Об оружейной выставке IDEF в Турции. Часть 1

В период с 25 по 28 июля 2023 года в Стамбуле проходит одна из крупнейших региональных оружейных выставок – IDEF, International Defense Industry Fair. Эта выставка организуется и проводится Вооруженными силами Турецкой Республики с 1993 года. Как утверждают турецкие источники выставка является крупнейшей на евразийском пространстве и входит в четверку крупнейших оружейных мероприятий в мире.

Мы не раз говорили о том, что оборонно-промышленный комплекс Турции несколько лет назад стал драйвером развития турецкой экономики. На протяжении двух десятков лет правления администрации Реджепа Тайипа Эрдогана такими драйверами являлись либеральные реформы и приватизация (первое десятилетие 21-го века) и мега-проекты, в первую очередь, инфраструктурные (второе десятилетие). Сейчас же на первый план вышел оборонно-промышленный комплекс. Сразу оговоримся, что пока речь не идет о том, что ВПК Турции по вкладу в ВВП или в экспорт вышел на первые строчки в турецкой экономике. Однако, драйвером развития технологий в стране, точкой концентрации интереса частного бизнеса турецкий ВПК вполне можно назвать.

В этом смысле, заметим, насколько успешно Турция осуществляет маркетинг своего флагмана в сфере «военки» — компании Baykar Technologies. Начиная с конфликта в Нагорном Карабахе и, далее, противостояния Украина (Запад) – Россия. Пример компании является «заразительным» для десятков и сотен небольших игроков ВПК, которые открывают свои офисы и предприятия в технопарках и организованных промышленных зонах страны. В этом смысле, без преувеличения, всемирно известный производитель БПЛА является заметной всем вершиной айсберга турецкого ВПК. И, как следует ожидать, в ближайшие годы турецкий ВПК будет лишь только расти.

В том числе, двигаясь по пути получения технологий из-за рубежа — из той же Украины, которая становится для Турции, своего рода, технологическим донором. Последний по времени визит президента Украины В.Зеленского в Турцию указывает на то, что украинские технологии имеют для турок первостепенное значение. Отдельных слов заслуживает и обратный инжиниринг, который никто не отменял: достаточно вспомнить недавние упрёки в адрес Турции о том, что она, как утверждалось, скопировала ЗРК «Панцирь», выпустив свой вариант именно этого изделия.

Как сообщают местные СМИ в эти дни, турецкие предприятия ВПК «добились рекордных отгрузок» в первой половине года, при этом президент страны Р.Т.Эрдоган подчеркнул, что к концу 2023 года ожидается сохранение динамики и новый исторический максимум.

«За первые шесть месяцев этого года мы достигли рекордного объема экспорта в размере 2,37 миллиарда долларов. Наша цель в 2023 году — 6 миллиардов долларов», — сказал Реджеп Тайип Эрдоган в видеообращении к 16-й Международной выставке оборонной промышленности (IDEF) 2023. «Я верю, что к концу года мы выполним нашу экспортную цель и даже превысим эту цифру», — добавил турецкий президент.

Применительно к выставке IDEF, как отмечено турецкой прессой, на мероприятии представлен ряд изделий турецкого ВПК, включая наземные транспортные средства, оружие, тренажеры, радары, гидролокаторы, решения для военно-морских платформ, авиационные системы, ракеты, транспортные средства, оборудование снабжения и системы безопасности.

Цитируем издание Daily Sabah: «За последние два десятилетия оборонная промышленность Турции претерпела глубокую трансформацию, прорыв которой был вызван целым рядом западных эмбарго. Он был направлен на снижение внешней зависимости от западных вооружений за счет инновационных инженерных инициатив и отечественных технологий, а также на обеспечение самодостаточности. Это стремление подтолкнуло к развитию отечественных воздушных, наземных и морских платформ, что в конечном итоге помогло Турции в последние годы заключить сделки на миллиарды долларов. Возможности ее транспортных средств, во главе с боевыми беспилотниками, вызвали беспрецедентный спрос, в результате которого экспорт оборонной промышленности Турции достиг рекордной отметки в более чем 4,4 миллиарда долларов в 2022 году».

