Об условиях предоставления МВФ, КСА и ОАЭ финансовой помощи Пакистану

Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты на этой неделе направили Пакистану в общей сложности финансовую поддержку в размере 3 млрд долларов, поскольку Международный валютный фонд (МВФ) одобрил резервное соглашение о выделении еще 3 млрд долларов. Саудовская Аравия пообещала выделить Пакистану средства в размере 2 млрд долларов еще в апреле, но откладывала предоставление денег до тех пор, пока не стало ясно, что помощь от МВФ будет получена. 10 июля Эр-Рияд перечислит эти  средства Государственному банку Пакистана. Затем 1 июля ОАЭ предоставили Пакистану еще 1 млрд долларов, что принципиально увеличило его валютные резервы, которых до этого едва хватило, чтобы покрыть месячный объем импорта. Премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф написал в Твиттере о своей «глубокой благодарности руководству и братскому народу Королевства Саудовской Аравии» за предоставленные средства. 11 июля МВФ также объявил о выделении своего пакета финансовой помощи Пакистану, в рамках которого будет немедленно выделено около 1,2 млрд долларов, а затем распределены остальные выплаты в течение девятимесячного периода. Шариф сказал, что соглашение с МВФ стало важным шагом на пути оказания помощи его правительству в стабилизации экономики. Это 13-я финансовая помощь МВФ, полученная Пакистаном с 1980-х годов. Министр финансов Пакистана Исхак Дар заявил, что ожидает увеличения валютных резервов Пакистана до 15 млрд долларов к концу этого месяца, заявив, что страна сможет обеспечить дополнительное финансирование. Исламабад также получил повышенный кредитный рейтинг от Fitch Ratings, и финансовая помощь принесла некоторое облегчение инвесторам в акции и облигации страны. Пакистан по конституции обязан провести общенациональные выборы позже в этом году, и правительству Шарифа придется предпринять более решительные меры бюджетной дисциплины, чтобы удовлетворить требования МВФ. Пакистан переживает один из худших финансовых кризисов в своей истории и рискует объявить дефолт из-за огромных внешних долгов, которые у него есть. До финансовой помощи от МВФ и поступления средств от КСА и ОАЭ золотовалютные резервы страны колебались около 4 млрд долларов, что примерно равно месячному объему импорта. Местная валюта также упала в цене примерно на 20% по отношению к доллару в этом году. Финансовая помощь из Саудовской Аравии также поступили спустя месяцы после того, как Эр-Рияд заявил, что больше не будет предоставлять стране никаких дополнительных мер по спасению или беспроцентных кредитов, что повергло Пакистан в шок. «Раньше мы предоставляли прямые гранты и депозиты без каких-либо условий, и мы меняем это. Мы работаем с многосторонними институтами, чтобы на самом деле заявить, что нам нужны реформы», — заявил тогда министр финансов КСА Мухаммед аль-Джадаан на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе с. г. Аналитики, знакомые с последними по времени событиями, сообщили, что Саудовская Аравия обусловила предоставление новых процентных кредитов и инвестиций проведением Пакистаном жестких денежно-кредитных и фискальных реформ наряду с резким сокращением дефицита текущего счета — условиями, аналогичными тем, которые установлены МВФ. Умар Карим, младший научный сотрудник Центра исследований ислама имени короля Фейсала, указал, что пакистанские власти находятся в состоянии шока: «Если раньше Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива выручали Пакистан после телефонного звонка министра иностранных дел или премьер-министра, то на этот раз им действительно приходится нелегко». При этом примечательно, что во время недавней поездки даже пакистанские военные  не смогли убедить наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана выделить стране чрезвычайное финансирование,  что  создает новый прецедент: «Пакистанские военные начальники ранее были источником уверенности для дружественных стран, но саудовцам теперь надоело, что гражданские власти Пакистана разбазаривают эти подачки». Таким образом, надо констатировать, что пакистанским властям  придется пойти на крайнее непопулярные экономические реформы. Но самое главное – это то, что МВФ сумел договориться с «дружественными» банками о гарантиях  в связи с нехваткой собственного финансирования.  Кроме того, МВФ еще в марте выдвинул еще одно условие, касающееся письменных заверений «дружественных стран» (имеется в виду прежде всего, КНР,  КСА и ОАЭ) о готовности финансировать дефицит платежного баланса до заключения «Соглашения об уровне обслуживания» (SLA). Китайский банк ICBC тогда заверил, что через несколько дней предоставит еще один рефинансированный кредит в размере 500 млн долларов США, в результате чего общий объем рефинансированных коммерческих кредитов достиг 1,7 млрд долларов США. Теперь такие «гарантии» были получены от банков КСА и ОАЭ, которые долгое время это делать отказывались, без условия увеличения контроля МВФ за тратой предоставленных кредитов и проведения реформ. Одной из важнейших мер в этом направлении является предоставление «целевых субсидий» вместо предоставления глобальных субсидий. Правительству Пакистана необходимо будет в первую очередь сосредоточиться на субсидировании беднейших слоев населения и объявить о мерах социального обеспечения, как это также рекомендовал МВФ, отозвав повсеместные субсидии, которые становятся неэффективными из-за их характера. Но вышеупомянутые меры полезны только в качестве краткосрочных исправлений; для получения долгосрочных выгод от пакетов финансовой помощи необходимы институциональные реформы и реформы государственной службы.

55.98MB | MySQL:116 | 0,554sec