О факторах, влияющих на позицию США в отношении развития сотрудничества Саудовской Аравии и Республики Корея

Углубляющиеся экономические и политические связи между Республикой  Корея (РК) и Саудовской Аравией (КСА), закрепленные в конце ноября 2022 года во время встречи на высшем уровне в Сеуле, являются кульминацией отношений, которые начались еще в 1970-х гг. в разгар холодной войны. В течение этого десятилетия Южная Корея, в основном через усилия двух промышленных гигантов Hyundai и Samsung, направила десятки компаний и тысячи промышленных рабочих в Саудовскую Аравию для участия в одном из крупнейших строительных бумов в мировой истории. Теперь, полвека спустя, две страны перешли от простого обмена нефтедолларов на инфраструктуру к более широкому и дифференцированному партнерству в области высокотехнологичной электроники, связи и военной промышленности, в которых Южная Корея демонстрирует очевидный прогресс и в которых остро нуждается Саудовская Аравия. На ноябрьском саммите наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман (МБС) и президент Республики Корея Юн Сок Ель (ЮСЕ) подписали деловые сделки на сумму более 30 млрд долл. и договорились двигаться к «стратегическому партнерству, ориентированному на будущее».

Большинство дискуссий и переговоров в Сеуле касалось концептуального плана КСА «Видение 2030» по диверсификации своей экономики за пределы экспорта нефти. Центральным элементом этого грандиозного видения является проект стоимостью 500 млрд долл. по созданию гигантского экологически чистого и умного города Neom в северо-западной части страны. Непосредственно перед саммитом крупнейшие корейские компании подписали 26 контрактов и меморандумов о взаимопонимании по проектам Neom в области строительства, нефтехимии, фармацевтики, сельского хозяйства, игр и энергетики. Будущие двусторонние сделки могут включать участие РК в строительстве атомной электростанции в КСА и увеличение поставок южнокорейских военных технологий в королевство. При этом эксперты задаются вопросом: примут ли эти новые отношения США, которые поддерживают глубокие военные связи с обеими странами и рассматривают их как важных партнеров на фоне стремления воссоздать альянсы времен холодной войны для противодействия России, Китаю и Ирану?

В последние годы отношения США с обеими странами были неустойчивыми. Саудовская Аравия подверглась жесткой критике со стороны как американских либералов, так и консерваторов за нарушения прав человека, включая убийство журналиста Дж.Хашогги в 2018 году и поведение КСА в рамках военной интервенции в Йемене. Прошлым летом администрация Дж.Байдена заявила, что «пересмотрит» американо-саудовские отношения после того, как Эр-Рияд присоединился к России в голосовании за сокращение добычи нефти, якобы нарушив некое секретное обещание Вашингтону увеличить ее добычу.

До избрания президента ЮСЕ ранее в этом году инсайдеры Вашингтона считали Сеул неустойчивым союзником, готовым пойти на уступки Северной Корее и Китаю, но неспособным отказаться от претензий времен Второй мировой войны и примириться с Японией, самым важным союзником США в Тихом океане. В начале своего срока ЮСЕ, который пытался изменить политику предыдущего президента, подвергся критике за то, что пренебрежительно отозвался о спикере Палаты представителей Н.Пелоси во время ее визита в Сеул, а затем публично оскорбил Конгресс, назвав его членов «идиотами» после короткой встречи с президентом Дж.Байденом в Нью-Йорке.

Однако государственные структуры имеют решающее значение для стратегии США. При президенте Дж.Байдене Пентагон подчеркивал важность многонациональных альянсов под руководством США и стремился связать региональных партнеров с помощью оружия и систем связи, которые могут использовать все участвующие в альянсе стороны. Эта политика «оперативной совместимости», особенно с Южной Кореей и Японией, в первую очередь выгодна американским оборонным гигантам, прежде всего таким как Lockheed Martin.

В этом контексте представители Министерства обороны США не заинтересованы в том, чтобы РК и КСА отошли от этих структур альянса и стали более независимыми от Пентагона. По мере того, как южнокорейско-саудовские отношения развиваются в сфере безопасности, а РК расширяет свою военную промышленность, возникает вероятность столкновения интересов из-за масштабов их двусторонних связей и потенциального влияния южнокорейского экспорта на продажи оружия в КСА из США, который на сегодня является глобальным поставщиком оружия в ближневосточный регион. В августе 2022 года президент ЮСЕ объявил о планах вывести свою страну в высший эшелон военных подрядчиков. Южная Корея в настоящее время является восьмым по величине производителем оружия в мире, и ее экспорт таких товаров, как боевые самолеты, ракеты, артиллерия, танки и стрелковое оружие, увеличился на 177% в период с 2016 по 2022 гг. Республика Корея уже является крупным поставщиком современного оружия в ОАЭ, которые в 2021 году заключили сделку на сумму 3,5 млрд долл. на южнокорейские ракеты класса «земля-воздух». Ожидается, что эта выгодная сделка, которая является на сегодня самой крупнейшей зарубежной продажей Южной Кореи, повысит конкурентоспособность местных оборонных компаний на мировой арене.

Теперь, с учетом интересов КСА, Ближний Восток может стать следующим крупным рынком для РК. Военное сотрудничество между Сеулом и Эр-Риядом сделало решающий шаг в 2013 году, когда председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС РК прибыл в КСА, чтобы подписать соглашение об усилении оборонного сотрудничества в широком спектре областей, включая военную промышленность, материально-техническую поддержку, военные учения и подготовку.

В марте прошлого года Министерство обороны КСА подписало с Hanwha сделку на 800 млн долл. для поддержки своего оборонного потенциала. Оно также подписало контракты с тремя неназванными южнокорейскими оборонными компаниями на общую сумму 989 млн долл. Подробности этих контрактов не разглашаются из-за их деликатности. После того, как администрация Дж.Байдена запретила Саудовской Аравии импортировать наступательные вооружения США из-за ее участия в гражданской войне в Йемене, Эр-Рияд начал искать импорт оборонительных систем из других стран, включая Южную Корею. Соответственно, Hanwha стремится продать саудовцам оружие, такое как система противовоздушной обороны Biho-II.

Представляется, что требования США о сотрудничестве среди своих ближневосточных союзников могут свести к минимуму продажи Южной Кореи Саудовской Аравии, которая закупила у Соединенных Штатов военных товаров на сумму более 100 млрд долл. Например, на заседании американо-саудовского комитета по планированию в мае прошлого года высокопоставленный американский чиновник отметил, что обе стороны согласились с их сильным желанием расширять региональное сотрудничество и безопасность. Между тем, Пентагон запланировал ежегодные военные учения со странами Персидского залива в Саудовской Аравии в течение 2023 года, призванные, по планам Центрального командования США, «улучшить региональную, гражданскую и военную совместимость».

Таким образом, в складывающейся стратегической обстановке американские политики, вероятно, будут препятствовать военной промышленности Южной Кореи делать значительные успехи на прибыльном саудовском рынке или в регионе Персидского залива в целом. Но такие шаги по защите промышленности США могут иметь неприятные последствия, если любая из стран считает, что на карту поставлен их суверенитет, или если их двусторонние отношения с США ухудшатся.

53.32MB | MySQL:103 | 0,577sec