По данным Международного энергетического агентства (МЭА), Россия намерена превзойти Саудовскую Аравию в качестве крупнейшей нефтедобывающей страны в альянсе ОПЕК+, поскольку королевство продолжает сокращать добычу нефти. Эр-Рияд, который был фактическим лидером консорциума нефтедобывающих стран, в последние месяцы сокращает добычу нефти, поскольку стремится установить минимальный уровень цен в попытке профинансировать амбициозную программу расходов внутри страны. На прошлой неделе Саудовская Аравия заявила, что сокращение добычи нефти на миллион баррелей (о котором было объявлено в июне) будет продлено до августа и может быть продлено снова. Сокращения привели к тому, что добыча нефти в стране достигла двухлетнего минимума в 9 млн баррелей в день. «Добыча нефти в королевстве, как ожидается, упадет до двухлетнего минимума примерно в 9 млн баррелей в сутки в июле и августе, что оставит ее позади России как крупнейшего производителя нефти в блоке», — говорится в отчете МЭА, опубликованном в четверг. Впервые с начала 2022 года королевство уступило России по объему добычи нефти. Саудовская Аравия была в авангарде усилий, направленных на то, чтобы подтолкнуть членов ОПЕК+, группу производителей нефти во главе с Эр-Риядом и Москвой, к сокращению добычи в попытке поднять цены, которые упали примерно на 40% за последние 12 месяцев. Хотя Россия и Саудовская Аравия являются партнерами в ОПЕК+, их отношения пошатнулись из-за войны на Украине и западных санкций, введенных в отношении Москвы. Россия вторглась на регулярные рынки Эр-Рияда в Азии, снизив цены на нефть, в то время как королевство продает больше в Европе. Россия, однако, наводняет рынок нефтью. Чтобы компенсировать западные санкции и привлечь покупателей, она также продает свою нефть с большой скидкой и наращивает долю рынка за счет Саудовской Аравии в крупных азиатских странах, таких как Индия и Китай. Однако такое увеличение поставок Москвой, похоже, прекращается, поскольку Россия на прошлой неделе объявила о сокращении экспорта на 500 000 баррелей в сутки в августе «в рамках усилий по обеспечению сбалансированности нефтяного рынка». На основе этого МЭА в своем ежемесячном отчете по рынку делает вывод, что добыча в России, похоже, сокращается, хотя и более медленными темпами, чем в Саудовской Аравии. Министр энергетики КСА Абдель Азиз бен Сальман заявил, что недавнее решение продлить сокращение добычи нефти совместно с Россией было отчасти попыткой купировать сообщения о предполагаемом расколе между Москвой и Эр-Риядом. В мае The Wall Street Journal сообщила о растущей напряженности между Саудовской Аравией и Россией по поводу добычи нефти. Саудовская Аравия заявила о победе на этой неделе после того, как цены на нефть марки Brent поднялись выше символического порога в 80 долларов за баррель, но аналитики предупреждают, что королевству все еще приходится мириться с «свободным ходом» России, поскольку оно стремится сократить мировые поставки нефти. «Люди видят более радужную экономическую картину с замедлением темпов повышения процентных ставок. Спрос на нефть во второй половине года, как правило, также выше. Цена на нефть выше 80 долларов за баррель — это история спроса, а не предложения», — считает Ади Имсирович, директор Surrey Clean Energy и бывший глава нефтяного подразделения зарубежного торгового подразделения «Газпрома». Рост цен на нефть марки Brent выше 80 долларов за баррель (с тех пор они упали чуть ниже) символичен для Саудовской Аравии, потому что, по словам МВФ, это та цена, которая необходима королевству для сбалансирования бюджета и вложения средств в такие мега-проекты, Neom и островов Красного моря, призванные диверсифицировать его экономику, отказавшись от ископаемого топлива. Вот уже несколько месяцев Саудовская Аравия подталкивает членов Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и альянс производителей нефти во главе с Россией к сокращению мировых поставок сырой нефти. Королевство подало пример, проведя серию сокращений добычи, а министр энергетики принц Абдель Азиз бен Сальман ужесточил риторику, предупредив рыночных спекулянтов, что они будут «охать как черти», если усомнятся в его готовности сокращать добычу и дальше. Для пущей убедительности в июне министр обнародовал планы того, что он назвал «саудовским леденцом на палочке», согласно которым королевство в июле сократит еще на один миллион баррелей саудовской нефти, что составляет 10% от его добычи. Саудовцы таким образом приветствуют любой признак того, что цены растут, поскольку, по словам Кэрол Нахле, главы консалтинговой компании Crystol Energy в области энергетики, они рискуют попасть в «порочный круг» сокращений: «Если спрос на нефть не вырастет или на рынок поступит больше поставок, то в конечном итоге им придется каждый раз сокращать добычу, просто чтобы оказать повышающее давление на цены».
