Пакистан: отмена Указа о национальном примирении

Верховный суд/ВС Пакистана в декабре 2009 г. принял историческое решение о повторном рассмотрении всех судебных дел по обвинению в коррупции и «отмывании денег», которые были отменены экс-президентом-генералом Первезом Мушаррафом еще в 2007 г. на основании Указа о национальном примирении /National Reconsoliation Ordinance/NRO. Объявленная им «амнистия» в отношении должностных лиц была признана коллегией судей во главе с главным судьей ВС Ифтихаром Чоудхри не соответствующая Конституции.

Признание нелегитимным NRO, которой предоставил иммунитет политическим деятелям высшего ранга, открывает дорогу к возможному судебному преследованию сотен высокопоставленных политических деятелей и представителей гражданской администрации, в то время как сам Асиф Али Зардари защищен президентским иммунитетом согласно статье 248 (2) конституции Пакистана.

Решение ВС на деле означает, что ориентировочно 250 чиновников высшей и средней категории должны вновь предстать перед судом. Судебные дела по обвинению в коррупции были предъявлены им несколько лет назад, затем закрыты. В целом, в бытность Ифтихара Чоудхри на посту главного судьи ВС после его восстановления в должности в марте 2009 г. выявлено, что «более 8 000 политических деятелей официальных лиц уклонялись от соблюдения законодательства».

Также «судебные дела будут возобновлены против, по крайней мере, четырех министров действующей правящей коалиции». 18 декабря 2009 г. в аэропорту был задержан Ахмед Мухтар/ Ahmed Mukhtar, министр обороны Исламской Республики Пакистан. Он направлялся с официальным визитом в Китай, но был задержан под предлогом запрета покидать страну. Также в категорию «невыездных» попадают Бабар Хан Гаури/ Babar Khan Ghauri министр портов и судоходства и Рехман Малик, министр внутренних дел ИРП. Пресс-секретарь главы государства Фахатулла Бабар/ Farhatullah Babar поспешил заявить, что «не заведено или принято к дорасследованию ни одного судебного дела ни в одном суде» страны.

Решение ВС от 16 декабря 2009 г. практически парализовало административный аппарат Пакистана, так как подавляюще большинство членов кабинета министра и руководителей административного аппарата принадлежат к правящей Пакистанской народной партии.

Многие аналитики сходятся во мнении — ведущие политические партии Пакистана, восстановившись после правления военных, вновь вступают в смертельную схватку за власть, отодвигая на второй план и борьбу с терроризмом, которая впервые в истории приняла форму военных столкновений армии с боевиками на территории страны; и острейшие вопросы экономического развития (рост ВВП составил всего 2.5%), и гуманитарный, энергетический, продовольственный кризисы и т.д.

Оппозиция в лице второй по влиянию партии в стране Пакистанской мусульманской лиги (Наваз Шарифа) ПМЛ( Н), получив мощную поддержку юридического сообщества, сразу же потребовала отставки действующего кабинета министров и президента страны. «Черным законом» назвала оппозиция Указ о национальном примирении, подчеркнув, что упомянутый закон касается взаимоотношений двух лиц»

(Первеза Мушарафа и Беназир Бхутто — авт). Истоки данного решения ВС следует искать во-первых, в борьбе между тремя ветвям власти — исполнительной, законодательной и судебной; во-вторых, непримиримой политической вражде между двумя партиями — правящей Пакистанской народной партией/ ПНП и оппозиционной Пакистанской мусульманской лигой (Наваз Шарифа) ПМЛ (Н); в третьих, в позиции и отношении главного судьи ВС Ифтихара Мухаммада Чоудхри (личности сильной, противоречивой, первоначально обласканной, а затем отброшенной бывшей военно-гражданской администрацией Пакистана) по отношению к принятым указам в периоды, когда он был отстранен от должности главного судьи ВС Пакистана.

Первой убедительной политической победой экс-премьера Наваз Шарифа в 2009 г. можно назвать помощь в восстановлении в должности бывшего главного судьи ВС Пакистана Ифтихара Чоудхри в феврале 2009 г. На правящую администрацию было оказано беспрецедентное давление со стороны юридического сообщества и ПМЛ (Н), заявлением организовать марш протеста по всем четырем провинциям страны.

Борьба ПНП и ПМЛ (Н), как это часто бывает на Востоке, это борьба не только двух политических партий, это борьба двух кланов (ПНП собственно была создана семьей крупных землевладельцев провинции Синд — Бхутто; ПМЛ (Н) — представителем городской буржуазии провинции Панджаб).

Впервые две партии схлестнулись в яростной борьбе еще в конце 80-х годов ХХ века, когда Беназир Бхутто, дочь основателя Пакистанской народной партии Зульфикара Али Бхутто, вырвала победу у ПМЛ (Н) на всеобщих парламентских выборах в далеком ноябре 1988 г. после отмены военного режима.

ПМЛ (Н) взяла реванш спустя неполных два года, в ноябре 1990 г. Но в октябре 1993 г. вновь Беназир Бхутто возвращается к власти, и снова через несколько лет, в ноябре 1996 г. ее кабинет министров вынужден уйти в отставку. И во второй раз, в 1996 г. высший государственный пост в стране занял Навах Шариф.

В период правления Миан Мухаммад Наваз Шарифа в середине 90-х годов были предъявлены обвинения в коррупции экс-премьеру Б.Бхутто и ее мужу Асифу Али Зардари; последний провел несколько лет в пакистанской тюрьме по обвинению в коррупции (которые он охарактеризовал политически мотивированным ) В апреле 1999 г. Б.Бхутто с детьми спешно улетает за границу.

