Режим талибов демонстрирует устойчивость уже более полутора лет, несмотря на вызовы, с которыми ему пришлось столкнуться. В ее основе лежат разные причины – традиционность большей части афганского общества, для которой идеология талибов является близкой и понятной; слабость оппозиции, наличие у режима внутренних доходов; предоставление гуманитарной помощи отдельными странами и международными организациями. В комплексе эти факторы способствуют определенной стабилизации социально-экономической и политической обстановки[i].
Культурные особенности афганского общества
Подавляющее число жителей Афганистана, в особенности пуштуны, живут в удаленных районах сельской местности и горных долинах, изолированно от внешнего мира, вследствие чего жизненный уклад, ценности не меняются в таких общинах веками. Авторитетом для них является скорее не глава государства, а местный старейшина.
Приоритетом для сельских афганцев является защита собственного племени и семьи, а в воспитании они ориентируются на кодекс чести предков «пуштунвали», который вместе с гипертрофированным гостеприимством подразумевает крайне настороженное отношение к чужакам и всему новому. Основной жизненный постулат формировался так: «все, что предстоит сделать, продиктовано волей Аллаха». Прослойкой, выступающей толкователями воли Аллаха, выступают сельские муллы, которые в свою очередь и являются основным костяком движения «Талибан» (запрещено в РФ).
Таким образом, большая часть жителей Афганистана в той или иной мере разделяет ценности движения «Талибан» и, в основном, солидарна с целями, декларируемыми его руководством. Политика талибского руководства, касающаяся соблюдения шариата, положения женщин, соответствует представлениям сельского населения и значительной части жителей превратившихся в провинции афганских городов о нормах общественной жизни и не вызывает у них ни малейшего отторжения[ii].
Доходы и налогообложение
Движение «Талибан» за всю историю существования имело разные статьи доходов. Вопреки распространенному мнению, прибыль от наркоторговли не была основным доходом талибов – они не являются монополистами опиумного наркобизнеса. Куда более важными для них являлись налоги с крестьян, которые этот опиум выращивали на подконтрольных им территориях. Талибы облекали налоги в исламскую форму, называя их соответственно: ушр (10%-й налог на урожай) и традиционный закят (2,5%-й налог «в пользу бедных»).
Такая налоговая система сложилась не сразу: после своего краха в 2001 г. и ухода в оппозицию талибы на подконтрольных территориях, как правило, довольствовались добровольными пожертвованиями от сочувствующих. По мере укрепления позиций талибов в сельской местности добровольные взносы обрели форму принудительных сборов или вымогательства у бизнеса (порой рэкета). Немалые деньги во время нахождения в оппозиции талибы получали и от транзита грузов через свои территории, впрочем, армия и МВД республиканского правительства делали то же самое. Сейчас такого дохода талибы лишены, однако они собирают таможенные и транзитные пошлины – автомобильные грузы продолжают ввозиться через Афганистан, главным образом из Ирана и стран Центральной Азии в Пакистан и обратно.
На основе раннее существующей при республике системы продолжают собираться налоги с бизнеса, крестьян. Хотя талибы указали, что отменили налоги, которые не являются «шариатскими», однако не пояснили, какие конкретно.
Другая статья доходов талибов – внешнее финансирование. Среди специалистов бытует мнение, что основными вкладчиками в их дело были Пакистан (как государство, так и частные лица), Саудовская Аравия (преимущественно частные лица), Иран (в меньшей степени, но, судя по всему, талибы получали и от него финансирование). Финансирование «Талибана» соседями по региону стоит рассматривать, как попытку последних получить рычаги влияния на движение. С 2021 г., если говорить о внешнем финансировании, стоит отметить большую долю помощи, которую оказывают международные гуманитарные организации и НПО (УВКБ и МООНСА ООН, Красный Крест, чуть ранее USAID, IRC, Save the Children и др.). Это позволяет афганскому правительству, если не полностью стабилизировать ситуацию, то, по крайней мере, не доводить дело до гуманитарной катастрофы.
Жесткая линия в отношении женщин – закрытие школ и университетов для девушек – уже привела к уменьшению объемов помощи, однако ситуация в этой сфере имеет тенденцию к ползучей деградации, и отказ от предоставления помощи в ближайшем будущем крайне маловероятен[iii].