При этом Саудовская Аравия, исторически крупнейший в мире экспортер нефти, несет на себе основную тяжесть сокращений ОПЕК+. 13 июля Международное энергетическое агентство заявило, что Саудовская Аравия уступит свое место крупнейшего производителя нефти в ОПЕК + России. «Россия в значительной степени жульничала и извлекала выгоду из сокращения добычи Саудовской Аравией», — полагает Грег Придди, консультант американской консалтинговой компании Spout Run Advisory и старший научный сотрудник Центра национальных интересов в Вашингтоне, округ Колумбия. В апреле экспорт российской нефти достиг самого высокого уровня с момента начала кризиса на Украине. Россия в целом проигнорировала предложение Саудовской Аравии о том, чтобы члены ОПЕК+ присоединились к сокращению добычи. В дополнение к наводнению рынка, Россия продавала свою нефть по сниженным ценам, чтобы компенсировать западные санкции. Поскольку цены на нефть определяются спросом и предложением, аналитики говорят, что Москва воспользовалась преимуществами сокращения добычи Саудовской Аравией, не принося при этом никаких жертв. Нежелание России ограничить экспорт привело к росту напряженности в отношениях с Саудовской Аравией, сообщает Wall Street Journal. По словам Имсировича, одним из наиболее чувствительных вопросов для королевства является то, что Москва пытается завоевать долю рынка Саудовской Аравии в Азии, даже несмотря на то, что королевство сокращает добычу. Эти две страны борются за первое место в качестве основного поставщика нефти в Китай. Между тем, продажи российской нефти в Индию уже превысили общий объем закупок нефти у Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирака и США. Россия также смогла назначить более высокую цену на нефть, идущую в Индию, чем в первые месяцы войны на Украине. Согласно отчету Times of India, российские компании выставляли счета за нефть ниже предельных западных цен в 60 долларов, но завышали цены на доставку. «Происходит много мошенничества, чтобы избежать ограничения цен, а деньги так или иначе возвращаются в Кремль. Саудовская Аравия продает больше нефти в Европу, но рынки роста находятся в Азии. Вы же не хотите потерять долю рынка в Азии, чтобы продавать в Европу», — полагает Имсирович. Согласно данным экспертов из Bank of America Merrill Lynch, российские нефтяные санкции состоят из двух отдельных эмбарго. Первое — это запрет ЕС / G7 на импорт российской нефти, который вынудил Москву искать новых покупателей почти на три четверти своего нефтяного экспорта. Для экспортера такого размера, как Россия, это оказалось непростой задачей. В течение 140 лет Россия рассматривала Европу как свой основной экспортный рынок. Ее разветвленная нефтяная инфраструктура в первую очередь предназначена для транспортировки нефти на запад, при этом более 80% морского экспорта приходится на европейские воды. Санкции вынуждают отправлять эти грузы на менее знакомые рынки, которые являются более ограниченными и удаленными. Остаются только два крупных покупателя российской нефти — Китай и Индия. До февраля 2022 года Китай покупал почти 20% российского экспорта и с тех пор незначительно увеличил импорт. Крупным покупателем российской нефти — поглощающим более половины — была Индия, которая ранее почти не импортировала российскую нефть. Отсутствие масштабной конкуренции дало индийским трейдерам мощный рычаг для получения значительных скидок, которые беспокоят Москву. Увеличение расстояний до рынка также привело к росту стоимости грузоперевозок в России, что еще больше сократило прибыль Москвы. Москва предприняла две меры для борьбы со скидками. Одна из них заключается