О развитии оборонной промышленности Турции и ее роли в предвыборной кампании президента Р.Т.Эрдогана

Экспорт оборонной и аэрокосмической промышленности Турции сохранил устойчивый рост, увеличившись на 37,5% в 2022 году, согласно новым данным отрасли. SASAD, головная организация турецких экспортеров оборонной и аэрокосмической продукции, сообщила, что общий объем экспорта в 2022 году достиг 4,4 млрд долларов по сравнению с 3,2 млрд долларов в 2021 году. Аналитик из Анкары Озгур Экси объяснил рост спроса главным образом наземными системами и беспилотными летательными аппаратами: «Это все хорошие новости, но Турция нуждается в большем экспорте для поддержания своей местной промышленности, особенно с учетом научно-исследовательской деятельности».  В отчете SASAD, опубликованном 13 июля, говорится, что выручка сектора оборонной и аэрокосмической промышленности Турции в 2022 году достигла 12,2 млрд долларов, что на 20% больше, чем в 2021 году. В отчете подчеркивается рост во всех оборонных и аэрокосмических секторах. В нем говорится, что инвестиции в исследования и разработки выросли до 2,1 млрд долларов в 2022 году с 1,6 млрд долларов, что на 26% больше в годовом исчислении. Экси, который возглавляет медиа-издание TurDef, считает, что экспорт вырастет в геометрической прогрессии, как только амбициозные программы Турции  достигнут стадии серийного производства: «Проверенный в боях — ключевое слово для выхода на новые рынки. Большинство турецких программ продвигаются с задержками перед началом серийного производства». Турецкое агентство по оборонным закупкам  недавно заявило, что его цель по экспорту на 2023 год составляет 6 млрд долларов. В отчете SASAD описывается разбивка турецкого оборонного экспорта по секторам следующим образом:

Наземные системы: 835 млн долларов.

Военно-морские системы: 561 млн долларов.

Воздушные системы: 546 млн долларов.

Экспорт оружия, боеприпасов и ракет: 534,86 млн долларов.

Оборудование для обеспечения безопасности: 65 млн долларов.

Экспорт технического обслуживания, ремонта и эксплуатации: 86 млн долларов.

Прочее: 371 млн долларов.

Турецкие эксперты отмечают, что амбиции оборонной промышленности Турции заняли центральное место в сильно поляризованной недавней президентской кампании, поскольку 60 миллионов турок  на президентских и парламентских выборах в мае. Опасаясь худшего экономического кризиса в стране с 2001 года, правительство действующего президента Реджепа Тайипа Эрдогана основало свою предвыборную кампанию на эффекте ореола знаковых местных военных программ. Аналитики из лагеря Партии справедливости и развития  (ПСР) справедливо полагали, что связь с успешными программами вооружения может добавить к его голосам дополнительные два-четыре процентных пункта, что потенциально повлияло на результаты выборов. При этом эти планы опирались на вполне конкретные результаты социологических опросов. Опрос независимого института опросов Areda, проведенный 27-30 марта, показал, что 48,7% турок считают, что смена правительства приведет к спаду оборонных программ. Только 38,7% считают, что оборонные программы достигнут прогресса в случае смены правительства. Эрдоган тогда заявлял, что местная промышленность Турции сейчас удовлетворяет 80% военных потребностей по сравнению с 20%, когда он пришел к власти в 2002 году.  Избирательная кампания Эрдогана была основана главным образом на демонстрации национальных успехов в области обороны. Он появился на громких церемониях презентации KAAN, создаваемого турецкого истребителя,  TCG Anadolu, самого большого корабля ВМС Турции, Altay, первого  основного боевого танка  и Kizilelma, боевого беспилотника. Сотни тысяч турок посетили 231-метровый TCG Anadolu, который в настоящее время демонстрируется в основных портах Турции. 24 апреля БПЛА Kizilelma совершил свой первый автономный рейс. «Это была чистая политическая пропаганда. Эти системы находятся в стадии разработки. Пройдет некоторое время, прежде чем они станут полностью работоспособными и поступят на вооружение», — заявил один турецкий аналитик, говоривший на условиях анонимности, поскольку он опасается судебного преследования. Военный аналитик Мурат Йеткин сказал: «Эрдоган манипулирует критикой, изображая оппозицию потенциальным убийцей промышленности. Фактически, критика заключается в том, что он систематически оказывал поддержку (оборонным) компаниям, близким к его кругу».

В этой связи эксперты отмечают, что турецкие власти сейчас сконцентрируются в основном на попытках возобновить ВТС с коллективным Западом, используя в данном случае «шведский козырь». На это указывает и смена в июне куратора за всеми программами оборонных закупок.   Халук Горгун заменил Исмаила Демира на этой должности, а до этого он был председателем правления крупнейшей оборонной компании Турции Aselsan.  Демир, как сообщается, хотел сам  уволиться, сославшись на предпочтение работы с портфолио, не связанным с обороной. За девять лет работы он  руководил несколькими турецкими программами, заметными усилиями местных властей по разработке беспилотных летательных аппаратов, корветов, вертолетов, основного боевого танка нового поколения и реактивного истребителя, и как мы видим, помимо прогресса в производстве беспилотников серьезных успехов не добился. К тому же он попал под американские санкции. Горгун родился в Стамбуле в 1973 году, окончил Стамбульский университет Йылдыз. Его аспирантура проходила в Политехническом институте Ренсселера в США, и он получил докторскую степень в Университете Коннектикута. Имеет устойчивые контакты с американским ВПК.  Горгун читал лекции в Йылдызе, где в 2013 году он стал профессором. С 2014 по 2018 год он занимал пост президента Университета Гебзе. В 2015, 2016, 2017 и 2018 годах он был избран профессором года в университете Турции, в частности, благодаря его усилиям по установлению устойчивых отношений между академическими кругами и промышленностью. В марте 2017 года Горгун стал членом правления Aselsan, а в апреле 2018 года он стал главой правления.

53.57MB | MySQL:105 | 0,471sec