После образования Государства Израиль оно не могло найти союзников в исламском мире. Однако Королевство Марокко, будучи мусульманским, все же имеет давние и довольно тесные отношения с израильтянами. Это касается как экономики, так и политики и военной сферы. Необычен подход одного из марокканских монархов, Хасана II, к арабо-израильским отношениям и ближневосточному конфликту.
Отношения между Израилем и Марокко можно назвать позитивными (это не означает такого же отношения к евреям, населяющим страну). В отличие от других арабских государств, королевство старалось минимально вмешиваться в арабо-израильский конфликт. Дипломатические отношения между странами поддерживаются на уровне исполняющих обязанности послов, однако в 2005 г., во время визита Шимона Переса в Рабат, обсуждалась возможность открытия посольств. По данным израильской прессы, в сентябре 2009 г. этот вопрос вновь поднимался во время африканского турне нынешнего министра иностранных дел Израиля Авигдора Либермана.
В отношениях Королевства Марокко и Израиля немалую роль играют и США. В Рабате вовремя поняли, что разрывая колониальные отношения с Испанией и Францией, придется переориентироваться либо в сторону арабских соседей, либо в сторону США. Тогдашний король Мухаммед V принял решение в пользу Вашингтона. Он также осознал, что сотрудничество с американцами не может идти отдельно от Израиля, который стал одним из основных союзников США в регионе. Благодаря своему географическому местоположению, Марокко фактически стало американскими «дверями» в Африку и на Ближний Восток.
Была и другая причина, которая способствовала тесным отношениям между Марокко и Израилем. Именно в Марокко проживала самая многочисленная еврейская община среди арабских стран. После 1912 г. много евреев переехали в Марокко из Алжира и Туниса. К 1939 г. еврейское население Марокко составляло 225 тыс. человек. Во время Второй мировой войны французская часть Марокко (управлялась вишистской администрацией) ввела ряд ограничений для евреев. Сразу после высадки союзных войск в ноябре 1942 г. по всей стране прошла волна погромов как со стороны вишистов, так и со стороны мусульман. В 1943 г., с приходом к власти голлистов, экономический, юридический и общественный статус евреев был восстановлен. Перепись населения 1951 г. показала, что численность евреев во французском и испанском Марокко вместе составляла 222 тыс. человек.
Положение еврейской общины в Марокко несколько изменилось к лучшему после провозглашения независимости королевства в 1956 г.: евреи были уравнены в правах с мусульманами и получили право голоса. Однако вскоре, в том же году, выезд в Израиль был законодательно запрещен, большинство евреев-чиновников были уволены, а сионистская деятельность запрещена. Тем не менее правительство часто закрывало глаза на массовую эмиграцию: в 1948–1956 гг. в Израиль репатриировались около 67 тыс. человек, а за время нелегальной алии в 1956–1960 гг. — 47 тыс.
Некоторые перемены в положении евреев произошли после вступления на королевский престол в 1961 г. Хасана II. Под давлением международного общественного мнения он официально разрешил эмиграцию в Израиль и старался обеспечить безопасность и равноправие евреев в Марокко. Таким образом, в 1961–1964 гг. в Израиль переехали 100 тыс. евреев из Марокко.
И все же даже мировая общественность не могла остановить еврейские погромы в королевстве, имевшие место во время Шестидневной войны и войны Судного дня. В связи с этим резко выросло и число желающих покинуть страну: за 1965–1971 гг. алия из Марокко составила 30159 человек. Таким образом, к 1986 г. израильская община выходцев из Марокко насчитывала 473 тыс. человек.
Политическая ситуация в Марокко, войны и погромы способствовали тому, что богатые еврейские семьи спешили покинуть страну. На новом же месте, в Израиле, они оказывались в тяжелом экономическом положении: доходы 20% марокканских евреев были ниже прожиточного минимума. С началом стабилизации ситуации в Марокко многие евреи вернулись в страну, а некоторые приобрели огромное влияние посредством марокканско-израильского бизнеса.
