Отношения Германии и Алжира в контексте разработки альтернативного маршрута вывода Бундесвера из Мали

До недавнего времени Берлин заметно отдавал приоритет сотрудничеству с Рабатом, что негативно отражалось на динамике германо-алжирского взаимодействия. Так, около месяца назад по итогам встречи министров иностранных дел ФРГ и Марокко А.Бербок и Н.Буриты глава немецкой дипломатии анонсировала планы расширения контактов сразу по нескольким направлениям, среди которых урегулирование конфликтов с акцентом на Ливии и палестино-израильском противостоянии, энергетика, миграция и безопасность. В дополнение к этому со стороны федеральных земель была высказана заинтересованность в установлении прямых связей, в том числе организации программ профессионального переобучения для специалистов из североафриканской страны.

Германо-алжирский диалог в тот же период не отличался столь существенными позитивными достижениями. Еще в июне, комментируя визит президента АНДР А.Теббуна в Москву, глава внешнеполитического ведомства ФРГ призвала Алжир «назвать агрессора по имени», подразумевая под этим необходимость однозначного присоединения государства к западной антироссийской линии. Несколько сгладить ситуацию тогда сумел алжирский министр иностранных дел А.Аттаф после личной встречи с А.Бербок в Берлине. По его словам, общие различия в подходах двух государств «не так уж и велики», однако в отношении ситуации на Украине Алжир может «иметь иные взгляды на то, как найти решение».

Неоднозначная ситуация складывается и с газовой отраслью, на которую обе стороны делали ставку в наращивании контактов. Пока основным импортером алжирского газа в Европе является Италия, для чего за последний год правительство Дж.Мелони предприняло ряд шагов, среди которых проведение профильных бизнес-форумов и личный визит итальянского премьер-министра в североафриканскую страну. А вот в Германии наоборот появились дополнительные ограничители сотрудничества в сфере закупок «голубого топлива». В течение последнего месяца сразу несколько изданий, специализирующихся на экономике и энергетике со ссылкой на экспертов сообщили о высоких рисках для экологии от расширения импорта СПГ, обратив отдельное внимание на «грязные» алжирские производственные процессы.

Источником опасений послужил доклад Института исследований в области энергетики и окружающей среды при Гейдельбергском университете под названием «Анализ интенсивности выбросов парниковых газов при импорте СПГ в Германии». Авторы документа утверждают, что наиболее климатически нейтральным является вариант закупки трубопроводного газа у Норвегии, однако возможности последней ограничены. В результате ФРГ, так или иначе, но необходимо приобретать СПГ в США и на Ближнем Востоке, что сопряжено с дополнительными выбросами метана при производстве и регазификации, а его негативное воздействие в два раза выше, чем у углекислого газа. Согласно указанному немецкому исследованию, трубопроводный норвежский газ дает выброс лишь порядка 3 г. эквивалента СО2 на мегаджоуль, катарский сжиженный – 18 гСО2е/МДж, а алжирский — 27 гСО2е/МДж.

Авторы не скрывают, что для расчетов применяется в том числе «эмпирическое правило», согласно которому опасность производства СПГ в той или иной страны для экологии определяется на основании изношенности инфраструктуры и  степени контроля за процессами со стороны властей. Таким образом, доклад Института исследований в области энергетики и окружающей среды при Гейдельбергском университете, по сути, указывает среди прочего на недостатки в управлении производственными процессами, косвенно критикуя государство. Можно было бы предположить, что аналитический документ не имеет серьезного значения для принятия политических решений, однако об обратном свидетельствует тот факт, что подготовка его велась по заказу министерства экономики ФРГ.

На этом фоне на текущей неделе стало известно, что Германия начала использование аэропорта Таманрассет в Алжире для эвакуации сил Бундесвера из Мали. По данным немецких источников, было совершено как минимум два чартерных рейса азербайджанской авиакомпании Silk Air, выступающей в качестве подрядчика, по маршруту Гао – Лейпциг с промежуточной остановкой в Сахаре для дозаправки. При этом журналисты подчеркивают, что маршрут был согласован в очень короткие сроки, хотя сами официальные лица в Берлине не подтверждают ни факт переговоров с Алжиром, ни использование Таманрассета в качестве остановки в пути.

В целом можно говорить о том, что задача обеспечения ускоренной эвакуации немецких военнослужащих из Мали действительно подталкивает ФРГ к Алжиру, в то время как последний, вероятно, рассматривает сложившиеся обстоятельства как шанс улучшить диалог с правительством О.Шольца. Вместе с тем, потенциал этого компонента взаимодействия несколько ограничен, в то числе по географическим причинам, которые изменениям не поддаются. Так, расстояние от базы Бундесвера в Гао до Ниамея равно примерно 400 км, а вот до Таманрассета – более 900, что делает менее удобным ее использование. В этой связи Германия будет, с одной стороны, пытаться дождаться снижения роста напряженности в Нигере с целью завершения вывода своего контингента по более удобному маршруту, одновременно стараясь сохранить свое присутствие в стране, а также продолжит переговоры с другими государствами, дабы диверсифицировать менее удобные альтернативные варианты.

55.97MB | MySQL:116 | 0,773sec