Военно-технические аспекты эволюции израильского барражирующего боеприпаса «Гарпия».

История разработки и боевого применения барражирующих боеприпасов (ББ) различного назначения – противорадиолокационных и многоцелевых – насчитывает уже не одно десятилетие. Первые попытки создания такого рода высокоточного оружия были предприняты в ряде стран еще в конце 1970-х гг. Однако на тот момент речь шла о так называемых беспокоящих беспилотниках – БПЛА, оснащаемых боевыми частями (БЧ) и способных длительное время «висеть» в назначенном районе, а затем по команде оператора атаковать цель. Сам термин «барражирующий боеприпас» и проработанная концепция их боевого применения были внедрены несколько позже.

Одними из первых примеров можно считать израильский проект барражирующего боеприпаса, созданный в рамках работ по национальной крылатой ракете воздушного базирования (КРВБ) типа «Далила» (Delilah). А также американский образец беспилотника-киллера, разработанный в рамках конкурса Минобороны США и известный под обозначением AGM-136А Tacit Rainbow. В первом случае работы осуществляла израильская компания Israel Military Industries (IMI), которая позднее вошла в состав Elbit Systems. Впрочем, беспилотник-киллер как отдельный образец оружия тогда создан не был. Зато принятая на вооружение версия КРВБ «Далила» обрела способность в течение длительного времени находиться в назначенной зоне в режиме ожидания появления нужной для атаки цели. Американский проект осуществлялся специалистами компании Northrop. Как планировал заказчик, ББ должен был включаться в состав авиационных и наземных систем ударного оружия и предназначался для поражения радиолокационных станций (РЛС) системы ПВО противника.

Ввиду недостаточного развития авиационных и оружейных технологий, а также целого ряда нерешенных проблем в области создания эффективных систем управления эти, а равно и остальные предпринятые тогда попытки создания ББ заканчивались безрезультатно – или же не давали той степени надежности и эффективности, на которые рассчитывали военные заказчики. При этом израильские военные эксперты и инженеры-разработчики быстро пришли к выводу, что наиболее эффективным и гарантирующим наилучший результат будет не создание ББ в качестве «опции» к беспилотникам-разведчикам или тем более крылатым ракетам воздушного базирования, а его разработка в качестве самостоятельного образца высокоточного оружия. Только в таком случае можно было решить две задачи: обеспечить ББ необходимый боевой потенциал и устранить недостатки, присущие БПЛА соответствующей размерности.

В итоге первым успешным образцом ББ стала «Гарпия» (Harpy), созданная израильской компанией Israel Aerospace Industries (IAI) и предназначенная для решения узкоспециализированной задачи: подавления средств ПВО противника, а в первую очередь – поражения выявляемых РЛС ПВО.

Вопросы разработки, эксплуатации и боевого применения ББ типа «Гарпия» долго держались израильскими военными в строгом секрете. Реализация этого проекта шла в рамках «черных программ», имеющих закрытый статус. Такие программы есть во многих странах мира, в том числе и в Израиле. Впрочем, хотя открыто наличие такого образца высокоточного оружия было официально признано израильтянами только в конце 1990-х гг., военные специалисты ведущих стран мира знали о существовании нового противорадиолокационного ББ типа «Гарпия» где-то с конца 1980-х. То есть практически с момента его создания.

Израильские специалисты, принимавшие участие в разработке и испытаниях «Гарпии», не рассказывали об истории создания этого образца высокоточного оружия. Но в зарубежных специализированных изданиях утверждается, что в ходе реализации проекта «Гарпия» израильские конструкторы активно использовали наработки и опыт, полученные в рамках совместных программ, осуществлявшихся инженерами IAI с коллегами из других стран.

В первую очередь речь идет о совместной израильско-германской программе по созданию БПЛА-разведчика типа DAR, которая осуществлялась в 1980-е годы силами израильской IAI и германской Dornier. Эта программа выполнялась в интересах ВC ФРГ, но была закрыта в 1992 году. Причем разработка этого израильско-немецкого дрона была начата после того, как Германия в 1981 году вышла из осуществлявшейся совместно с США программы по созданию БПЛА типа «Локаст» (Locust). В итоге же немецкие военные не получили ни того, ни другого дрона-разведчика.

Второй программой, оказавшей сильное влияние на ход работ по созданию ББ типа «Гарпия», стала совместная разработка, осуществлявшаяся во второй половине 1980-х годов специалистами IAI и американской General Dynamics в интересах ВС США.

После консультаций с представителями ВВС США указанные компании подписали в 1988 году специальный меморандум, в соответствии с положениями которого они должны были в 1989 году совместно принять участие в демонстрационном показе. Последний планировалось организовать в рамках специальной программы Минобороны США по оценке и испытаниям зарубежных образцов вооружения и военной техники (Foreign Weapons Evaluation (FEW).

