим должен обусловливать любой приток денег и экономической помощи, которые могут принести пользу ХАМАСу, прямо или косвенно, готовностью организации прекратить все попытки вооружиться. Это может быть одобрено многими потенциальными донорами Газы, если это будет сопровождаться, во-первых, объяснениями серьезных последствий безвозмездного предоставления без условий и, во-вторых, планом улучшения условий жизни в Газе, если ХАМАС прекратит все попытки приобрести оружие. Полная зависимость ХАМАСА от иностранных источников — и особенно от Израиля и Египта — для поддержания функционирования экономики Газы является ключевым инструментом в распоряжении израильтян. Его использование предполагает обусловливание притока средств, экономической деятельности и льгот, таких как въезд рабочих Газы в Израиль, принятием этого обоснованного требования, которое является компонентом соглашений Осло. Эти усилия имеют прочную правовую основу, поскольку Иерусалим передал ответственность за сектор Газа палестинцам в контексте соглашений Осло, в которых палестинцы обязуются не обладать оружием сверх согласованного. Вооружение, которое ХАМАС накопил сегодня, намного превышает то, что разрешено соглашениями. «Четверка», которая наблюдает за международными усилиями по содействию миру между Израилем и палестинцами, выдвигает три условия для признания ХАМАСа в качестве законного игрока, включая осуждение терроризма и принятие соглашений между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП), среди которых «Соглашения Осло». Очевидно, что у израильского правительства есть достаточные основания отказать ХАМАСу — террористической организации, признанной таковой в США и ЕС, — в обладании таким оружием для использования против израильтян и в использовании его таким образом, чтобы угрожать безопасности Израиля. Поэтому Иерусалим обязан предпринять жесткие шаги, чтобы заставить ХАМАС разоружиться и лишить его возможности перевооружаться. Израильтяне должны иметь возможность рассчитывать на поддержку каждой страны и организации, которые признают статус ХАМАСа как террористической организации.

Изменение правил

Выдвижение этих требований к ХАМАСу и принятие этой новой политики в отношении угроз из сектора Газа, хотя и оправданные и осуществимые, требуют от Иерусалима пересмотра некоторых правил игры и изменения дискурса о Газе в израильском обществе. Например, необходимо пересмотреть правило, предусматривающее, что израильтяне не будут проявлять инициативу и ограничатся ответными мерами. Если израильское правительство хочет заставить ХАМАС разоружиться или прекратить вооружение, оно должно иметь возможность действовать по собственной инициативе, в выбранное им время и в выбранном месте, чтобы вместо ограниченных военных действий против объектов по производству оружия оно могло нанести удары по жизненно важным местам, используемым для производства или хранения оружия, по мере их обнаружения. Согласно действующим правилам, ХАМАС может заранее узнать, когда его объектам угрожает опасность, и принять необходимые меры для минимизации ущерба, зная, что он может ожидать лишь минимальной атаки. Это позволяет ХАМАСу поддерживать закупки и производство оружия в промежутках между нападениями. Операция «Страж стен» является ярким примером того, насколько обречено на провал это правило. За несколько дней до начала операции ХАМАС угрожал запустить ракеты и предпринял необходимые приготовления к нападению. Если бы Иерусалим знал об этих конкретных приготовлениях, он мог бы предотвратить запуски ракет и заставить ХАМАС заплатить гораздо большую цену за свои намерения. Если бы израильтяне проявили инициативу и нанесли упреждающий удар по инфраструктуре ХАМАСа, действия правительства были бы вполне в рамках закона о вооруженных конфликтах, не только потому, что ХАМАС является признанной террористической организацией, но и потому, что было ясно, что ХАМАС планирует напасть на Израиль. Это соответствует статье 51 Устава ООН. Такое намерение является достаточной причиной, и израильскому правительству по закону разрешено действовать превентивно против запланированного вооруженного нападения на своих граждан. В ходе операции «Рассвет» израильтяне действовали, чтобы сорвать заранее спланированное нападение совершенно законным образом.

