Одним из базовых пунктов реформы юридической системы министра юстиции Ярива Левина был вопрос о полномочиях юридического советника правительства и возможностей юридических советников министров. Суть проблемы заключалась в том, что по нынешнему законодательству, неизбранный ни кем представитель прокуратуры, мог запретить народному избраннику ставшему министром, принимать определенные решения в рамках его полномочий. Впервые текст законопроекта, ограничивающий права юридических советников, был внесен еще в начале года председателем Комиссии по законодательству Кнессета Симхой Ротманом («Религиозный сионизм»).Хотя он сопроводил текст пояснением, что проект предварительный и служит пока только «платформой для обсуждения».
«Больше не будет никакого подчинения правительства тому уровню власти, который никто не выбирал, – заявил Ярив Левин, представляя свой законопроект. – Юридический советник — это именно советник, а не принимающий решение. Когда он представляет правительство, он должен представлять именно правительство, а не свое частное мнение».
Естественно, что текст законопроекта вызвал осуждение оппозиции, заявившей что это документ, который позволит политикам делать все, что они хотят, без каких-либо запретов и ограничений, «просто потому что могут». И это часть общей тенденции – к разрушению и деградации юридической системы. Хотя по мнению многих бывших министров, в том числе и находящихся в оппозиции, возможности юридических советников, частенько не позволяли и им проводить нужные для своего электората решения.
В дальнейшем на переговорах по судебной реформе, которые проходили в президентской канцелярии был достигнут прогресс и стороны сформировали черновик промежуточного соглашения. Согласно опубликованной информации, в рамках достигнутых договоренностей оппозиция согласится на утверждение закона о юридических советниках. По этому закону, юридические советники министерств будут назначаться сроком не более чем на шесть лет, на эту должность смогут подавать кандидатуры в том числе юристы из частного сектора. Министры смогут увольнять юридических советников с разрешения комиссии, в состав которой будут входить на паритетной основе представители гендиректора профильного министерства и юридического советника правительства. Министры смогут подавать апелляцию юридическому советнику правительства на решения юридического советника того или иного министерства и получат право пользоваться услугами частного адвоката в том случае, если юридический советник откажется представлять в суде позицию правительства по тому или иному вопросу.
Однако после распада «согласительной комиссии» у президента страны и односторонних действиях правительства, данное решение о статусе юридических советников заглохло. Но правительство заявило, что планирует до конца летней сессии принять закона об ограничении прав юридических советников, которые смогут только консультировать депутатов и министров, но не смогут останавливать их решения.
Пока же практически на всех заседания правительства куда, то приглашают, то не приглашают юридического советника правительства, регулярно поднимается вопрос о его полномочиях.
Подобная стычка произошла и на последнем по времени заседании правительства, которое проходило при участии юридического советника правительства и генерального инспектора полиции. Заседание было посвящено обсуждению вопроса о противодействии полицией и прокуратурой нарушениям порядка в ходе демонстраций противников судебной реформы.
Представители полиции опубликовали официальные данные о задержаниях и обвинениях, предъявленных нарушителям общественного порядка на демонстрациях протеста против реформы. Как сообщил представитель полиции, за время демонстраций были задержаны 572 человека. Шестерым задержанным предъявлены обвинения. Всем обвиняемым инкриминируется нападение на полицейских. Не предъявлено ни одного обвинения за нарушение общественного порядка или вступление в преступный сговор.
Министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир назвал эти данные «позорными». «Это доказывает, что вы не заботитесь о соблюдении закона», – заявил он. Министр в Министерстве юстиции Давид Амсалем заявил: «27 недель я схожу с ума от того, как вы не заботитесь о соблюдении закона».
На что юридический советник правительства Гали Баарав-Миара сказала: «Я надеюсь, что вы не ожидаете от правоохранительных органов работы по принципу квот. Мы не ориентируемся на число уголовных дел, мы действуем в рамках закона».
Генеральный инспектор полиции Яаков Шабтай заявил, что в вопросе демонстраций возле домов министров и депутатов есть правила, в соответствии с которыми полиция действует. «Это неправда. Вы можете и должны обеспечить расстояние в 300 метров днем, и в 1000 метров ночью», – отреагировала на это министр экологии Идит Сильман.
Министры предъявили претензии юридическому советнику, обвиняя ее в «избирательном стремлении к соблюдению закона». Министры Давид Амсалем и Мири Регев заявили, что «необходимо взвесить возможность увольнения юридического советника». По мнению Амсалема, необходимо взвесить возможность увольнения и государственного прокурора Амита Исмана.
Однако на это предложение премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил: «Я настоятельно прошу всех воздержаться от персональных выводов». На что Амсалей ответил: «Господин премьер-министр, вы находитесь в состоянии конфликта интересов».
В итоге заседание правительства, созванное премьер-министром Биньямином Нетаньяху, переросло в конфронтацию между министрами и юридическим советником правительства Гали Баарав-Миарой по поводу борьбы с акциями протеста и ареста демонстрантов.