Предполагалось, что в будущем перспективный дрон-«киллер» сможет занять нишу, для которой создавался так и не вышедший из стадии проектной разработки коллега-неудачник – упоминавшийся выше противорадиолокационный ББ типа AGM-136А. Впрочем, и этот проект в практическую плоскость не перешел.

В результате израильские специалисты самостоятельно и уже в интересах собственных ВС разработали ББ типа «Гарпия». Как утверждается в зарубежных источниках, он был принят на вооружение ЦАХАЛ (ВС Израиля) не позднее 1988 года. Ответственным за его серийный выпуск назначили подразделение IAI MBT Missiles Division группы Systems, Missiles & Space Group в городе Йехуд.

В конструктивном плане ББ типа «Гарпия» представляет собой БПЛА классической самолетной схемы с фюзеляжем цилиндрической формы, в хвостовой части которого расположены роторно-поршневой двигатель с воздухозаборником и двухлопастный толкающий воздушный винт, и среднерасположенным нескладывающимся крылом дельтовидной в плане формы.

По всему размаху задней кромки крыла расположены элевоны (гибрид элеронов и рулей высоты), а в каждой плоскости крыла устроены по две выдвижные поверхности управления боковой силой – они используются для стабилизации «Гарпии» в момент ее пикирования на цель. Законцовки крыла выполнены поднятыми вверх – по типу «шарклетов», используемых на современных коммерческих авиалайнерах. Они выполняют роль вертикальных стабилизаторов и снабжены рулями направления. Хвостовое оперение на дроне-камикадзе при этом отсутствует вовсе.

В технологическом плане производство «Гарпии» выглядело не очень сложным. Основная часть дрона-убийцы, а именно средняя часть фюзеляжа и центроплан, выполнялась в виде двух половинок, изготовленных из армированного углеродным волокном пластика (GFRP/CFRP), с которыми стыковались носовые и хвостовые секции с целевой аппаратурой и силовой установкой, а также элементы механизации крыла и управления полетом.

В состав бортовой радиоэлектронной аппаратуры ББ типа «Гарпия» вошли: специальный приемник радиолокационных сигналов, который был разработан израильскими специалистами и фактически играл роль головки самонаведения – как на классических управляемых противорадиолокационных ракетах, стоящих на вооружении ВВС многих стран мира. А также средства управления полетом, обмена данными.

В начале 2000-х годов в зарубежной специализированной прессе появлялись сообщения, что специалисты IAI ведут работы по созданию усовершенствованной версии ББ, который планировалось дополнительно оснащать комбинированным электромагнитным/оптико-электронным датчиком и новой системой обмена данными. Все это позволило бы «Гарпии» получать оперативное обновление данных целеуказания. И даже обеспечило бы возможность осуществлять наведение этого ББ на конкретный заранее выбранный источник радиолокационного излучения.

В носовой части израильского беспилотника-киллера расположена осколочно-фугасная БЧ массой 32 кг, подрыв которой осуществляется непосредственно над атакуемой целью при помощи неконтактного взрывателя. Так достигается наибольший эффект поражения атакуемой цели.

Максимальная масса «Гарпии» – 135 кг, максимальная длина – 2,7 м (по другим данным – 2,3 м), размах крыла – 2,1 м, высота – 0,36 м. Максимальная высота полета аппарата – 3 км, а боевой радиус, по разным данным, – около 400–500 км. При этом при боевом радиусе 400 км «Гарпия», как утверждается, может находиться в воздухе в назначенном районе до двух часов.

В качестве силовой установки «Гарпии» был использован роторно-поршневой двигатель UE LAR731 мощностью 37 л. с., который приводит во вращение расположенный в хвосте двухлопастный толкающий воздушный винт и позволяет ББ развивать максимальную скорость полета до 185 км/ч, а по некоторым данным – даже до 200 км/ч.

В качестве же стартового ускорителя, при помощи которого осуществляется запуск ББ из транспортно-пускового контейнера (ТПК), использован твердотопливный двигатель разработки подразделения Rocket Systems Division компании IMI, получивший обозначение «Гарпия». Судя по названию, этот двигатель был разработан специально для применения в составе комплекса «Гарпия».

В то же время следует отметить, что ускоритель типа «Гарпия» был разработан на базе другого твердотопливного двигателя-ускорителя для беспилотников типа «Коммодор», спроектированного и серийно выпускавшегося указанным подразделением компании IMI. Причем сам «Коммодор», судя по всему, представлял собой модифицированный вариант твердотопливного двигателя советской неуправляемой авиационной ракеты типа РС-82, применявшейся одно время ВВС Израиля.