Второе правило, описанное выше, — решение израильских правительств воздерживаться от применения долгосрочных санкций или оказывать давление на экономику Газы, чтобы помешать ХАМАСу вооружаться, — также следует пересмотреть. Поскольку потребность ХАМАСа обеспечивать жителей Газы является одним из его основных обязательств, экономические ограничения оказывают непосредственное влияние на его поведение. Вместо того, чтобы использовать их только в качестве возмездия после нападений на Израиль, их можно эффективно использовать, чтобы помешать ХАМАСу вооружаться. То же самое верно и в отношении экономических мер, которые Иерусалим принимает против ХАМАСа, чтобы побудить его воздерживаться от запуска ракет и придерживаться более длительных периодов затишья. Эти меры могут и должны быть обусловлены обязательством ХАМАСа прекратить вооружение и в конечном итоге разоружиться. Эти действия также должны зависеть от готовности ХАМАСа продвинуться вперед в решении вопроса о задержанных в Газе и удерживаемых им трупах двух израильских солдат.

Что касается правила, предоставляющего иммунитет высшему эшелону лидеров ХАМАСа, израильтяне должны четко дать понять, что до тех пор, пока ХАМАС продолжает вести себя как террористическая организация без разделения на политическое и военное крыло, и до тех пор, пока он вооружается, его политическое руководство является законной целью, и не только в контексте конфронтации высокой интенсивности. Дополнительное правило, согласно которому Иерусалим позволяет ХАМАСу действовать против страны из других районов, не рискуя своими активами в Газе, также должно быть пересмотрено. Это произошло после того, как ХАМАС запустил ракеты из Ливана в сторону Израиля в апреле 2023 года, и израильский ответ был сосредоточен на инфраструктуре ХАМАСа в Газе. Это правило оставляет ХАМАС свободным в действиях на Западном берегу и в Иерусалиме. За последние годы израильтянам удалось сорвать большинство запланированных нападений ХАМАСа из районов, контролируемых Палестинской национальной администрацией или Иерусалимом. Нет гарантии, что эти успехи будут продолжаться вечно, поэтому необходимо удержать ХАМАС от действий в других районах, пока его штаб-квартира находится в Газе. Продолжающиеся усилия убедить Турцию выдворить со своей территории офисы ХАМАСа, осуществляющие надзор за террористическими операциями на Западном берегу и в Иерусалиме, могут служить примером того, что можно сделать в отношении Газы. Если ХАМАС знает, что проведение террористических операций из районов, контролируемых Палестинской национальной администрацией, и из Иерусалима обходится дорого, он мог бы принять это во внимание. Аналогичным образом, относительно бездействия в ответ на подстрекательство ХАМАСа: Иерусалим должен попытаться разоблачить сообщения ХАМАСАа, чтобы оправдать шаги, необходимые для предотвращения его вооружения и разоружения. Очевидно, что организации, которая публично призывает к убийству израильских граждан и уничтожению государства Израиль, нельзя позволять вооружаться, как это делает ХАМАС.

То же самое можно сказать и о Ближневосточном агентстве ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Израильское правительство вежливо относится к этой организации, несмотря на ее пагубные действия, поскольку считает, что БАПОР способствует обеспечению спокойствия среди населения Газы и помогает улучшить условия жизни в секторе. Это понятно, как краткосрочная логика, но если Иерусалим желает изменить ситуацию в Газе в долгосрочной перспективе, он должен принять политику, которая признает БАПОР частью проблемы, а не частью решения. К вопросу о беженцах не следует относиться таким образом, чтобы увековечить проблему, а именно для этого и предназначено БАПОР. Как минимум, израильтяне должны настоять на том, чтобы БАПОР убрало из своих учебников любую идеологическую обработку и разжигание ненависти. Он также должен отстраниться от всех сотрудников, особенно учителей, которые являются членами ХАМАСа или открыто поддерживали нападения на Израиль, и осудить их. Более широкой целью должно быть расформирование БАПОР. Обращение с беженцами должно быть передано агентству, ответственному за предоставление услуг всем другим беженцам по всему миру, а именно ООН. Верховная комиссия по делам беженцев (УВКБ ООН), которая определяет беженцев совсем по-другому и фокусируется на заботе о нуждающихся людях, а не на политической агитации. Пересмотр правила, согласно которому Иерусалим остается молчаливо приверженным тому, чтобы не прекращать правление ХАМАСа в Газе, является ключевым для изменения динамики этого конфликта. Пока ХАМАС знает, что израильтяне не попытаются выкорчевать его из Газы, он может продолжать вооружаться и периодически совершать нападения, зная, что цена, которую он заплатит, может быть тяжелой — особенно если Иерусалим изменит другие упомянутые правила, — но не экзистенциальной. История учит, что, хотя западные державы, включая Соединенные Штаты и Израиль, стараются избегать чрезмерной реакции на вражеские провокации, собственные решительные действия врага могут спровоцировать драматическую и решительную реакцию. Две войны Израиля в Ливане, а также операция «Оборонительный щит» (2002) являются примерами такой динамики. Разъяснение этого как одного из жизнеспособных вариантов Израиля может не только сдержать ХАМАС и облегчить его убеждение прекратить вооружение, но также может побудить Египет оказать дальнейшее давление на ХАМАС и ужесточить свой контроль над маршрутами контрабанды оружия. Египет всегда стремится избежать любой решительной израильской операции, которая могла бы подорвать его собственную стабильность. Для свержения ХАМАСа необязательно потребуется наземная операция. Большая часть работы может быть выполнена с помощью сил противостояния, но убедить ХАМАС и Египет в том, что такой вариант осуществим, требует готовности серьезно подумать, а затем подготовиться к наземной операции. Большая часть этой операции могла бы быть сосредоточена на менее населенных районах и на Филадельфийском коридоре между Египтом и Газой. Тем не менее, некоторые из них могут произойти в густонаселенных районах.

