Американские эксперты о проблемных моментах в развитии ирано-российского сотрудничества

Как подчеркивают американские эксперты в области безопасности, недавние события позволяют смягчить их предыдущий анализ расширяющегося и прочного российско-иранского стратегического альянса – отношений, которые, казалось, укрепились после продажи Ираном России своих современных вооруженных БПЛА «Шахед» и «Мохаджер». Продажи, дополненные размещением Ираном персонала Корпуса стражей исламской революции (КСИР) для оказания помощи российским силам, эксплуатирующим вооруженные беспилотники, и поддержкой строительства завода по их производству  на территории России, привели к тому, что Иран оказал по факту поддержку одной из сторон в крупной войне на европейской территории и в противостоянии странам НАТО, которые поддерживают Украину. Это ставит Иран в шаткое дипломатическое положение в отношениях с европейскими странами, которые долгое время выступали за ядерные и политические компромиссы с Тегераном и стремились смягчить более враждебную позицию США. В обмен на риск своими связями с Европой иранские лидеры считали, что заслужили безоговорочную и неограниченную дипломатическую, военную и экономическую поддержку России, которая, как они предполагали, в свою очередь, позволит Ирану расширить свое стратегическое влияние на всем Ближнем Востоке. Однако некоторые события в июле свидетельствуют о том, что Россия рассматривает поддержку Ираном своей военной операции на Украине как краткосрочную сделку, которая не требует стратегического взаимодействия. 10 июля совместное заявление, опубликованное по итогам заседания Совета сотрудничества Россия-Персидский залив в Москве, прямо противоречило позиции Тегерана по давнему спору о трех островах в Персидском заливе (Абу-Муса и Большой и Малый Томбы). В 1971 году Иран воспользовался уходом Великобритании из региона, чтобы военным путем захватить три острова, когда семь эмиратов Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) объединились в новую страну.  Тегеран заявляет, что острова были частью сменявших друг друга персидских империй с древности, и утверждает, что меморандум о взаимопонимании 1971 года между предыдущим правительством иранского шаха и правителем Шарджи, одного из семи эмиратов ОАЭ, оправдывает его военное присутствие на островах. В течение почти двадцати лет ОАЭ и Иран поддерживали непрочное временное соглашение, которое привело к тому, что обе страны поделили доходы от оффшорной нефти Абу Мусы. Однако после провала переговоров по урегулированию спора в 1992 году Иран начал укреплять свое военное присутствие на островах. ОАЭ утверждают, что островами веками правили арабские торговцы, и безуспешно пытались передать спор в Международный суд (МС) для арбитража.  Главное в данном случае даже не добываемая там нефть, а то, что эти три острова расположены недалеко от Ормузского пролива, жизненно важного морского прохода между Персидским заливом и открытым океаном, через который проходит около 20% мировой нефти и около 25% мирового сжиженного природного газа. В то время как Иран считает свою принадлежность трех островов неоспоримой и не желает позволять Международному суду (МС) выносить решение по этому вопросу. В заявлении Москвы обнародованном в прошлом месяце содержался призыв к «двусторонним переговорам или [МС], в соответствии с нормами международного права и Уставом Организации Объединенных Наций, разрешить этот вопрос в соответствии с международной законностью». Иран был готов периодически проводить переговоры с ОАЭ по этому спору, хотя ни в одном из них не было достигнуто существенного прогресса. В ответ представитель Министерства иностранных дел Ирана Насер Канани заявил, что острова «навечно принадлежат Ирану, и подобные заявления несовместимы с дружественными отношениями Ирана со своими соседями», имея в виду недавнее улучшение отношений между Ираном, ОАЭ и Саудовской Аравией. Иранские официальные лица, а также граждане также серьезно обиделись на то, что Министерство иностранных дел России назвало Персидский залив Арабским заливом, что свойственно больше западной дипломатической риторике. Старший командир Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Мохсен Резаи сказал, что Россия должна «скорректировать свою позицию». Видные консерваторы, такие как Мохаммад-Джавад Лариджани и Мохаммад Багер Галибаф, обвиняют Москву в том, что она «играет в американскую игру» в Персидском заливе. В российско-иранских отношениях есть другие проблемные моменты, такие как недавнее «неофициальное и неписаное» соглашение между США и Ираном, по которому в обмен на некоторое смягчение санкций Тегеран обязался расширить сотрудничество с международными ядерными инспекторами, не продавать России баллистические ракеты и прекратить нападения на американских цели в Сирии и Ираке (отметим, что эта сделка сорвалась окончательно. Косвенным свидетельством этого стал судебный иск Тегерана на прошлой неделе к банкам Южной Кореи в отношении замороженных там иранских авуаров. Именно они и должны были быть разморожены в обмен на освобождение американских заключенных – авт.).  