Ускоритель «Гарпия» стал дальнейшим развитием «Коммодора», отличаясь применением более современных конструкционных материалов и порохов. Среди основных отличий двигателя «Гарпия»: новое смесевое твердое ракетное топливо на основе HTPB – вместо старого топлива на основе PBAN; новое воспламеняющее устройство; новый задний фенольно-графитовый абляционный кожух, а также новые детонаторы. Все это позволило израильским специалистам на 20% увеличить удельный импульс «Гарпии» по сравнению с предшественником.

Барражирующий боеприпас типа «Гарпия» запускается с наземной пусковой установки – из ТПК при помощи малогабаритного твердотопливного ускорителя. После чего ББ в автономном режиме по заранее разработанному маршруту следует в назначенный район и осуществляет обнаружение излучающих РЛС системы ПВО противника, включая станции обнаружения зенитных ракетных комплексов (ЗРК). А затем – также в автономном режиме – поражает выявленную цель противника.

В случае если на момент подлета «Гарпии» к излучающей РЛС – но обязательно до перехода дрона в пикирование – атакуемая станция прекращает свою работу и наведение дрона-убийцы срывается, ББ автоматически сходит с боевого курса и переходит в режим патрулирования-ожидания в поисках следующей цели для атаки. Возвращение «на базу» для «Гарпии» разработчиком и заказчиком не предусматривалось изначально.

Собственно же поражение цели происходит так: беспилотник-убийца просто пикирует на РЛС противника, поражая ее взрывом имеющейся на его борту осколочно-фугасной БЧ. При этом максимальный эффект при поражении цели достигается за счет подрыва БЧ на небольшой высоте над целью с помощью неконтактного взрывателя.

В базовом варианте в состав одной батареи комплекса с ББ типа «Гарпия» входят три мобильные, смонтированные на шасси автомобиля повышенной проходимости, боевые машины – пусковые установки, каждая из которых включает в свой состав 18 ББ, размещенных в ТПК и запускаемых при помощи стартового ускорителя.

Сообщалось также о работах по созданию варианта «Гарпии» корабельного базирования, но на вооружение ВС Израиля такой ББ, судя по всему, так и не поступил.

Комплекс вооружения с ББ типа «Гарпия» сегодня имеется на вооружении силовых ведомств Азербайджана, Израиля, Индии, КНР, Тайваня, Турции, Чили и Южной Кореи. Примечательно, что заключенный в 1994 году контракт стоимостью 54 млн долл. на поставку «Гарпий» в Китай вызвал дипломатический скандал. Правда, не в момент покупки, а 10 лет спустя, когда китайские военные отправили свои дроны-камикадзе для модернизации в Израиль. Под давлением Вашингтона израильтяне в 2005 году вернули «Гарпии» владельцам в первоначальном, не модернизированном варианте.

В конце ХХ века израильские инженеры приступили к поисковым работам с целью разработки усовершенствованного варианта ББ типа «Гарпия», лучше удовлетворяющего требованиям войны в современных условиях. Первоначально такие работы осуществлялись с участием зарубежного партнера. В частности, в конце ХХ – начале XXI века специалисты израильской IAI и американской Raytheon совместно разработали на базе «Гарпии» усовершенствованный вариант ББ. Последний фактически представлял собой ту же «Гарпию». Но отличался наличием коммерчески доступной линией обмена видеоданными и получил разработанные в Raytheon инфракрасную головку самонаведения (заимствованную с ее управляемой ракеты класса «воздух-воздух» типа AIM-9X Sidewinder), а также специализированные алгоритмы автоматического распознавания и классификации целей (ATR/C algorithms). Кроме того, перспективный израильско-американский ББ оснащался новой, более эффективной осколочно-фугасной БЧ массой 16 кг.

Данный образец высокоточного оружия, оптимизированный для решения задачи подавления средств системы ПВО противника, получил обозначение Combat UAV Target Location And Strike System (CUTLASS). Полное название в переводе с английского звучит как «Система обнаружения и поражения целей на базе боевого беспилотного летательного аппарата». Впрочем, и сокращенное название Cutlass тоже имеет свой содержательный подтекст. Cutlass можно перевести с английского несколькими способами. Во-первых, так в исторической и военной литературе часто обозначают любую короткую саблю. Во-вторых, в более специализированном варианте это название морской абордажной сабли или, реже, кортика. И в-третьих, термином cutlass часто обозначают такие образцы холодного оружия, как тесак или – на Карибских островах – мачете. Вот таким «тесаком» и хотели обзавестись американские, а также, возможно, израильские военные.

