В Университете Райхмана (до 2021 г. Междисциплинарный центр в Герцлии) прошла 20-я Герцлийская конференция, в которой традиционно приняли участие высокопоставленные официальные лица, бывшие и действующие политики и военные, главы спецслужб и другие деятели не только Израиля, но и США, Европы, а также дружественных арабских стран. В этом году среди спикеров: президент Израиля Ицхак Герцог, министр обороны Йоав Галант, начальник Генштаба Армии обороны Израиля Герци Халеви, лидер оппозиции и предыдущий премьер-министр Яир Лапид, посол США в Израиле Том Найдс, заместитель министра иностранных дел Азербайджана Фариз Рзаев, глава Представительства Королевства Марокко в Тель-Авиве Абдеррахим Бейюд, государственный министр в МИДе ФРГ Тобиас Линднер и многие другие[i].
Отмечается, что конференция состоялась в особенно сложный период для Израиля, что придает ей уникальное значение. В ходе пленарных заседаний обсуждались текущие процессы, анализировались угрозы Израилю на внутренней, региональной и глобальной аренах в эпоху неопределенности.
Начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля Герци Халеви свое выступление начал со стратегии Израиля в условиях кардинальных изменений в мире. По его словам, Израилю необходимы более широкие рамки безопасности на фоне соперничества между Китаем и другими державами. Иран он назвал не супердержавой, но очень сильным государством, которое противостоит цивилизациям. В этой связи он упомянул книгу С.Хантингтона «Столкновение цивилизаций», согласно которой в случае с Ираном речь идет не о вражде с Израилем или США, а о столкновении с Западом как таковым, с его ценностями, на Ближнем Востоке.
Война между Россией и Украиной, по словам Г.Халеви, преподает два урока. «Первый заключается в ведении современной войны. Россия вторглась на Украину как это делали армии в 20-м веке и натолкнулась там на децентрализованного врага, развернутого по образцу 21-го века. Это привело к тому, что преимущества от децентрализации не сработали». Из этого он делает вывод, что ЦАХАЛ должна строится с учетом того, что придется столкнуться с децентрализованным противником в боевых действиях 21-го века. Второй урок из российско-украинской войны, который извлек Г.Халеви, это «дух войны, который опрокинул сухие расчеты баланса сил на бумаге». Поэтому оборона Израиля должна оставаться миссией в качестве ценности для всего народа.
США – важнейший стратегический союзник Израиля, и они должны оставаться таковыми в будущем. Американцы уже способствовали заключению Израилем мирных договоренностей с арабскими странами и должны помочь продолжить эту тенденцию.
Израиль и его армия считаются в регионе очень сильными, но он не может полагаться на то, что ситуация вокруг него будет спокойной.
Иран рассматривается в Израиле сквозь призму ядерной программы и его угрожающей деятельности в регионе. В ядерной сфере иранцы за последние годы совершили прорыв, и сейчас они обладают негативным (для Израиля) потенциалом.
Что касается действий в регионе, Иран вовлечен во все процессы, происходящие вокруг Израиля. В любом враге еврейского государства в той или иной мере прослеживается иранский отпечаток. По словам Г.Халеви, Израиль может причинить ущерб Ирану.
По поводу сближения стран региона с Тегераном, по его мнению, это происходит не по причине того, что они уважают или доверяют Ирану, это стало результатом их желания понизить градус противостояния и не доводить дело до столкновения с ним.
Согласно Г.Халеви, израильская армия в целом подготовлена к противодействию врагу в пределах своего ближайшего окружения, но не обладает экспедиционными корпусами, это не в военной культуре Израиля. Но такие возможности необходимо создавать. Иран – большое государство, в 70 раз больше Израиля, и когда он разворачивает на такой территории все свои возможности, необходимо определить места, по которым придется наносить удары. Это уже другой вызов, отличающийся от тех, с которыми Израилю приходилось сталкиваться в прошлом.
По его словам, «в Иране проживает в 10 раз больше населения, чем в Израиле. Он обладает огромной экономикой, и в зависимости от методов расчета, он приближается к израильским экономическим показателям, по некоторым превосходит. Но преимуществом Израиля является ВВП на душу населения, который в 4 р. превышает иранский показатель».