«В ближайшем будущем эта цифра должна превысить 10 миллиардов долларов», — сказал вице-президент Турции Джевдет Йылмаз, выступая на церемонии открытия IDEF в Стамбуле.

Отдельная тема – это турецкая программа импортозамещения и локализации в рамках слогана milli ve yerli, которую турецкое руководство реализует все последние года. И, надо отдать туркам должное, некоторые успехи турецкой стороной, в этом смысле, уже достигнуты, в т.ч. в сфере ВПК.

Как отмечается турецким изданием, стремление к локализации помогло Турции снизить свою иностранную зависимость в военно-промышленном комплексе с примерно 80% в начале 2000-х годов до примерно 20% сегодня.

Как отметил президент страны Р.Т.Эрдоган, что сегодня Турция «тщательно» реализует 850 различных проектов, которые оставят свой след в отрасли. Для сравнения, в 2002 году их было всего 62. Итак, налицо – более чем десятикратный рост в объеме реализуемых страной стратегических проектов в сфере ВПК.

Турция придает «большое значение» развитию своей оборонной промышленности, «несмотря на многочисленные препятствия, тайные и открытые эмбарго, с которыми мы сталкиваемся», отметил президент страны Р.Т Эрдоган.

Вице-президент страны Джевдет Йылмаз отдельно подчеркнул, что Турция расположена в регионе, где конфликты интенсивны, добавив, что «прошлый опыт показывает, что независимость Турции зависит от разработки и производства оборонной продукции». Заметим, что эта тема стала одной из ключевых в период избирательной кампании на пост президента страны, в исполнении президента Р.Т.Эрдогана.

Джевдет Йылмаз добавил, что турецкая оборонная промышленность представляет собой большую экосистему, которая разрабатывает свою собственную продукцию со своими подрядчиками по всему миру, малыми и средними предприятиями (МСП), исследовательскими институтами, технологическими и промышленными кластерами. Отметим полную справедливость этого утверждения: главными драйверами турецкого ОПК являются предприятия малого и среднего бизнеса, расположенные в индустриальных зонах, а также в многочисленных технопарках по всей территории страны.

Вице-президент Джевдет Йылмаз также сказал, что в 2002 году бюджет оборонной промышленности Турции составлял около 5,5 млрд долларов по сравнению с 90 млрд долларов, которые он (бюджет – И.С.) составляет сегодня. Он сообщил, что в отрасли насчитывается 3 тысячи компаний и более 80 тысяч сотрудников.

«Замена западных технологий оружием собственной разработки восходит к истокам военной промышленности Турции, которую Анкара продвигала еще со времен США», — указал турецкий вице-президент.

В частности, речь идет про эмбарго на поставки оружия в 1970-х годах в связи с военной операцией ВС Турции на острове Кипр, вызванной переворотом киприотов-греков с целью аннексии острова Грецией. Со своей стороны, Турция выступила гарантом защиты киприотов-турок от преследований и насилия.

«Турецкий оборонный сектор пишет историю успеха, за которой в последние годы с восхищением следит весь мир», — сказал президент Турции Р.Т.Эрдоган.

«Наша промышленность доказала свою ценность бронетехникой, артиллерией, ракетами, системами ПВО, всеми видами оружия и радиолокационными системами, испытанными в зонах конфликтов».

Как указывается турецкими изданиями, среди самых востребованных продуктов Турции — вооруженные дроны Bayraktar ТВ2, произведенным частной компанией Baykar.

В своем видеообращении к участникам конференции президент Р.Т.Эрдоган приветствовал возможности Турции в области беспилотных технологий, заявив, что она входит в тройку ведущих стран мира в этой области.