ББ типа «Катласс» имел следующие расчетные тактико-технические характеристики: размах крыла – 1,83 м; стартовая масса – 125 кг; крейсерская скорость полета – 185 км/ч; максимальная высота полета – 15 тыс. футов (около 4572 м); максимальная дальность полета – до 300, а по другим данным – даже до 1000 км, тогда как максимальная дальность применения при управлении оператором достигала только порядка 150 км.

Разработка ББ типа «Катласс» осуществлялась в первую очередь в интересах Корпуса морской пехоты, которому требовалось компактное высокоточное оружие для применения против береговых целей. Впрочем, в ряде зарубежных источников указывалось, что первыми такой боеприпас получили израильские военные, испытавшие его в реальных боевых условиях. Однако, на взгляд автора, данное утверждение весьма сомнительно, поскольку разработчики не собрали достаточное количество таких ББ, чтобы применять их в строевых частях.

В то же время доподлинно известно, что Минобороны США, изучавшее в начале 2000-х гг. возможность использования данных ББ, положительное решение так и не приняло – соответствующий тендер был фактически отменен. Именно по этой причине совместный проект компаний IAI и Raytheon в конечном счете и был закрыт.

В результате модернизированный вариант «Гарпии», поступивший на вооружение и пошедший в серийное производство, был в очередной раз – как и в случае с базовым вариантом этого ББ – разработан израильскими специалистами собственными силами.

Усовершенствованный образец, которому присвоили обозначение «Гарпия NG» (Harpy New Generation, «Гарпия» нового поколения), получил новый планер, выполненный из более современных конструкционных материалов, а также новое и эффективное целевое оборудование. Не исключено, что ББ типа «Гарпия NG» получил и новые боевую часть и взрыватель. «Мы осуществили модернизацию платформы «Гарпия», – приводились слова Боаза Леви, занимавшего тогда должности генерального директора и исполнительного вице-президента подразделения Systems, Missiles and Space Group компании IAI, а с ноября 2020 года президента и генерального директора всей IAI. – Противорадиолокационный барражирующий боеприпас Harpy NG сопрягается с планером и логистическим обеспечением высокоточного ударного барражирующего боеприпаса «Хароп», предлагая тем самым (заказчику) выгоду в виде более высоких характеристик и более эффективного логистического обеспечения».

Впрочем, на этом пополнение семейства «Гарпий» не остановилось. Специалистами IAI разработан многоцелевой ББ типа «Мини-Гарпия» (Mini Harpy). Данный боеприпас, впервые представленный на выставке Aero India в Бангалоре в 2019 году, имеет более высокие летно-технические характеристики, чем обычная «Гарпия», оснащается комбинированной оптико-электронной/инфракрасной системой обнаружения и наведения, обладает способностью поражать как РЛС и другие источники радиоизлучения, так и обычные наземные и надводные цели. Он предназначен в том числе для применения из многозарядных мобильных пусковых установок на базе колесного шасси типового армейского автомобиля повышенной проходимости.

Создание ББ типа «Гарпия» – первого в мире серийного представителя нового класса высокоточного ударного вооружения – не только позволило существенно повысить возможности ВС Израиля по поражению важных целей противника, включая и подвижные, но и стало одним из элементов той революции в военном деле, которая происходила на рубеже ХХ-XXI веков. Можно сказать, что «Гарпия» в рамках более масштабной революции в военном деле совершила свою мини-революцию на тактическом (а возможно, и на оперативно-тактическом) уровне.

Достаточно простая в конструктивном плане и столь же несложная в войсковой эксплуатации и боевом применении, «Гарпия» в ходе реальных боевых действий стала тем катализатором, который существенно ускорил работы по данному направлению в ряде стран мира. И дал толчок таким работам в тех государствах, которые ранее скептически относились к идее создания ББ или не проявляли интереса к этой теме.

«Гарпия» оказала серьезное влияние на тактику, методы и способы применения сил и средств в современной войне. Применение малогабаритных ББ – вначале сугубо противорадиолокационных, а затем и многоцелевых – в буквальном смысле предоставило возможность быстро и без существенных потерь расчистить дорогу своей авиации, сделав средства ПВО противника глухими и слепыми. А также позволило существенно повысить огневую мощь подразделений сухопутных войск, обеспечив их командирам возможность более оперативного и гибкого применения высокоточных средств поражения на поле боя.

Успехи, достигнутые «Гарпией» и ее наследником «Харопом», не остались незамеченными военными и оружейниками других стран. В разных государствах словно грибы после дождя стали возникать проекты по созданию управляемых высокоточных средств поражения тактического класса. И в ряде случаев было заметно значительное влияние – в идейном или конструктивном плане – израильского дрона-камикадзе.

56.05MB | MySQL:116 | 0,529sec