Марокканский подход к арабо-израильскому конфликту отличался от общего подхода остальных мусульманских стран региона. В конце 1950-х гг. Хасан II, имеющий европейское воспитание, будучи одновременно восточным деспотом и светским политиком, во время своего визита в Бейрут шокировал представителей ливанской интеллигенции заявлением о том, что есть лишь один способ разрешить конфликт с Израилем: подписать мирные договора и после этого принять его в Лигу арабских государств.
Монарх считал, что Израиль вовсе не чуждый элемент на Ближнем Востоке. Подход Хасана II к арабо-израильскому конфликту формировался под воздействием нескольких факторов: необходимость остаться верным арабским общественным нормам, вера в необходимость дипломатического решения конфликта, желание короля играть одну из основных ролей в мирном процессе. Одновременно Хасан II старательно культивировал себя как арабского лидера. Кроме того, его взгляд на еврейско-арабские отношения шел через призму идеализации взаимоотношений между арабами и евреями в Марокко, где, несмотря на вспышки ненависти к местным евреям, на протяжении истории все же поддерживались добрососедские отношения.
В 1976–1977 гг. Марокко выдвинуло ряд тезисов, касающихся арабо-израильских отношений, которые могли бы примирить стороны. В частности:
— историческая связь между евреями и арабами такова, что оба народа являются «детьми Авраама», а также «внуками Исмаила и Исаака». Эта родственность могла бы сформировать базис для дальнейшего развития и модернизации Ближнего Востока;
— возможности Израиля могли бы также оказать воздействие на модернизацию и развитие арабского мира;
— опасность для арабского мира представляет продолжение конфликта с Израилем;
— необходимы сосуществование и интеграция, что потребует от Израиля аннулирования территориальных итогов войны 1967 г., создание Палестинского государства со столицей в Иерусалиме, а также абсолютный мир, признание и интеграция между Израилем и арабскими государствами;
— для решения проблем необходим диалог, в том числе между Израилем и ООП.
Во время Шестидневной войны, чтобы избежать лишних вопросов о связях израильтян и тогдашнего монарха Хасана II, в помощь египтянам был послан символический воинский контингент. Примерно такие же действия Марокко предприняло в 1973 г. во время войны Судного дня. Публичная поддержка королевством египетского президента Анвара Садата после его визита в Иерусалим была непоколебимой на протяжении последующих месяцев, включая время его визита в Вашингтон в 1978 г. Да и на обратном пути, после подписания Кемп-Дэвидских соглашений, Садат сделал остановку в Рабате.
Позднее между Рабатом и Каиром наступило охлаждение политических отношений. Однако король Марокко не собирался выпускать из рук тему отношений с Израилем. В 1981 и 1982 г. в Фесе прошли два арабских саммита, продвигающих инициативу Хасана II по «арабскому мирному плану»: признание Израиля в обмен на отход к границам 1967 г. и создание Палестинского государства.
Для марокканского короля статус главы комитета, делегированного для разъяснения и представления Фесских принципов мировому сообществу, был крайне важен тем, что придавал некую форму его попыткам дипломатического участия в конфликте.
Затем последовал еще один арабский саммит (Касабланка, август 1985 г.). В конце 1985 г. Хасан II открыто заявил о желании встретиться с тогдашним израильским премьер-министром Шимоном Пересом для продолжения диалога. Уже в апреле 1986 г. он предложил делегировать главу арабского государства для начала переговорного процесса с наиболее влиятельными представителями израильских властей. Себе он отводил роль представителя принципов, принятых в Фесе, а также ответственного за переговорный процесс с Израилем.
К большому сожалению марокканского монарха, его попытки созвать экстренный арабский саммит для налаживания межарабского диалога ни к чему не привели. Но это его не остановило. В конце июля того же года Хасан II принял Ш. Переса в своей резиденции. И хотя эта встреча также не принесла результатов, она стала еще одним важным этапом в арабо-израильских и мароккано-израильских отношениях, подчеркнув уникальный подход Хасана II к этим вопросам.