В октябре 1999 г. — кардинальный поворот в судьбе Наваз Шарифа — в результате военного переворота его смещают с должности премьер-министра. К власти пришла военная администрации во главе с генералом Первезом Мушаррафом. Бывший премьер был посажен в тюрьму по обвинению в измене родине, приговорен к пожизненному заключению; но в 2001 г. приговор был заменен высылкой из страны.

В 2007 г. в Пакистане проходят выборы, и президентские, и парламентские. Военная администрация, стремясь с одной стороны узаконить свои позиции во власти, а с другой, расширить социальную базу, ведет переговоры с Беназир Бхутто о политическом сотрудничестве и дальнейшем укреплении принципа разделения властей — Первез Мушарраф оставляет за собой высший государственный пост, премьер-министром должна была вновь стать Беназир Бхутто. Но она в добровольном изгнании за границей, вернуться в страну ей «не позволяют» судебные дела, как в самом Пакистане, так и за границей, в частности в Испании, Швейцарии и т.д.

Первез Мушарраф, президент и начальник штаба сухопутных войск ИРП, идет на беспрецедентный шаг — он подписывает Указ о национальном примирении/NRO в сентябре 2007 г. и путь на родину для Беназир Бхутто открыт. Она триумфально возвращается 18 октября 2007 г. «Амнистия была предложена Мушаррафом с тем, чтобы разрешить жене Зардари , Беназир Бхутто вернуться в страну, занять место в офисе, с целью возможного разделения власти с Мушаррафом». ВВС 18.12.09

Двумя неделями позже со второй попытки в Пакистан прилетает и Наваз Шариф, не сдержав обещания не возвращаться в страну и не заниматься политической деятельностью в течение десяти лет. И начался новый ожесточенный виток политической борьбы и человеческой неприязни двух семейств. Но в тот период противостояние сдерживалось официальной властью военных.

Далее события развиваются по написанному судьбой сценарию — в конце декабря 2007 г. погибает Б.Бхутто в результате террористического акта; в феврале 2008 г. должны быть проведены всеобщие парламентские выборы. Никто не сомневался в победе Пакистанской народной партии. За несколько дней до проведения, 15 февраля 2008 г. Асиф Али Зардари подает петицию в Высший суд провинции Синд. Суд, рассмотрев иск, на основании, опять-таки, Указа о национальном примирении «принял решение прекратить производство всех местных и зарубежных судебных дел» против него.

По свидетельству бывшего Генерального прокурора Абдул Кауум/Abdul Qayyum экс-глава государства «Первез Мушарраф дал указание действовать в соответствии с решением суда», а также приостановить рассмотрение дела Асифа Али Зардари в Швейцарском суде.

Многие аналитики полагали, что руководивший страной в тот период Первез Мушарраф все еще стремился следовать формуле разделения властей, а на место покойной Беназир Бхутто «поставить премьер-министром ее мужа — Асифа Али Зардари». Но события пошли по другому сценарию.

В августе 2008 г. президент Первез Мушарраф уходит в отставку под угрозой импичмента, и в сентябре на пост главы государства избирается Асиф Али Зардари, который сегодня фактически остается один на один с Наваз Шарифом.

2008 — 2009 гг. — период жесткого противостояния партий, критики ПМЛ (Н) действий правящей администрации практически по всем вопросам социально-политического и экономического развития пакистанского общества; но поводов к открытым призывам к отставке Зардари не было.

На декабрьское 2009 г. решение ВС действующее руководство отреагировал незамедлительно. «Партия пакистанского народа будет уважать решение суда», констатировала на следующий день после оглашения вердикта ВС газета «Доон»; «Зардари готов к любым вызовам, так как он хочет спасти Пакистан от превращения его во второй Афганистан». «Министры, члены ПНП не подадут в отставку, — заявила советник по прессе президента Фараназ Исфахани/ Farahnaz Isphahani, — любой гражданин считается невиновным, пока его вина не доказана вступившим в законную силу приговором суда, и нет обоснования для отставки министров» Dawn 19.12.09

Министерство юстиции в Берне также отреагировало отказом — «процедура рассмотрения дел против президента в Швейцарии не может быть инициирована до того момента как правительство Пакистана не сделает запрос», — заявил его представитель.

Ряд политических партий Пакистана выступили с осуждением заявлений об отставке президента Зардари. В частности Awami national party/ANW «будет оказывать всяческое сопротивление любой попытке, направленной на незаконное смещение президента Асифа Али Зардари и требованию отставки парламентариев, которым ВС Пакистана предъявит иск по обвинению в коррупции». Dawn 29.12.09

После недолгого оцепенения правящая Пакистанская народная партия пошла в атаку. Министр информации и радиовещания Камар Заман Кайра/ Qamar Zaman Kaira заявил о необходимости установления «прозрачной системы отчетности» всех политических деятелей, а также поставил под сомнение законность пребывания Наваз Шариф в стране, подчеркнув, что «его возвращение в Пакистан стало возможным только благодаря договоренностям между Беназир Бхутто и генералом в отставке Первезом Мушаррафом в тени Указа о национальном примирении». Dawn 04.01.10

Многие аналитики полагают, что «несмотря на давление на правительство, нет никаких признаков того, что правительство подаст в отставку».

52.21MB | MySQL:103 | 0,379sec