В начале текущей недели президент Турции Р.Т.Эрдоган перед стартом саммита НАТО в Вильнюсе и предшествовавшей его открытию встречей с главой шведского правительства сообщил, что продвижение заявки Стокгольма на вступление в Североатлантический альянс будет зависеть от успехов Анкары в процессе присоединения к Европейскому союзу. По понятным причинам и генсек организации Й.Столтенберг и премьер-министр североевропейской страны У.Кристерссон подобные амбиции поддержали, опасаясь упустить момент для финализации работы над интеграцией Швеции. А вот среди стран-членов Евросоюза далеко не у всех подобный обмен членства в НАТО на членство в ЕС вызвал одобрение. Среди возразивших оказались многочисленные представители политических кругов ФРГ.
Федеральный канцлер Германии О.Шольц (СДПГ) выступил за то, чтобы отделить два указанных процесса друг от друга. Узнав о предложении Р.Т.Эрдогана, глава немецкого правительства отметил, что «не следует понимать это как связанные темы». При этом свои взгляды он мотивировал тем, что Швеция и без этого была готова к вхождению в Североатлантический альянс и выполнила ранее обозначенные условия. В этой связи он предположил, что «вскоре удастся добиться того, чтобы Швеция стала членом НАТО», намекая на нецелесообразность уступок турецкому лидеру.
Дальше канцлера в своих рассуждениях пошли представители по внешней политики сразу нескольких парламентских фракций Бундестага, как правительственных, так и оппозиционных. Член ХДС Н.Рёттген открыто обвинил главу Турции в «шантаже», порекомендовав Р.Т.Эрдогану «научиться понимать, что НАТО и ЕС – две совершенно разные организации». В дополнение к этому политик отметил, что причиной невключения Турции в Евросоюз является прежде всего сама эта страна и прежде всего ее лидер, который «сознательно и систематически уводил свое государство от демократии, верховенства права и таким образом от ЕС».
Схожая риторика характерна и для отвечающих за иностранные дела представителей коалиционных фракций. Так, «зеленый» депутат Ю.Триттин счел, что «дерзость Эрдогана показывает провал политики Европы и НАТО в отношении Турции». Он фактически обвинил указанные организации в том, что они «явно не выступая против шантажистов, побуждают заниматься новым шантажом», а также указал на абсурдность требований главы Турции. В последнем случае Ю.Триттин в качестве доказательства своей позиции привел «постоянное нарушение территориальных вод ЕС», «агрессивные войны против соседей вопреки нормам международного права», «попирание демократии внутри страны», а также участие в обходе санкционного давления на Россию. По этим причинам вместо работы над евроинтеграцией «зеленый» политик призывает «показать Эрдогану границы экономические, политические и решительные». В качестве практической меры немецкий парламентарий предложил приостановить для Турции действие 5-й статьи Североатлантического договора о коллективной обороне членов Альянса, при этом распространив ее на Швецию. Действовать такой режим, по мнению Ю.Триттина, должен до завершения ратификации заявки Стокгольма.
Эксперт по внешнеполитическим вопросам СвДП У.Лехте считает, что Р.Т.Эрдоган «играет в опасную игру», поскольку «берет в заложники целую страну и не только препятствует членству в НАТО, но и создает барьеры тому, чтобы Европа в целом стала более безопасной». При этом депутат открыто указывает на то, что главный интерес Анкары в текущих условиях – экономическая поддержка ЕС. Наконец, даже оппозиционная «Альтернатива для Германии», традиционно идущая против мнения большинства, не поддерживает амбиции Турции. Ее внешнеполитический представитель П.Быстрон рекомендует задуматься, что данная страна «не принадлежит Европе ни географически, ни исторически, ни социокультурно», а также «не соответствует критериям допуска к процессу вступления в ЕС».
Единственной, кто пока реагирует на ситуацию позитивно, остается министр иностранных дел ФРГ А.Бербок, представляющая федеральную республику на саммите в Литве. Вместе с президентом США Дж.Байденом «зеленый» политик поприветствовала шведско-турецкие договоренности, назвав их «хорошими новостями из Вильнюса». Кроме того, она в своих социальных сетях указала на «окупившиеся совместные усилия» и возросшую безопасность для членов Альянса от вступления Швеции. При этом свои поздравления она адресовала исключительно Стокгольму, предпочтя обойти вниманием Анкару.
Причин для подобной реакции немецких политиков на рост европейских амбиций Турции может быть названо несколько.
Во-первых, никто в политических кругах Германии, да и в экспертом сообществе не предполагал столь резкого шага Р.Т.Эрдогана. Так, В аналитическом центре под названием Немецкое общество внешней политики (DGAP) не рассчитывали на какие-либо политические изменения, позволяющие перезапустить процесс евроинтеграции для Анкары при действующем главе государства. В результате, в Берлине предпочитали ставить задачу исключительно как выстраивание отношений ЕС-Турция, а не как поддержка шагов по ее принятию в организацию в качестве полноправного члена. При этом, как кажется, в Германии не восприняли всерьез анализ общественного мнения населения Турции, который, к примеру, проводился в конце прошлого года при поддержке Фонда Ф.Науманна, ассоциированного с партией СвДП. Эти опросы продемонстрировали, что почти 76 % турок выступают за вхождение в Евросоюз, а около 58 % из них полагают, что данная цель еще и достижима. Как следствие, работа на данном направлении важна Р.Т.Эрдогану в контексте укрепления внутри страны.
Во-вторых, вступление Турции в ЕС угрожает последнему в целом и Германии в частности сразу несколькими проблемами в практической сфере, относящимися к вопросам экономики, вооружений и миграционной политики. Кроме того, Анкара рискует осложнить и без того трудный процесс принятия решений через достижение общеевропейского консенсуса, который сейчас главным образом подрывает Венгрия. Наконец, не удивительна и риторика А.Бербок, которая, с одной стороны, определяется тем, что она представляет ФРГ на саммите и не хочет своими заявлениями настроить прежде всего против себя представителей США или руководство Североатлантического альянса. С другой стороны, как кажется, отчасти «зеленый» политик пытается продемонстрировать хотя бы какие-то успехи в собственной дипломатии, поскольку на иных направлениях добиться заметных достижений пока не вышло.