Сам Нетаньяху предъявил ей претензии по поводу того, что правоохранительные органы недостаточно борются с явлением отказничества среди военнослужащих-резервистов. «Вы не занимаетесь этим и ничего не делаете против подстрекающих к отказу проходить «милуим» (службу в резерве – авт., против тех, кто работают на мятеж. Это полное бездействие, это наносит ущерб безопасности страны!», — заявил он.
Ярив Левин в свою очередь обвинил Баарав-Миару в конфликте интересов, поскольку та против юридической реформы, выступала с речью против нее и якобы поэтому принимает сторону протестующих и саботирует продвижение политики правительства.
Министр транспорта Мири Регев потребовала предотвратить проведение демонстрации в аэропорту и на этой неделе. «Аэропорт — это не общественное место, это важная зона безопасности для Государства Израиль. Я прошу положить конец выборочному применению мер, политика и личные мнения не должны приниматься во внимание. Общественное благо, свобода передвижения и национальная безопасность важнее», — сказала она.
В итоге Биньямин Нетаньяху заявил, что правительство не будет ограничивать демонстрации, но подчеркнул, что отношение к нарушениям закона «не может быть односторонним» — одинаковые правила должны быть как для правых, так и для левых. Он осудил молчание юридического советника правительства относительно массовых нарушений общественного порядка демонстрантами.
«Мы осуждаем насилие со всех сторон. Ограничивать демонстрации не будем. Но мы хотим знать, какая политика в вопросе о правоприменении. Какое отношение к нарушению базисных прав миллионов граждан, которое происходит ежедневно? Не может быть, чтобы право применялось только к одной стороне. Мы просили у юридического советника дать ответ правительству по этому вопросу», — сказал Нетаньяху, открывая воскресное заседание правительства.
«Это выражается в перекрытии основных транспортных магистралей и международного аэропорта, в призывах не платить налоги, в призывах к бунту, в призывах к отказу от резервистской службы, что приводит к исчезновению целых армейских подразделений», — пояснил премьер.
В конце недели министры направили письмо Гали Баарав-Миара, где, среди прочего, ее просили объяснить разницу в подходах к демонстрациям в последние месяцы и в 2005 году, когда жестоко разгонялись демонстранты против размежевания.
После обструкции на заседании кабинета министров, которой подверглась юрисконсульт правительства Гали Баарав-Миара, ее обязали опубликовать в письменном виде, как планируется заниматься проблемой перекрытия демонстрантами шоссе, призывами к отказу от резервистских сборов и демонстрациями возле домов политиков. В ближайшее время она также обязана предоставить директивы по поводу блокады аэропорта в предстоящий вторник.
Более того, правительство назначило крайний срок: 7 дней на инструкции касательно правоприменительной политики в отношении демонстраций возле домов политиков и перекрытий шоссе, 2 дня — на определение правоприменительной политики в отношении демонстрантов, пытающихся заблокировать аэропорт Бен-Гурион.
Баарав-Миара должна будет предоставить подробные инструкции на те случаи, когда «имеет место нарушение государственной безопасности». В письменном документе должно быть четко сформулировано, допустимо ли, и если да, то как часто блокировать основные транспортные магистрали, не получая в результате последствий арестов организаторов блокады или предъявления им обвинений.
Документ должен содержать принципы правоприменения в отношении демонстраций возле жилых домов и домов политиков, притеснений их и их семей, а также в отношении призывов к отказу от резервистских сборов, мятежу и неповиновению, в особенности к неповиновению в воинских частях.
Стоит отметить, что на 10 июля намечено обсуждения в первом чтении законопроекта об ограничении действия принципа крайней неприемлемости. Обсуждение начнется в 18:00. Предположительно голосование состоится в 22:00. Полиция готовится к акциям протеста вокруг домов депутатов Кнессета с целью помешать их участию в голосовании.
Ранее депутаты от коалиции получили распоряжение в течение всего дня находиться в Кнессете, чтобы избежать неожиданностей. В коалиции опасаются, например, что оппозиция воспользуется возможным отсутствием в зале депутатов от коалиции, отзовет всех своих выступающих и потребует немедленно начать голосование.
Лидеры внепарламентской оппозиции ранее заявляли, что, если законопроект будет утвержден в первом чтении, на следующий день Израиль ожидают беспрецедентные акции протеста и нарушений режима повседневной жизни.
Начало акций протеста намечено на 8 утра. Демонстранты могут пытаться перекрывать автомобильные трассы. В 16:00 начнется демонстрация в аэропорту Бен-Гурион, в 18:30 – демонстрация возле президентской канцелярии в Иерусалиме, а в 20:00 – акции протеста в Тель-Авиве и других городах. Организаторы акций протеста призвали сочувствующих граждан «взять выходной день, чтобы присоединиться к акциям протеста».