Защищая свои действия перед марокканской аудиторией в телеэфире, марокканский король подчеркнул и потребность в диалоге с Израилем, и твердость Марокко в соблюдении коллективных арабских принципов. Но во многих арабских странах это скорее использовали против Марокко: «храбрые» марокканские люди, писала арабская пресса, наверняка «никогда не оставили бы» свою землю надолго занятой Израилем. Таким образом, Марокко сравнивали с израильтянами-оккупантами, проводя параллели между Западным берегом р. Иордан и Западной Сахарой, Марокканской Стеной и Стеной безопасности. (Это не помешало королю Мухаммеду VI в 2002 г. позвонить израильскому премьер-министру Ариэлю Шарону и призвать его «немедленно прекратить военную операцию на палестинских территориях, снять блокаду, наложенную на Ясира Арафата, и гарантировать палестинскому лидеру физическую неприкосновенность».)
Впоследствии Марокко оставило попытки наладить официальные отношения с Израилем и целиком переключилось на сотрудничество в экономике и социальной сфере. В мае 1999 г. Хасан II организовал в Марракеше первый съезд Всемирного союза марокканских евреев. В 2009 г. израильская туристическая компания, специализирующаяся на экзотических странах, объявила о слиянии с компанией Maroc Tours и открытии филиала в Марракеше. По оценке специалистов, это позволит ей контролировать 45% рынка израильского туризма в Марокко. Уже сейчас, по последним данным, королевство ежегодно посещают 5-7 тыс. израильтян.
Что же касается Израиля, то его интерес заключается в поставках в Марокко израильских технологий. В частности, речь идет о внедрении «экологичных» технологий при выщелачивании нефти. Помимо этого израильские компании активно внедряют свои технологии по переработке радиоактивного фосфогипса в экологически чистые гипсовые вяжущие, а также технологий по обогащению битумных фосфатов.
Не секрет и то, что именно израильские спецслужбы в свое время помогли в создании марроканской службы разведки. Более того, в 1963 г., во время конфликта между Марокко и Алжиром, из Израиля были направлены военные инструкторы, которые готовили марокканских офицеров, обучали пилотов, а также следили за ходом строительных работ по возведению фортификационных сооружений на мароккано-алжирской границе. Израиль через Иран продавал Марокко оружие, включая французские танки AMX-13. Израильские учебно-боевые самолеты, применявшиеся против египетских и сирийских войск в 1967 и 1973 г., также использовались марокканцами в боевых действиях в Западной Сахаре против фронта ПОЛИСАРИО. Ко всему прочему, по мнению израильского журналиста Шмуэля Сегева, в 1965 г. Израиль вел разведку арабского саммита в Касабланке и заранее смог обнаружить подготовку армий арабских стран к войне 1967 г. Об этом Сегев пишет в своей книге «Марокканская связь».
В сентябре 2009 г. появилась информация, что государственный фонд «Аль-Кудс», принадлежащий правительству Марокко, приобрел в Восточном Иерусалиме земельный участок площадью 1800 кв. м. Сумма сделки составила 5 млн долларов. Марокканская покупка была одобрена в израильских верхах и стала, как считают израильские СМИ, своего рода благодарностью за благожелательное отношение королевства к еврейскому государству. В свою очередь, фонд объявил, что на купленном месте появится арабский культурный центр «Дом Марокко». Председатель фонда заявил, что организация продолжит выкуп палестинских земель, находящихся в восточных районах Иерусалима. Более того, ранее, во время своего визита в Рабат в апреле 2007 г., тогдашняя глава МИДа Израиля Ципи Ливни поблагодарила Марокко за вклад в арабскую мирную инициативу и за участие в «Комиссии Аль-Кудс», представляющей арабские интересы в Иерусалиме.
Все это говорит о двусмысленности контактов как Марокко с Израилем, так и Израиля с Марокко. Далеко не каждая арабская страна в состоянии принять подобную политику своего мусульманского «брата».