Будучи участником ядерной сделки 2015 года, Россия якобы относится к такому  временному соглашению с подозрением. Рискнем предположить, что Москве по большому счету безразлично, освободят ли иранцы четверых американских граждан за 10 млрд долларов. По сути, во время закулисных переговоров через все тех вездесущих оманцев обсуждался в основном именно этот момент, поскольку он предельно важен для предвыборной кампании президента США Джо Байдена. Все разговоры о допуске иранской нефти на рынок, ядерном мониторинге и пр. шло пунктиром «в довесок».   Опять же от себя отметим, что  данном случае то, что британские и американские аналитики расценивают как «трещины», в принципе можно расценивать как сигналы из Москвы во-первых, и как признание того факта, что у ОАЭ в отношениях с Москвой гораздо больше возможностей маневрирования, чем у Ирана, во-вторых. Что касается сигналов, то они касались видимо все-таки не промежуточной сделки, а гораздо более важного вопроса.  А именно с возможным срывом сделки с Ираном по продаже ему современных боевых самолетов Су-35. По словам иранских дипломатов, непосредственно знакомых с этим вопросом, Иран внес «полную оплату» за 50 истребителей Су-35 во время второго срока правления президента Ирана Хасана Роухани, который длился с 2017 по 2021 год. Хотя сделка была завершена до начала российской военной операции на Украине в 2022 году, иранские официальные лица, несомненно, ожидали, что поддержка Тегераном Москвы обеспечит поставку самолетов, как сообщается, в 2023 году. Однако признаки срыва сделки появились 20 июля, когда министр обороны Ирана Мохаммад-Реза Гараи Аштиани заявил: «В какой-то момент мы заключили сделку по покупке, но мы пришли к выводу, что у нас есть возможность производить (истребители) в стране». Однако он также упомянул, что в Тегеране могут пересмотреть сделку. В дополнение к сигналу о неожиданной напряженности в отношениях Ирана с Россией, срыв сделки лишит Иран расширенных возможностей по развертыванию обычной военной мощи на Ближнем Востоке. Иран ищет новые обычные средства для усиления стратегического охвата, которого иранские лидеры достигли, поддерживая крупную сеть проиранских вооруженных группировок во многих странах региона, включая Ливан, Сирию, Ирак, Йемен и Бахрейн, а также сектор Газа.

Как указывают американские эксперты, существует несколько возможных причин предполагаемого дистанцирования России от Ирана. И в принципе, с ними здесь можно согласиться. Испытывая давление со стороны западных санкций, Россия, возможно, пытается склониться в сторону ОАЭ и других государств Персидского залива – которые были противниками Тегерана, несмотря на недавние улучшения в отношениях между Ираном и аравийскими монархиями – с целью расширения российского экспорта в страны Персидского залива и инвестиций из них. Иран, который также подвергается всеобъемлющим вторичным санкциям под руководством США, не может предложить российской экономике даже близко того уровня выгод, который могут предоставить государства Персидского залива. Товарооборот между Россией и ОАЭ вырос на 68% в 2022 году до 9 млрд долларов, состоящий в основном из российского экспорта в ОАЭ на сумму 8,5 млрд долларов. Позиция России по спору об островах также позволяет ОАЭ и другим государствам Персидского залива объяснить Вашингтону свое продолжающееся сотрудничество с Россией, показав, как это отвечает их интересам. Возможно, в поисках краткосрочной выгоды Москва также может попытаться убедить Саудовскую Аравию пересмотреть свою растущую поддержку Киеву в то время, когда Эр-Рияд увеличивает свою гуманитарную помощь Украине и дипломатическое вмешательство в войну. Саудовцы планируют провести большую многостороннюю конференцию по мирному плану Украины из десяти пунктов, которая должна состояться в эти выходные. По сообщениям, Москва была исключена из мероприятия после визита президента Украины Владимира Зеленского на саммит Лиги арабских государств в Джидде в мае, чтобы заставить эти страны поддержать Киев. Опять же отметим, что Киев здесь не при чем: России просто публично и дипломатически невыгодно участвовать в таких собраниях, а о результатах «разведки боем» наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман уже пообещал проинформировать  президента России В.В.Путина лично.  При этом   Москва, по-видимому, не рассчитывает на отрицательные стороны демонстрации своего последнего по времени заявления по спорным островам. Поскольку Россия начинает производить беспилотники иранской разработки на своей собственной территории и, возможно, также в Беларуси, Москва может избавиться от зависимости от Ирана в поставках беспилотников. Более того, у Ирана мало альтернатив контактам с Россией. Продажа Ираном БПЛА России стоила Ирану любого потенциального значимого сотрудничества, которое он мог бы иметь с европейскими странами, все из которых поддерживают Украину, в то время как Соединенные Штаты остаются историческим противником Ирана по широкому кругу вопросов. Тем временем Китай, похоже, не стремится поддерживать стратегические возможности Ирана каким-либо значимым образом. Лишенный альтернативных партнеров, расширяющийся раскол с Москвой сделает Тегеран еще более изолированным и уязвимым для давления со стороны США, чем он уже есть. Тем не менее, даже если двустороннее военное сотрудничество может застопориться или оказаться под угрозой срыва, Иран и Россия по-прежнему заинтересованы в обмене информацией и передовым опытом о том, как обойти западные санкции. Они также