О ситуации с обеспечением безопасности в пакистанской провинции Белуджистан

Согласно частичным данным, собранным Порталом по терроризму в Южной Азии (SATP), в Белуджистане на текущий момент зарегистрировано в общей сложности 225 смертей, связанных с терроризмом, в том числе 130 военнослужащих сил безопасности SF, 51 гражданское лицо и 44 террориста (данные на 23 июля 2023 года). За соответствующий период 2022 года в провинции было зарегистрировано точно такие же 225 погибших, в том числе 115 военнослужащих SF, 71 террорист и 39 гражданских лиц. Хотя общие цифры оставались неизменными в течение этого сравнительного периода, что вызывает тревогу, число погибших среди гражданского населения и военнослужащих увеличилось на 30% и 13% соответственно. Статистический отчет, опубликованный Пакистанским институтом исследований конфликтов и безопасности (PICSS) 3 июля 2023 года, также подчеркивает всплеск насилия в провинции. Согласно отчету PICSS, Белуджистан занимает второе место по уровню насилия, связанного с терроризмом, после провинции Хайбер-Пахтунхва в первой половине 2023 года. Белуджистан сообщил о 75 террористических инцидентах в первой половине 2023 года, в результате которых 100 человек погибли и 163 получили ранения. Количество террористических нападений увеличилось на 103% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и на 14% по сравнению с последними шестью месяцами 2022 года. Число погибших в Белуджистане выросло на 61% и 64% за первые шесть месяцев текущего года по сравнению с первой и второй половиной 2022 года, соответственно. Среди наиболее резонансных инцидентов за июль с. г. можно отметить следующие. 16 июля 2023 года силы безопасности (SFS) предотвратили нападение на военный городок Жоб  (округ Жоб) Белуджистана. Когда группа террористов попыталась проникнуть в гарнизон поздно ночью, SFS, которые были начеку, нанесли ответный удар, вынудив террористов отступить. Хотя интенсивная перестрелка и взрывы продолжались до раннего утра 17 июля, сообщений о жертвах с обеих сторон не поступало. Четырьмя днями ранее, 12 июля 2023 года, тот же гарнизон подвергся террористической атаке, в результате которой были убиты 9 солдат армии, 5 террористов и один гражданский. Ответственность за нападение взяла на себя группировка «Техрик-е-Джихад Пакистан»  (TJP), аффилированная с «Техрик-е-Талибан Пакистан» (TTP). 12 июля 2023 года 3 военнослужащих и 2 террориста были убиты во время перестрелки в округе Суй округа Дера Бугти. Ответственность за нападение взяла на себя организация «Тигры освобождения белуджей» (BLT). В заявлении «пресс-секретарь» BLT Миран Балоч сообщил, что операция была ответом на военную операцию пакистанской армии, начатую против местного населения в районах Раис Тох и Гурдо Навах в Суи. 11 июля 2023 года трое сотрудников SF были убиты, когда террористы атаковали патрульную группу с помощью бомбы в садовом районе Буледа техсил (налоговое подразделение) района Кеч. Ответственность за нападение взяли на себя сторонники Освободительной армии белуджей. 2 июля 2023 года трое сотрудников полиции и военнослужащий пограничной полиции (FC) были убиты, в то время как террорист был застрелен после того, как контрольно-пропускной пункт полиции  подвергся нападению в районе Дхана Сар округа Шерани. Двое террористов и один военнослужащий SF также получили ранения в ходе перестрелки.

Участившиеся нападения на SFS в Белуджистане в значительной степени являются следствием продолжающегося разочарования среди националистических группировок белуджей в связи с кампанией пакистанских силовиков  посредством насильственных исчезновений и внесудебных казней активистов-белуджей и сочувствующим им среди местного населения.

Ответные нападения основных повстанческих группировок белуджей, таких как Национальная армия белуджей (BNA), BLA, Фронт освобождения Белуджистана (BLF), BLT и Объединенная армия Белуджей (UBA), привели к росту потерь среди личного состава SF в 2022 и 2023 годах.

В подробном анализе, опубликованном The Balochistan Post 10 июля 2023 года, относительно ответственности, которую взяли на себя повстанческие группировки белуджей в первой половине 2023 года, было зарегистрировано в общей сложности 285 инцидентов. BLF совершила 146 нападений, в результате которых погибло 29 боевиков. Эти нападения привели к гибели более 137 человек   персонала SF из различных департаментов. Кроме того, более 57 военнослужащих получили ранения и был причинен материальный ущерб. BLF действовал в общей сложности в 50 районах в 10 округах, уделяя особое внимание округам Кеч, Панджгур и Аваран. BLF была единственной организацией, взявшей на себя ответственность за нападения в районе Гвадар, ключевом центре Китайско-Пакистанского экономического коридора (CPEC).