Оппозиция
Оппозиция талибам в Афганистане представлена крайне маловлиятельными группировками, как политическими, так и вооруженными. Политическая невооруженная оппозиция представлена тремя не покинувшими Афганистан лицами – Хамидом Карзаем, бывшим президентом страны в 2004–2014 гг., Абдуллой Абдуллой, экс-главой исполнительной власти 2014–2020 гг., лидером Исламской партии Афганистана (с 1975 г.) Гульбеддином Хекматияром. В данный момент все трое делают политические заявления по разным поводам. Хамид Карзай выступает за созыв новой учредительной Лойя-Джирги[iv] и Конституционной комиссии для выработки нового Основного закона. Схожих взглядов придерживается Абдулла Абдулла.
Приход к власти талибов Гульбеддин Хекматияр воспринял с воодушевлением, однако как политическая сила, он и его партия находятся в изоляции. В последнее время от Хекматияра все чаще можно услышать критические замечания в адрес талибов. Согласно его подходу, в Афганистане должны быть проведены всеобщие выборы нового главы государства.
Главной силой вооруженной оппозиции является Фронт национального спасения Афганистана, возглавляемый Ахмадом Масудом-младшим, сыном Ахмад Шаха Масуда, и Амруллой Салехом, бывшим вице-президентом Исламской Республики Афганистан. Костяк движения составляют таджики из провинций Панджшер, Тахар, Баглан и Парван (около 2–3 тыс. человек, которые проводят партизанские вылазки против талибов).
Представленные за границей бывшие политические деятели республиканского периода Атта Мохаммад Нур (бывший губернатор провинции Балх), Юнус Кануни (экс-глава МВД), Абдул Рашид Дустум (лидер узбекской партии «Джамбеш-е Мелли»), Карим Халили (один из видных хазарейских политиков) сформировали т. н. Высший совет сопротивления Исламской Республики, однако реальным влиянием в стране они не располагают даже в той малой мере, в которой ею располагают Карзай и Хекматияр.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что активность оппозиции не является серьезным вызовом для талибов[v].
«ИГ-Хорасан»
Основным соперником и одновременно военной угрозой талибов в Афганистане на данный момент считается «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ), а точнее его ответвление – «ИГ в Хорасан» (запрещено в РФ). Между двумя группировками изначально имелись принципиальные различия. Если талибы – приверженцы консервативной аскетичной ветви ханафитов, принадлежащей суннитскому течению в исламе, которое исповедует большинство жителей Афганистана, то ИГ – это ваххабиты, которые нетерпимо относятся к любым другим религиозным течениям, считая их последователей неверными и раскольниками. Соответственно, даже вопрос о шариатском правлении трактуется этими двумя группировками по-разному. Кроме того, ИГ покусился на «святое» – авторитет основателя движения «Талибан» муллы Омара, который является почитаемым символом движения. Стратегические цели обеих организаций принципиально различны. Талибам нужен полный контроль над Афганистаном, а ИГ имеет глобальную повестку – создание халифата.
Если «Талибан», продолжая многовековую традицию сопротивления иностранным оккупантам, формально выступает в роли национально-освободительного движения, то ИГ, куда входят иностранные наемники, может рассматриваться в качестве внешней вооруженной силы на афганской территории. По данным ООН, ядро «ИГ-Хорасан» составляют террористы из Сирии и Ирака, которые, собственно, и стали основателями и руководящим звеном организации. Кроме того, часть боевиков-наёмников прибывает из Пакистана, а также из Узбекистана. Некоторые боевики террористической организации Исламское движение Узбекистана перешли в «ИГ-Хорасан».
Вместе с тем большую часть организации составляет все же местное пуштунское и непуштунское население. Известно, что значительное число боевиков «ИГ-Хорасан» – это бывшие талибы, по разным причинам перешедшие на его сторону. Причем отдельные бандформирования «ИГ-Хорасан» могут состоять преимущественно из представителей одной этнической группы.
Что касается исхода противостояния талибов и «ИГ-Хорасан», то, вероятнее всего, первые за счет и численного, и технического преимущества сумеют успешно сдерживать противника. Однако серия терактов, произошедших за последние полтора года и имевших своей целью как устрашение мирного населения, так и убийство членов «Талибана», показала, что талибам не удаётся полностью обеспечить безопасность, и их заявления о слабости ИГИЛ в Афганистане, очевидно, не отражают реальной картины[vi].