в том, чтобы уменьшить избыток российской нефти, объявив о сокращении экспорта. Другая заключается в том, чтобы продавать больше Китаю, чтобы восстановить ценовое давление. Но дополнительные поставки в Китай должны осуществляться из отдаленных российских портов на Балтийском и Черном морях, поскольку экспортные поставки в Китай из портов Тихоокеанского региона близки к пределу. Это означает более высокие транспортные расходы и нежелательное увеличение потребностей России в танкерах. Это обстоятельство делает Россию еще более уязвимой ко второму эмбарго ЕС / G7 — так называемому «ценовому пределу», который запрещает организациям ЕС и G7 предоставлять услуги по доставке любой российской морской нефти по цене выше определенной стоимости. В настоящее время максимальная цена на сырую нефть составляет 60 долларов США за баррель. Ограничение цен направлено на то, чтобы ограничить способность России получать неожиданные доходы от высоких цен на нефть, избегая при этом шока в поставках, который мог бы вызвать безусловный запрет на транспортные услуги. Потребности России в танкерах огромны, и удовлетворить их, не полагаясь на европейские морские службы, непросто. От финансирования судов до владения флотом Европа играет огромную роль во всех аспектах глобальных перевозок нефти, особенно в сложной области обязательного страхования ответственности за разливы нефти. Около 95% мирового автопарка застраховано сложной некоммерческой сетью обществ взаимного страхования, называемой Международной группой P & I Clubs (IG). IG страхует обязательства всей отрасли, которые слишком велики для покрытия коммерческим страховым сектором. Поскольку компания базируется в Европе, IG требует, чтобы застрахованные суда соблюдали предельную цену в качестве условия покрытия. Соблюдение санкций — это компромисс, на который судовладельцы идут ради того, что является неотъемлемой частью их бизнес-модели. Россия в этой связи все чаще обращается к маргинальной группе танкеров — так называемому «теневому флоту» — чтобы уменьшить зависимость от своего флота, застрахованного ИГ. Теневые танкеры обычно проводят большую часть своего срока службы в качестве судов основного флота, застрахованных IG. Но в последние годы перед выводом их из эксплуатации многие танкеры продаются операторам второго уровня, которые зарабатывают на них деньги. Некоторые операторы являются анонимными «теневыми» инвесторами, базирующимися за пределами стран ЕС / G7, и придерживаются бизнес-модели, благоприятствующей риску, при которой полисы IG заменяются страхованием от нишевых, малопрозрачных страховых компаний. В то время как некоторые страховщики, по сообщениям, недостаточно капитализированы и предлагают некачественные полисы, они компенсируют теневым судовладельцам танкеров смягченные стандарты страхования и невмешательский подход к санкциям, что позволяет им вести прибыльный бизнес в Иране, России и других странах. С лета 2022 года число теневых танкеров, перевозящих нефть из России, растет. В ближайшие месяцы эти суда будут проходить через переполненные нефтью морские перебои в Европе и Азии. Несмотря на увеличение теневого флота, в марте 2023 года Россия по-прежнему полагалась на танкеры, застрахованные IG, на более чем 60% своего экспорта. Пока это обходится России недорого, поскольку большая часть ее нефти продолжает торговаться ниже предельных цен. Но если цены вырастут, России, возможно, придется выбирать между сокращением экспорта или цен. Они могут попытаться вообще избежать этого выбора, занижая цены сделок — схема, которую они, похоже, уже тестируют в пилотном режиме на некоторых грузах.