разделяют заинтересованность в продолжении совместной поддержки находящегося в состоянии войны режима президента Сирии Башара Асада. Можно утверждать, что, хотя видение Ираном военно-стратегических отношений с Россией может и не осуществиться, два государства продолжат разделять общие интересы в борьбе с Западом, возглавляемым США, и предполагаемой  западной экономической, военной и политической гегемонией. Согласимся, и отметим, что между Москвой и Тегераном есть гораздо более важные темы для кооперации. Это и АЭС в Бушере, и южный транспортный маршрут в иранский порт Чабахар, и общая дипломатическая поддержка Ирана в Совбезе ООН, и сирийское досье. Да и ВТС никто не отменял, несмотря на задержки по контрактам. В конечном счете, те же «Шахиды» и строящейся завод по их производству – это коммерчески выгодно иранцам. Напомним также, что Пекин выступил с аналогичным российским заявлением еще года назад, и ничего негативного для его отношений с Тегераном не случилось. Как это всегда и бывает, ОАЭ и Иран сами свои проблемы урегулируют: 2 августа президент Ирана Эбрахим Раиси официально пригласил своего эмиратского коллегу президента Мухаммеда бен Заида посетить Иран.  Тегеран был просто обязан «публично побурлить» по вопросу спорных островов, он и «побурлил». В довесок  Корпус стражей исламской революции Ирана (КСИР) начал военно-морские учения в середине прошлой недели  вблизи ряда стратегических островов, контролируемых Ираном, но на которые претендуют ОАЭ, на фоне растущей напряженности в отношениях с США. «Военно-морские учения Корпуса стражей исламской революции начались в среду утром для защиты иранских островов в Персидском заливе», — сообщило официальное информационное агентство IRNA со ссылкой на командующего ВМС КСИР Али Озмаи, который сказал, что учения «проводились на острове Абу Муса и Большом и Малом Томбе». Для учений Иран развернул военно-морские суда, оснащенные системами крылатых ракет «Гадир» и баллистическими ракетами «Фатех 360», а также беспилотники, боевые самолеты и вертолеты.  Эти маневры  проходят через две недели после того, как Соединенные Штаты усилили свое военное присутствие в Персидском заливе. Дополнительная огневая мощь включала истребители F-35 и экспедиционные силы морской пехоты, которые обычно состоят из 2500 морских пехотинцев и как минимум двух военных кораблей. Наращивание сил США последовало за сообщениями о том, что ОАЭ пожаловались Вашингтону на то, что они воспринимают как его слабую реакцию на недавний захват Исламской Республикой нефтяных танкеров в регионе.  В мае ОАЭ вышли из возглавляемых США многонациональных сил безопасности, которые защищают судоходство в Персидском заливе, а позже заявили, что присоединятся к совместным военно-морским силам вместе с Ираном и при поддержке Китая. Помимо усиления своего военного присутствия США обдумывают беспрецедентный шаг по размещению войск на коммерческих судах в Персидском заливе после захвата Ираном танкеров в этом районе. Дополнительные 2500 морских пехотинцев могли бы обеспечить основную часть военных для будущего развертывания на коммерческих судах. При этом окончательное решение не принято, а мы выразим скепсис в отношении этих планов и опять рискнем предположить, что это больше шумиха в рамках умиротворения своих союзников в Персидском заливе. США также необходимо проконсультироваться по поводу развертывания со своими арабскими союзниками в Персидском заливе и компаниями, владеющими судами в регионе. Один неназванный чиновник сообщил AP, что военные будут направлены на борт коммерческих судов только с одобрения страны, под флагом которой судно, и страны, под которой зарегистрирован владелец. Иран активизировал захват танкеров в регионе — обычная практика, когда напряженность в отношениях с США возрастает. В апреле иранские ВМС захватили нефтяной танкер, перевозивший нефть из Кувейта в Хьюстон, штат Техас, для американского энергетического гиганта Chevron. Второй танкер, Niovi под флагом Панамы, огибал побережье ОАЭ, направляясь из Дубая в Фуджейру, когда 3 мая он был остановлен КСИР. При этом американцы как-то забывают сказать о своих захватах танкеров с иранской нефтью. Но помимо прочего, эти моменты также сами по себе четко говорят нам о неутешительных результатах последних американо-иранских секретных консультаций.

Основные выводы

  • Очевидная поддержка Россией Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) в давнем территориальном споре с Ираном предполагает, что видение Ираном прочного стратегического союза с Москвой находится под угрозой. От себя добавим, что это совсем не так, а вот американо-иранская сделка сорвалась.
  • Позиция Москвы по территориальному спору в Персидском заливе совпадает с очевидным срывом сделки Ирана по закупке российских современных боевых самолетов Су-35.
  • Москва, возможно, принимает поддержку Ирана как должное, стремясь расширить связи с арабскими государствами Персидского залива, которые предлагают гораздо больше экономических и политических выгод, чем Иран.
  • Расширенный разрыв с Москвой сделает Тегеран относительно изолированным и более уязвимым для санкций США и Запада и других форм давления. Опять же укажем, что разрыва не будет, а свои проблемы иранцы, саудовцы и эмиратцы в состоянии урегулировать сами.
56.02MB | MySQL:116 | 0,755sec