BLA заявила о 118 нападениях в течение первой половины года. В результате этих нападений погибло более 98 военнослужащих, более 116 военнослужащих получили ранения. В результате более чем 80 нападений был нанесен материальный ущерб. BLA действовала в 54 районах, охватывающих 17 округов. Их тактика варьировалась от  нападений до транспортных блокад. Только в июне BLA дважды срывала добычу угля на шахтах, блокируя основной транспортный маршрут и поджигая несколько грузовиков. BLA также была ответственна за многочисленные рейды в регионах Болан и Кветта. Организация столкнулась с потерей четырех боевиков за этот период, включая женщину-члена бригады Маджида, которая совершила теракт-смертник.

Остальные группировки белуджей – BLA, UBA и Белуджская республиканская гвардия (BRG) – заявили в общей сложности о 21 отдельном нападении. В результате этих инцидентов более 19 человек погибли, более 9 получили ранения и более 6 человек понесли материальный ущерб. Группировки действовали в 10 районах в 8 округах. Большинство их нападений были низкой интенсивности. Примечательно, что ни один боевик из этих организаций не погиб. В совокупности на эти группировки пришлось примерно 8% от общего числа нападений в первой половине 2023 года. Помимо повстанческих группировок белуджей, в провинции также активно действовали ТТП и союзные им группировки. Предположения о союзе ТТР и белуджей, похоже, получили некоторое подтверждение, когда «представитель» ТТП Мохаммад Хорасани поздравил повстанческие группировки белуджей с их нападениями в Нусхи и Панджгуре.  Действительно, после двух нападений BLA 2 февраля 2023 года на армейские лагеря Панджгур и Нусхи, тогдашний федеральный министр внутренних дел Шейх Рашид, ссылаясь на отчеты разведки, сообщил СМИ 3 февраля 2023 года, что «между ТТР и белуджскими боевиками существует определенное взаимопонимание, в связи с чем они получают убежища в Афганистане».   Растущая связь между белуджскими повстанцами и ТТП также видна по присоединению двух групп белуджей к ТТР. 12 апреля 2023 года ТТП заявила, что группа из округа Кветта во главе с Асимом Балочем и другая из округа Калат во главе с Акрамом Балочем присоединились к ее рядам. Хотя развитие событий вызывает беспокойство у служб безопасности и правительства, оно не ново. Действительно, местная джихадистская группировка белуджей, возглавляемая Мазаром Белуджем из Макрана, Белуджистан, также присоединилась к ТТР 23 декабря 2022 года. Группа Устада Аслама Белуджа из района Нушки была первой группой белуджей из Белуджистана, присоединившейся к ТТР в июне 2022 года. В свете недавних альянсов ТТП и белуджей Фаран Джеффри, лондонский аналитик по вопросам безопасности, отметил, что отношения с ТТР также помогли группам белуджских боевиков «радикально улучшить свои возможности» с добавлением операций отряда самоубийц и взрывов террористов-смертников и предоставили им оружие НАТО. Исходные данные указывают на то, что ТТР предоставила базы белуджским повстанцам в районе Бармаль восточной провинции Афганистана Пактика, который примыкает к пакистанскому племенному району Южный Вазиристан, оплоту ТТП. Растущий тактический альянс между ТТР и белуджскими группировками совпал с резким увеличением числа нападений на пакистанских SFS в Белуджистане в последние месяцы.

В июле с. г бывший главный министр Белуджистана доктор Абдул Малик Балоч призвал все заинтересованные стороны принять т. н. «хартию Белуджистана». Белуджистан находится на грани хаоса в сфере безопасности, и нынешнее восстание местных племен является пятым по своей природе. Ситуация еще больше ухудшилась из-за присутствия и нападений запрещенной ТТР, которая также укрепляет свои позиции. Что такое «хартия Белуджистана» и на чем она должна быть сосредоточена? Для начала историческая справка.  На протяжении десятилетий Белуджистан был племенным обществом, где пуштуны и белуджи придерживались различных племенных ценностей. Обе нации управлялись навабом, сардаром, ханом и маликом. Несмотря на наличие хазарейцев и поселенцев, которые ограничены городом Кветта, в остальной части Белуджистана преобладает трайбализм. У белуджей насчитывается пять навабов (союзов) — навабы племен Бугти, Зехри, Райсани, Шахвани и Марри соответственно.  Наваб Райсани или наваб Сараван контролирует  область Мустунга и прилегающие к ней  районы, в то время как Наваб Зехри или Наваб Джалвана контролирует области Хуздара и прилегающие районов. В то время как в пуштунской нации есть два племени, которыми правят наваб из племен джогайзай и наваб из племен барозай соответственно, у белуджей есть много племен, возглавляемых сардаром, ханом и маликом. Политический ландшафт Белуджистана состоит из трех политических групп: одна — так называемые федеральные партии, вторая — националистические партии, а третья — религиозные партии. Религиозные и федералистские партии имеют сильное влияние как в пуштунском, так и в белуджском поясах, включая Кветту, в то время как пуштунские националистические партии присутствуют в пуштунском поясе, в то время как белуджские националисты имеют влияние в белуджском поясе. Кроме того, хазарейские националисты ограничены двумя местами в провинциальной ассамблее города Кветта. Лидеры этих племен имеют сильное политическое влияние в религиозных, националистических и федералистских партиях. При этом именно эти племенные тяжеловесы  являются частью политических партий, а политические партии  скорее являются их инструментами благодаря своему сильному положению в соответствующих избирательных округах.  Большинство этих племенных и политических лидеров являются потенциальными перебежчиками и меняют свою принадлежность к той или иной партии в мгновение ока из-за решения своих мелких интересов. Они входят в состав почти каждого правительства с 1970 года, что, однако слабо сказывается на политической стабильности в «зоне племен». Повстанческие группировки белуджей оказывают сопротивление федеральному правительству с момента образования Пакистана, и продолжающееся восстание является пятым по численности. В провинции действует множество повстанческих групп, таких как BLA, BRA, BRF, BLU, BLF, BRG, UB), BNA), Laskar_I_ Balochistan и Baloch Jualaw Tigers. В настоящее время глава BNA Гульзар Имам сдался властям. Тем временем белуджский раджи Аджой Сангсар возглавляет группу BRA  — организация из 4 групп боевиков, также действующая против государства.  В провинции, расположенной в основном в пуштунском поясе, действует ТТП, которая также установила здесь связь с другими сепаратистскими группами.