Единственное правило, к которому не следует возвращаться, — это приверженность Иерусалима международному праву и его усилия по минимизации сопутствующего ущерба. Это не является препятствием для достижения целей, которые должно ставить правительство; напротив, это подтверждает, что израильское правительство занимает высокие моральные позиции. Это само по себе не может гарантировать какого-либо смягчения международной критики, которую вызовут такие израильские действия, но для израильтян чрезвычайно важно знать, что они поступают правильно.

Угроза ХАМАСа

Вдобавок ко всему, достижение цели помешать ХАМАСу вооружиться самому или убедить его разоружиться требует изменения в дискурсе Израиля об отношениях с Газой.

Во-первых, должно быть понимание того, что угроза ХАМАСА носит стратегический характер и, следовательно, стоит усилий, необходимых для ее устранения. Хотя ХАМАС не представляет такой большой угрозы, как Иран или «Хизбалла», его готовность применить силу и частота нападений на Израиль намного выше, и, следовательно, это делает его стратегической проблемой, а не просто помехой. До тех пор, пока многие израильтяне считают угрозу ХАМАСа хронической проблемой ограниченной важности, поскольку другие проблемы более насущны, правительство не сможет заручиться необходимой общественной поддержкой для такой операции.

Во-вторых, отношение к риску жизнями солдат в наземной операции должно измениться, как упоминалось ранее, чтобы убедить ХАМАС в том, что наземная операция представляет реальную угрозу. Стратегия, пропагандирующая правление ХАМАСа в Газе как преимущество Израиля в более широком контексте палестинской проблемы, также должна быть переоценена.

Достижение этого требует постоянных усилий по убеждению общественности путем использования стратегий, описанных в этом документе. Политический класс в Израиле должен разобраться с этим вопросом, а также организации гражданского общества и гражданские лица в целом. Проект победы Израиля (IVP) и лобби Победы Израиля в Кнессете, которые являются двухпартийными, имеют все возможности для того, чтобы возглавить эти усилия. Организации гражданского общества, такие как HaBitchonistim, также могут помочь. Тем не менее, эти группы должны быть дополнены народными движениями с более широким участием гражданского общества из района вокруг Газы. Поскольку Израиль сталкивается с множеством угроз и вызовов, концентрация внимания на конкретной проблеме недолговечна и не в состоянии навсегда изменить ход разговора.

Заключение

Должна быть сформулирована и реализована упреждающая и решительная стратегия, которая в конечном итоге заставит ХАМАС принять новый свод правил, который избавит Израиль от угрозы, которую представляет контролируемая ХАМАСом Газа. Такая стратегия также продемонстрирует палестинцам силу и решительность Израиля, ослабит политическое положение ХАМАСА и пошлет четкий сигнал сдерживания Ирану, «Хизбалле» и их союзникам. В конечном счете, это может также помочь дипломатическому процессу, продемонстрировав, что вооруженные нападения и джихад против Израиля вредят палестинцам и что их условия улучшатся только после того, как они примут Израиль как еврейское государство. Пришло время начать обсуждение деталей такой стратегии.

56.07MB | MySQL:116 | 0,815sec