Г.Халеви полагает, что для противодействия Ирану израильской армии нужно усиливаться, приобретать больше возможностей и добиваться больших количественных показателей. Что касается сценария конфликта одновременно на нескольких аренах – это тем более сложный вызов. Он заверил в том, что Израиль не намерен вести войну против Ирана по примеру того, как он противостоит врагу на одном театре военных действий. У него есть все возможности при необходимости дать отпор 3-5 противникам.
Отвечая на вопрос относительно необходимости поддерживать в израильской армии маневренные возможности в эпоху высокого уровня разведки и наличия высокоточных ракет, он отметил важность психологического фактора. Враг должен опасаться того, что израильский сапог и танки войдут на его территорию. Одновременно он подчеркнул, что задача заключается не в маневренности образца 20 века, а той, которая отвечает войнам 21-го века – наличие хорошей разведки и высокоточного оружия. Именно к этому стремится ЦАХАЛ.
Начальник генштаба ожидает, что в Израиле экономика будет укрепляться, тогда как в соседних странах тенденция будет обратной, поэтому нужны хорошо защищенные границы от потоков рабочих мигрантов и вызванных нехваткой воды.
Что касается Ливана, Г.Халеви отметил, что эта страна переживает очень сложные политические и социально-экономические проблемы. Главным вызовом для Израиля является усиление «Хизбаллы», чему израильские военные успешно препятствуют. Задача заключается в том, чтобы поддерживать и даже увеличивать качественный разрыв между военной готовностью Израиля и этой шиитской организации, а также всегда рассматривать возможность проявления инициативы, которая обеспечит преимущество.
По мнению Г.Халеви, Израиль успешно сдерживает «Хизбаллу» от вступления в полномасштабную войну. Руководство этой организации знает как Израиль оценивает ситуацию и это оказывает сдерживающий эффект. Они бросают вызов ЦАХАЛу в тех областях, которые не приведут к полномасштабному столкновению. По оценке израильского военачальника, это правильный путь для организации врагу сюрпризов тогда, когда это потребуется. Израильская армия хорошо подготовлена к боестолкновениям на северной арене, и боеготовность ЦАХАЛа повышается ежедневно. Он подчеркнул, что в этом случае ситуация в тылу в районе северного фронта будет сложной, несмотря на то, что военные знают как и что делать. Однако для «Хизбаллы» и гражданского населения Ливана положение будет намного хуже.
По поводу Сирии, Г.Халеви отметил, что Иран использует ее как потенциальную арену для столкновения с Израилем. Он привел «данные», согласно которым «любая страна, которая за последние годы сохраняла лояльность Ирану, сегодня является недоразвитой или разрушенной без будущего». Он предположил наличие возможности воспользоваться возвращением Сирии в Лигу арабских государств, чтобы через арабские страны повлиять на Иран посредством Дамаска.
На палестинской арене Г.Халеви отметил увеличение террористических атак на Западном берегу р. Иордан и терактов, организованных оттуда. Анализ причин этой волны насилия он видит в том, что молодые палестинцы не были свидетелями военной операции ЦАХАЛа на этой территории, поэтому считают, что с помощью терактов им удастся добиться хороших результатов. Другая причина – уровень жизни сильно разочаровывает молодежь, что сказывается на их отношении к Израилю.
По его словам, израильская армия предпринимает «активные профессиональные и основанные на высоких ценностях действия для предотвращения террористических атак на Западном берегу р. Иордан». Каждый террорист, совершивший атаку, или только планирующий это сделать, неизбежно столкнется с ЦАХАЛом.
На стратегическом уровне израильская армия должна решать задачи, которые определяются путем ответа на два вопроса – хочет ли Израиль контролировать хаос на Западном берегу р. Иордан или получить там власть ХАМАСа.
Что касается сектора Газа, Израиль действует в этом анклаве в соответствии со стратегическим треугольником, пытаясь стабилизировать там ситуацию, сдержать ХАМАС и поддерживать готовность к действиям в этом нестабильном регионе, чтобы не допустить усиления правящего в анклаве движения. Третья составляющая – усилия в гуманитарной сфере, которые помогают поддерживать стабильность.