Внешняя политика
Свою внешнюю политику талибы называют умеренной, ориентированной на развитие экономики, и ее приоритетом является развитие дружественных отношений со всеми странами и полный нейтралитет. Талибы налаживали связи с представителями иностранных государств и до своего прихода к власти в 2021 г. На конференции, посвященной отчету Министерства иностранных дел в рамках программы по отчетности перед народом, МИД Афганистана заявил, что первоначальной задачей было улучшение отношений с соседними государствами. Речь идет об открытии и нормальном функционировании переходных пунктов на границах с соседними странами для торговли и перемещения граждан.
Особое значение имеют для режима те страны, в которые талибы начали совершать поездки для установления дипломатических отношений. В числе этих стран перечисляются Катар, Турция, Россия, Норвегия. Особый предмет для гордости талибов – открытие своих посольств в различных странах. Посольства действуют в двух форматах. В ряд посольств талибы назначили своих дипломатов. Например – в посольства в Иране, Пакистане, Туркменистане, Узбекистане, Киргизии, Катаре, Китае, России. Второй формат – это страны, где в посольствах остались прежние дипломаты, сотрудничающие с талибами. Такие примеры – Саудовская Аравия, Турция.
Еще одно важное достижение внешней политики талибов – налаживание контактов со многими иностранными дипломатами, главами международных организаций и компаний. За прошедшие полтора года таких контактов были десятки: министры иностранных дел, спецпредставители, торговые лица. Естественно, отмечается работа и иностранных посольств в Кабуле. Особо акцентируется внимание на контактах с представителями стран НАТО. Как результат – некоторые послабления со стороны США в финансовой и торговой сферах (возможность осуществлять переводы).
Талибы считают своим успехом привлечение иностранной гуманитарной помощи, что подается как забота о населении, особенно с учетом сложных экономических условий, усугубляемых природными катаклизмами.
Желание превратить страну в торговый перекресток Азии диктует заинтересованность в налаживании торговых связей между Центральной и Южной Азией через территорию Афганистана. Речь идет пока только о автомобильных перевозках, т. к. работы по прокладыванию железной дороги не продвигаются. Помимо этого, важным достижением является наличие воздушного сообщения со многими странами. Упоминаются перевозки из Индии в страны Центральной Азии. Талибы и сами могут экспортировать свои товары, в основном фрукты, орехи, ковры[vii].
В целом, внешняя политика талибов, в отличие от идеологизированной внутренней, гораздо более прагматична. Они вполне трезво оценивают свои возможности и заинтересованы в развитии отношений с широким кругом международных акторов. В то же время они стараются не идти на такие уступки в социально-политической сфере, которые могут выглядеть как отход от ценностных установок движения, вне зависимости от того, насколько эти установки находятся в противоречии с требованиями современного развития.
[i] “Afghanistan: More Than 100 Believed Killed Despite Taliban Amnesty offer, Says UN,” The Guardi-an, January 31, 2022, https://www.theguardian.com/world/2022/jan/31/afghanistan-more-than-100-believed-killed-despite- taliban-amnesty-offer-says-un.
[ii] “The Rule of Taliban: A Year of Violence, Impunity and False Promises,” Amnesty International, Au-gust 15, 2022, https://reliefweb.int/report/afghanistan/rule-taliban-year-violence-impunity-and-false-promises.
[iii] Peter Mills, “Taliban Struggles to Contain Afghan National Resistance Front,” Critical Threats, Sep-tember 7, 2022, https://www.criticalthreats.org/analysis/taliban-struggles-to-contain-afghan-national-resistance-front.
[iv] Всеафганский совет старейшин, собирающийся по важнейшим государственным вопросам. Например, в 2004 г. этим органом была принята Конституция Афганистана.
[v] Weronika Strzyżyńska, “Hundreds of Hazaras Killed By ISK Since Taliban Took Power, Say Rights Group,” The Guardian, September 6, 2022, https://www.theguardian.com/global-development/2022/sep/06/hundreds-of- hazaras-shia-killed-ISK-islamic-state-khorasan-province-taliban-power-human-rights-watch.
[vi] Ayaz Gul, “Mum on Al-Zawahiri’s Killing, Taliban Claim Renewed Resolve to Fight Terror,” VoA, Au-gust 3, 2022, https://www.voanews.com/a/taliban-reluctant-to-confirm-zawahiri-s-killing-renew-resolve-to-fight-terror- /6685733.html.
[vii] Nirupama Subramanian, “Kabul School Bombing: For Afghanistan, An End to Its Tragedy Is Not in Sight,” Indian Express, October 1, 2022, https://indianexpress.com/article/opinion/columns/kabul-school-bombing-for- afghanistan-end-to-its-tragedy-not-in-sight-8184389/.