Как отметила турецкая пресса, «пожиная плоды дипломатических усилий Эрдогана», компания Baykar на прошлой неделе подписал соглашение о продаже беспилотников Саудовской Аравии, что, как говорят, стало крупнейшим оборонным контрактом в истории Турции.

Сумма сделки не разглашается. Baykar сообщила, что сделка включала экспорт своего знакового боевого беспилотника Akıncı, «старшего брата» проверенного в боях Bayraktar TB2.

«Во время нашего визита в страны Персидского залива на прошлой неделе мы подписали крупнейшие в нашей истории экспортные контракты на продукцию оборонной промышленности», — сказал президент Турции Р.Т.Эрдоган. «Мы считаем, что на IDEF 2023 к этим соглашениям будут добавлены новые», — отметил он.

Как отмечается турецкой прессой, «Bayraktar TB2 сделал себе имя во всем мире, и спрос на беспилотник резко вырос после того, как он участвовал в конфликтах в Сирии, Ливии и Азербайджане. Интерес еще больше возрос после того, как украинские военные использовали его для противодействия российским силам. На сегодняшний день Baykar подписала соглашения о продаже TB2 как минимум 30 странам, включая четыре государства-члена НАТО и два государства-члена Европейского Союза. В последний раз, в прошлом месяце, она (компания Baykar – И.С.) подписала с Кувейтом контракт на 367 миллионов долларов на TB2».

«Турция, которая является одной из 10 стран, производящих собственные военные корабли, также является важным экспортером в этой области», — сказал Эрдоган.

Очередной важной вехой стало то, что в апреле 2023 года Турция ввела в строй свой долгожданный крупнейший военный корабль, укрепив свой военно-морской потенциал и сделав страну одной из немногих стран в мире, имеющих авианосец собственной постройки. Многоцелевой десантный корабль TCG Anadolu, призванный стать флагманом страны, также станет первым в мире кораблем с авиационным крылом, состоящим в основном из беспилотных летательных аппаратов.

Ожидается, что флот на авианосце будет состоять в основном из Baykar Bayraktar версий TB3 и TB2 с коротким взлетом. Ожидается, что этот самолет, первый в своем роде, способный складывать крылья, завершит этап испытаний к концу 2023 года.

Еще одна знаковая платформа Baykar, беспилотный истребитель Kızılelma, также сможет взлетать и приземляться на TCG Anadolu.

«Мы поставили TCG Anadolu, который мы можем назвать первым в мире «беспилотным кораблем», на службу нашему военно-морскому флоту. Мы переводим беспилотный привод, который мы начали с Akıncı, в совершенно другое измерение с нашим беспилотным боевым самолетом Kızılelma», — сказал президент Турции Р.Т.Эрдоган.

Президент Эрдоган также упомянул о разработанном в стране истребителе 5-го поколения. Самолет, получивший название KAAN, был разработан для замены F-16 в парке Командования ВВС, и его планируется вывести из эксплуатации, начиная с 2030-х годов. KAAN дебютировал на взлетно-посадочной полосе и завершил свои первые рулежные испытания после первого запуска двигателей в середине марта.

«Мы выполняем производственные процессы (KAAN) шаг за шагом», — сказал президент Турции. Он также отметил, что Анкара нацелена не только на продажу продукции, но и на установление долгосрочных партнерских отношений и развитие совместных проектов.  «Мы рады представить наши знания и опыт в оборонной промышленности на благо наших друзей».

В свою очередь, вице-президент Турции Джевдет Йылмаз поддержал точку зрения Р.Т.Эрдогана и сказал: «Мы не та страна, которая проявляет ревность и скупость, как другие».

В 16-м выпуске четырехдневной Международной выставки оборонной промышленности (IDEF) принимают участие около 1500 компаний из Турции и остального мира, а также около 200 делегаций. На выставке планируется подписать несколько соглашений об экспорте и сотрудничестве с турецкими оборонными компаниями, а также между странами.