Эскалацию напряженности до и во время месяца Рамадан в этом году Г.Халеви объяснил действиями «Палестинского исламского джихада», тогда как у Израиля есть два рычага воздействия на сектор Газа – военный (проведение военных операций) и гражданский (ХАМАС несет ответственность за 2,2 млн жителей анклава). Однако в эту схему вмешался «Палестинский исламский джихад», по которому были нанесены целенаправленные удары (ликвидированы 6 высокопоставленных командиров военного крыла организации, не считая «незапланированных потерь»).
По поводу гибели гражданского населения во время операций ЦАХАЛа, Г.Халеви заверил, что израильские военные делают все возможное, чтобы их избежать, но нельзя достичь полной уверенности. Тем не менее, решение принимается по принципу – «если мы не убьем террористов, даже если это предполагает «сопутствующий ущерб», тогда мы принимаем тот факт, что они убьют израильских граждан». Он подчеркнул, что командиры «Палестинского исламского джихада» были ликвидированы не по причине мести за уже совершенные ими деяния, а в связи с полученной информацией об имеющихся у них планов.
Сектор Газа Г.Халеви назвал очень сложным районом, который таковым останется в будущем, но на данный момент он с уверенностью заявляет, что Израилю удается сдерживать ХАМАС на много успешнее, чем раньше.
По поводу принятия в Израиле многолетнего плана ЦАХАЛа, начальник генштаба заявил, что израильская армия с момента Второй ливанской войны занимается наращиванием возможностей, необходимых для ведения войн 21-го века. Это войны против террористических организаций, которые превращаются в скрытые вражеские террористические вооруженные формирования.
По его мнению, в развитии ВС приоритет следует отдавать знаниям в эпоху информационной революции и искусственного интеллекта. Другой важный аспект – точность, позволяющая поражать цели без расхода ненужных ресурсов. Третий элемент – мощь, которую необходимо демонстрировать. Все эти понятия он считает нужным сочетать с гибкостью. В войнах 20-го века основным элементом была география, которая не отличается гибкостью. В следующие 20 лет технологии окажут огромное воздействие на феномен войны, но человек останется ее основным элементом.
Г.Халеви обозначил несколько элементов многолетнего плана ЦАХАЛа. Прежде всего, отношения между обществом и армией. Статус ЦАХАЛа как народной армии, даже если не все части общества проходят в ней службу, переводит ее в разряд структуры, управляемой командованием наивысшего качества. Всеобщая воинская повинность является инструментом привлечения качественной молодежи, поэтому отказываться от этой системы ни в коем случае нельзя, особенно в таком регионе. Он призвал молодежь из ортодоксального сектора активнее идти в армию, так как от этого выиграют все. По его мнению, важно также сохранять в армии профессиональные кадры. Помимо этого многолетний план направлен на привлечение в армию лучших представителей молодежи, которые через 20 лет станут бригадными генералами. Он назвал моральным долгом прилагать усилия по обучению и снабжению резервистов.
Г.Халеви подчеркнул, что целями развития ЦАХАЛа является достижение ежедневной готовности к действиям по любому сценарию; сопряженность между различными частями израильской армии; сохранение ее аполитичного характера.
Он отметил, что в Израиле уникальная модель резервистской службы, однако недопустимо использовать резервистов в иных целях, кроме обеспечения безопасности. В не писаном договоре с резервистами зафиксировано, что они являются на службу по призыву без каких-либо оговорок. Как только они надевают форму, их политические или иные предпочтения уже не имеют значения. По последнему по времени призыву на сборы явились 95% тех, кого призвали.
В завершении Г.Халеви напомнил, что в этом году ЦАХАЛ отмечает 75-летие со дня создания. В следующем десятилетии военное командование намерено приложить все усилия, чтобы израильская армия могла сдерживать врага, одержать победу во всех случаях. Служба в армии должна оставаться национальным делом и обязанностью всех граждан Израиля[ii].
[i] Speakers. https://www.runi.ac.il/en/research-institutes/government/ips/herzliya-conference/hc2023/speakers/
[ii]Chief of the General Staff, IDF. https://www.runi.ac.il/en/research-institutes/government/ips/herzliya-conference/hc2023/vod/