Суть кризиса — все сепаратистские группы и правительства Белуджистана снова и снова демонстрируют недовольство федеральными правительствами. При этом последний опрос Gallup показывает, что 67% жителей провинции по-прежнему хотят остаться в составе федерации Пакистан и желают большей автономии провинции.  Причины их недовольства в основном схожи, поскольку они требуют надлежащей доли прибыли в медных и золотых проектах Sandaq и Rekodiq, в NFC, в BISP, в CPEC, высказывают оговорки по поводу отсутствия политического представительства в федеральном законодательном органе и на федеральных предприятиях, таких как PIA, OGDCL, PPPL и т.д. В то же время, они также недовольны  распределением прибыли от добычи нефти и газа в провинции. У них также есть претензии по поводу провинциальных квот в нефтегазовом секторе, которые добываются в провинции. В то же время провинция требовала соблюдения статей 158 и 172 (2), которая предусматривает, что доля провинции в этих ресурсах составляет 50%, что федеральными властями игнорируется.   Между тем, оговорки по поводу распределения ресурсов через NFC (серия запланированных экономических программ в Пакистане, осуществляемых с 1951 года. Учрежденная в соответствии со статьей 160 Конституции, программа была создана для того, чтобы взять под контроль финансовые дисбалансы и в равной степени распределять финансовые ресурсы между четырьмя провинциями для выполнения их расходных обязательств при одновременном смягчении горизонтальных бюджетных дисбалансов. В соответствии с Конституцией, программа присуждает проекты финансовых формул экономического распределения провинциальному и федеральному правительству в течение пяти лет подряд)  также были яблоком раздора между провинцией и центром. Как и Синд и  Хайбер–Пахтунхва, Белуджистан также требовал внесения изменений в премию NFC и предлагал снизить демографические критерии при присуждении премии с 82 до 50% и что премия должна увеличить квоту провинций, для которых бедность, площадь и сбор налогов должны рассматриваться в качестве главного приоритета).

Вторая проблема – дефицит  представителей провинций на федеральных предприятиях, таких как OGDCL, PPL, в Sui Northern и Sui Southern и т.д.  Это отсутствие представительства привело к отчуждению и отсутствию права голоса при распределении ресурсов, предоставлении аренды инвестиционным компаниям и принятии решений. Кроме того, в программе поддержки доходов правительства  провинциальная квота не зависит ни от численности населения, ни от коэффициента бедности. В настоящее время квота провинции составляет около 4%, в то время как на провинцию приходится более 10% бедного населения страны. Участие провинции в политической жизни на федеральном уровне равно нулю. В настоящее время в Национальной ассамблее провинции насчитывается 19 мест. Избирательная комиссия Пакистана разделила данные по численности населения, проигнорировав район, в котором один избирательный округ Белуджистана состоит из 2-3 округов, разбросанных на тысячи километров территории. Это несправедливое разделение привело к лишению провинции возможности формулировать политику на центральном уровне.

Предложение доктора Абдула Малика Балоча о формулировании хартии Белуджистана является попыткой изменить это положение, прежде всего в рамках более справедливого распределения доходов между племенными группами провинции и его представительства в федеральных органах законодательной власти в дополнение к рекомендациям парламентского комитета по Белуджистану, которые были предложены в 2004 году, и в которых предлагалось ликвидировать контрольно-пропускные пункты, приостановить строительство районов расквартирования в провинции, увеличить долю провинции в получении доходов от природных ресурсов, создать огромную сеть социально-экономического развития и т.д. Более того, существует острая необходимость в обеспечении конституционной гарантии соблюдения этой  хартии при условии, что она будет подписана.

55.96MB | MySQL:116 | 0,642sec