Один из пионеров отрасли, STM Defense Technologies and Trade, демонстрирует новый портфель продуктов, в первую очередь морских проектов и тактических мини-дронов, в дополнение к радиолокационным системам.

STM занимается разработкой первого в Турции проекта малогабаритной национальной подводной лодки, STM500, и стремится в ближайшее время запустить комбинации блоков. По словам ее генерального директора Озгюра Гюлерюза, этот проект поставит Турцию в число немногих стран мира, которые могут проектировать и производить собственную подводную лодку.

По словам Гюлерюза, это станет новой вехой для отрасли: компания планирует поставить первый отечественный фрегат TCG Istanbul (F-515) в течение 2023 года. Корабль, который в настоящее время проходит ходовые испытания, станет самым передовым фрегатом в военно-морском флоте Турции и будет выполнять передовые функции противовоздушной обороны, ведения боевых действий надводных и подводных лодок и патрулирования.

Разработанный в рамках знакового проекта национального корабля (MILGEM) по строительству многоцелевых корветов и фрегатов, TCG Istanbul будет интегрирован с турецкой национальной радиоэлектронной системой нападения и оснащен управляемыми ракетами и противоторпедными щитами местного производства.

Между тем, по словам Гюлерюза, STM также планирует запустить свой беспилотный подводный автономный аппарат, стремясь совершить свой первый запуск уже в следующем, 2024-м, году.

Что стало одним из самых больших экспортных успехов турецкого оборонного сектора в области программного обеспечения на сегодняшний день, STM получила крупный контракт на разработку критической системы программного обеспечения, которая будет использоваться в разведывательных потоках на всех объектах НАТО по всему миру.

Также в рамках выставки IDEF, генеральный директор Turkish Aerospace Industries (TAI) Темель Котиль заявил, что производитель первого отечественного истребителя 5-го поколения в Турции планирует запустить военный самолет, оснащенный местным двигателем, в 2028 году.

Самолет, получивший название KAAN, дебютировал на взлетно-посадочной полосе и завершил свои первые рулежные испытания после первого запуска двигателей в середине марта. По словам Котиля, существует также беспрецедентный интерес к первому турецкому ударному вертолету тяжелого класса, разработанному в Турции, особенно со стороны стран Персидского залива. Оснащенный двигателями мощностью 2500 лошадиных сил и максимальной взлетной массой 11,5 тонн, «Атак-2» впервые успешно запустил двигатель в апреле этого года.

«Тот факт, что он может нести 1,3 тонны взрывчатки, поднимать на нем грузы и оснащен 30-миллиметровой пушкой, вызвал международный интерес намного выше ожиданий», — сказал чиновник.

Темель Котиль также подчеркнул большой интерес к новаторскому боевому беспилотнику Aksungur и турбовинтовому учебно-тренировочному самолету Hürküş, которые также могут использоваться для наземных атак.

«У БПЛА Aksungur дела идут очень хорошо, у нас было много клиентов за границей. Приходят и новые клиенты. Мы наблюдаем серьезный бум спроса на Aksungur», — сказал Котил журналистам. «К Hürküş есть большой интерес. У нас очень высокие шансы стать лидером рынка». По словам чиновника, в этом году TAI стремится достичь оборота в 2 млрд долларов и установила планку в 10 миллиардов долларов на 2028 год.

Среди прочего, компания Havelsan, известный производитель программного и аппаратного обеспечения для обороны, а также разработчик различных воздушных и наземных транспортных средств, заключила сделку по экспорту своего беспилотного летательного аппарата под названием BAHA в Африку, сообщил ее директор по разработке и производству продукции Вейсель Атаоглу.

«Сегодня мы сделали первый экспорт. Можно сказать, что мы экспортировали BAHA в африканскую страну, и вскоре мы отправим туда нашу технику», — сказал Атаоглу журналистам в среду.

53.01MB | MySQL:103 | 0,483sec