20 мая с. г. правительство Ирана утвердило 7-ой пятилетний план экономического развития страны. Необходимо отметить, что прежний пятилетний план закончился 21 марта 2021 года, однако разработка нового плана была отложена до формирования правительства ИРИ в августе того же года. Правительству понадобилось почти два года для того, чтобы выработать и принять новый пятилетний план. На такую задержку повлияли объективные факторы: рецессия и ухудшение экономической ситуации, связанные с санкциями; постоянный рост инфляционной нагрузки; попытки, часто безуспешные стабилизировать курс национальной валюты.
Для того, чтобы понять в каких условиях принимался пятилетний план, целесообразно понять, с какими макроэкономическими показателями Иран закончил 2022-2023 финансовый год (иранский год заканчивается 21 марта). В прошлом году Иран столкнулся с серьезным дефицитом бюджета. В течение первых семи месяцев иранского года, начавшегося в марте 2022 года, правительство получило только 66% доходов, ожидавшихся к ноябрю 2022 года. Этот факт вызвал жаркие дебаты в парламенте ИРИ, состоявшиеся в ноябре прошлого года. При этом налоговые сборы в Иране в прошлом году прошли на удивление аккуратно и оказались близки к заявленной сумме. Был перевыполнен и план по продаже бондов (государственных казначейских обязательств). А вот доходы от продажи нефти, основного экспортного товара Ирана, оказались ниже, чем было задумано. За первое финансовое полугодие они составили 56% от бюджетных ожиданий. Это объясняется большими потерями иранской стороны от дисконта нефти, комиссионных контрабандистам и потерями от обхода банковских ограничений. Для того, чтобы преодолеть дефицит, правительство ИРИ вынуждено было заимствовать деньги из Национального фонда развития в Фонд суверенного богатства.
Валовый внутренний продукт (ВВП) Ирана в 2022 году вырос на 3%. Исследование колебаний ВВП ИРИ вообще представляет собой занимательную картину. В 2015 году он сократился на 1,4% (это был последний санкционный год перед подписанием СВПД). В 2016 году рост ВВП составил 8,8%. Такой высоки показатель объяснялся частичным снятием санкций и увеличением нефтяного экспорта. В 2017 году рост составил 2,7%. В мае 2018 году администрация президента США Д.Трампа вышла из СВПД, что привело к ужесточению санкций. Спад составил 1,8%. В 2019 году ВВП упал на 3,1%. В 2020 году, несмотря на пандемию COVID-19, был зафиксирован рост ВВП 3,3%. В основном это объяснялось ростом ненефтяного экспорта Ирана и повышением налоговой дисциплины. В 2021 году рост составил 4,7%, а в прошлом году – 3%.
Инфляция в 2022 году, по информации Статистического центра Ирана, составила 48%, что без сомнения является очень высоким показателем. В благоприятные для экономики 2015-2016 годы инфляция составляла 10 -12%. В 2018 году в связи с возобновлением санкций она «подскочила» до 30% и после этого уже не снижалась. Что касается безработицы, то доклад МВФ, посвященный Ирану и вышедший в октябре 2022 года, оценивал ее в 9,4%. Правительство ИРИ давало данные в 8,9%. Безработица среди молодежи составила 16%. Рост промышленного производства составил 5,1% за счет металлургии и автомобильной промышленности. Интересно отметить, что 2022 год был провозглашен верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи «годом наукоемкого производства и создания рабочих мест». В то же время было зафиксировано определенное снижение темпов в сельском хозяйстве и строительном секторе. В 2022 году произошло значительное падение курса национальной валюты по отношению к доллару США. Впервые был зафиксирован на «черном рынке» уровень обмена 400 тысяч иранских риалов за доллар. Нисходящий тренд риала был зафиксирован с лета 2022 года, когда Иран и США не смогли договориться о возвращении к СВПД в Вене. После начала массовых протестов в сентябре 2022 года риал потерял 20% своей стоимости.
Высокая инфляция, к сожалению, привела к снижению покупательной способности иранцев. Цены на продукты питания и напитки в ноябре 2022 года выросли по сравнению с ноябрем 2021 года на 68%. Цены на такие базовые овощи как лук и помидоры, незаменимые в иранской кухне, поднялись на 16%.
Что касается внешней торговли ИРИ в описываемый период, то основным источником доходов, как и прежде, был экспорт нефти. Согласно сайтам Tankers Trackers.com и Vortex экспорт иранской нефти в 2022 году колебался от 860 тысяч до 1,1 млн баррелей в месяц. Основным импортером иранской нефти был Китай. Небольшие количества отгружались в Сирию и Венесуэлу. Определенное количество иранской нефти направлялось в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), откуда оно потом реэкспортировалось в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Традиционные в прошлом импортеры иранской нефти и газового конденсата – Южная Корея, Япония, Индия и некоторые государства Евросоюза, опасаясь американских вторичных санкций воздерживались от закупок в Иране. Иранская нефть в эти страны направлялась через третьи страны: Ирак, ОАЭ и султанат Оман. В период с марта по декабрь 2022 года Иран экспортировал ненефтяных товаров на сумму 32 миллиарда долларов. В основном это продукция нефтехимической промышленности, минеральные удобрения, сталь, автомобили, сельхозпродукция. В то же время иранский импорт составлял 37 миллиардов долларов. Таким образом, дефицит торгового баланса ИРИ составил в 2022-2023 годах 5%. Объем экспорта в 2022 году упал на 4%, а импорт увеличился на 15%. Основу иранского импорта составляют продукты питания и товары электроники (мобильные телефоны, компьютеры и т.д.). Крупнейшими торговыми партнерами Ирана в 2022-2023 годах являлись Китай, ОАЭ, Турция, Ирак и Германия.
Основным экономическим событием года в Иране стала отмена субсидий на базовые продукты питания. Необходимо пояснить, в чем состоял план правительства Эбрахима Раиси. Дело в том, что в недавнем прошлом в Иране существовали три курса обмена национальной валюты. Например, официальный курс (курс расчета по крупным правительственным контрактам) составлял 18000 риалов за доллар, а курс продажи физическим лицам – 32000 риалов. Для импортеров стратегических товаров первой необходимости, в первую очередь продовольствия, предусматривался курс 23000 риалов. Зачастую они покупали доллар у государства по сниженной цене, а потом продавали за 32000 на черном рынке. Такая легкая нажива вела к росту коррупции и опустошала государственный бюджет. Субсидии в виде льготной валюты для импортеров было признано заменить купонами для малоимущих. Реформа началась в мае, однако местные органы власти оказались к ней плохо подготовленными, купоны не были напечатаны и распределены. Одновременно реформа совпала с подорожанием пшеницы на мировом рынке в связи с СВО на Украине. В результате рост цен на продукты питания в мае-июне 2022 года составил 12%, что явилось одной из причин массовых социальных протестов в стране.