Как указывают западные эксперты, Саудовская Аравия и Россия объединили усилия в 2016 году для создания ОПЕК +, энергетического альянса, на долю которого приходится около 40% мировых поставок нефти, но партнерство не обошлось без сбоев. Три года назад Саудовская Аравия наводнила рынок сырой нефтью после того, как Россия отказалась ввести ограничения во время пандемии коронавируса. Решение было принято после разговора между президентом России Владимиром Путиным и наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом, который перешел в «перебранку». Вражда привела к историческому обвалу цен, который вынудил бывшего президента США Дональда Трампа вмешаться, чтобы поддержать рынок. Однако на этот раз у Саудовской Аравии и других производителей есть некоторая передышка. Историческое ралли в прошлом году привело к тому, что Brent достигла почти 140 долларов за баррель. Доходы ОПЕК+ в 2022 году достигли самого высокого уровня почти за десятилетие, поскольку цены выросли на 54% до 873,57 миллиарда долларов с 566,44 миллиарда долларов годом ранее, согласно данным, опубликованным ОПЕК 11 июля. При этом текущие рыночные условия, когда цена на нефть колеблется около 75 долларов за баррель, являются приемлемыми, сообщают аналитики. «Исторически сложилось так, что цены не такие низкие. Они не означают катастрофы для Саудовской Аравии. Я не думаю, что ситуация настолько тревожная, как передают некоторые СМИ», — сказал Нахле. Закрывать глаза на российские маневры также соответствует переходу Мухаммеда бен Сальмана к более осторожному подходу к затруднительному положению королевства. Дорогостоящие военные интервенции в горячих точках, таких как Йемен, которые определили его раннее правление, уступили место попыткам позиционировать Эр-Рияд в качестве посредника. И он повернулся к Китаю и России, поскольку проводит внешнюю политику, более независимую от США. «Саудовцы прилагают большие усилия, чтобы эти отношения с Россией заработали. Саудовцам потребовались десятилетия, чтобы вовлечь Россию в ОПЕК+, и они не хотят видеть ее крах сейчас. Саудовская Аравия выполняет всю тяжелую работу по сокращению», — уверен Имсирович. На конференции ОПЕК на прошлой неделе Саудовская Аравия заявила, что продлит июльское сокращение добычи на миллион баррелей в сутки еще на месяц. Объявление было приурочено к обещанию России сократить свой экспорт на 500 000 баррелей в сутки в августе. При этом министр энергетики КСА принц Абдель Азиз бен Сальман заявил, что сокращение российского экспорта было добровольным и не навязывалось им. Выступая на 8-м международном семинаре ОПЕК в Вене на прошлой неделе, принц Абдель Азиз сказал, что сокращение российской добычи нефти имеет смысл, поскольку оно влияет на экспорт: «Мы работали с семью независимыми организациями над пересмотром российских показателей, и они поддержали пересмотр. Это добровольное сокращение; оно не было обязательным, что свидетельствует об их приверженности». Грегори Гауз, эксперт по Персидскому заливу из Техасского университета A & M, скептически относится к тому, что Москва выполнит свое обещание, но полагает, что сообщения Саудовской Аравии и сокращения в рамках ОПЕК+ не следует списывать со счетов: «У нас была стабильность на нефтяном рынке в то время, когда экономические показатели, такие как перспективы рецессии и более медленный, чем ожидалось, рост в Китае, заставили бы вас поверить, что цены должны снижаться. В конце дня цены были относительно стабильными, но Саудовская Аравия по-прежнему сталкивается с проблемами, поскольку она стремится загнать членов Опек в угол, чтобы ограничить поставки даже за пределами России».
Так ОАЭ инвестируют в новые мощности и добились увеличения своей квоты на добычу на встрече ОПЕК+ в прошлом месяце. 1 июля Багдад и французский нефтяной гигант Total Energies подписали сделку на 27 млрд долларов для увеличения добычи в Ираке. Саудовская Аравия в свою очередь также планирует увеличить добычу в ближайшие годы. Не отстает и Тегеран. Международное энергетическое агентство (МЭА) 7 июля объявило, что объем добычи нефти в Иране за пятый месяц 2023 года достиг 2,870 млн баррелей в сутки. В своем последнем по времени ежемесячном отчете о мировом нефтяном рынке МЭА оценило общий объем добычи нефти странами-членами ОПЕК в мае 2023 года в 28,5 млн баррелей в сутки, что на 380 000 баррелей меньше, чем месяцем ранее. В апреле 2023 года 13 государств-членов ОПЕК добывали более 28,880 млн баррелей нефти в сутки, добавило агентство. Согласно этому отчету, в Иране в мае наблюдался максимальный рост добычи нефти среди других государств-членов ОПЕК, в то время как в других государствах-членах либо наблюдался спад добычи, либо их добыча не изменилась. Ежедневный объем добычи сырой нефти в Иране в мае 2023 года достиг 2,870 млн баррелей в день, что на 80 000 баррелей больше, чем месяцем ранее. «Таким образом налицо парадокс. Все расширяют мощности, но все говорят о сокращении», — констатирует Имсирович.