Об изменениях идеологических профилей партий на примере опроса MetroPOLL Araştırma, посвященному наиболее популярным историческим персонажам
На протяжении последнего месяца в Турции обсуждался отказ американской кинокорпорации Disney показать сериал, посвященный основателю Турецкой Республики Мустафе Кемалю Ататюрку, на своей цифровой платформе. Этому решению предшествовало давление армянского лобби, в частности Армянского национального комитета Америки (ANCA). На прошлой неделе это решение было обнародовано окончательно, сериал будет показан только в Турции на телеканале Fox Türkiye и кинотеатрах. Данное решение было однозначно отрицательно воспринято в Турции и рассматривалось как враждебные шаги.
Этот событие в очередной раз поднял вопрос о роли Ататюрка в современной Турции. На этом фоне социологическая компания MetroPOLL Araştırma опубликовала результаты опроса, который оценил важность Ататюрка как исторической фигуры и изменения профиля политических партий. Первое, что бросается в глаза при изучении его результатов, – уверенное лидерство Ататюрка. Больше половины респондентов выражают Ататюрку симпатию. Опрос проводился еще до решения Disney, поэтому на него не повлиял гнев и озлобленность граждан после отказа кинокомпании показывать сериал.
Дальше рассмотрение деталей опроса указывает на особенности. Среди электората 6 партий Ататюрк оказался самой популярной исторической фигурой. Среди группы избирателей, в которых на первый план вышел Ататюрк, только у электората Партии справедливости и развития (AKP) он набрал меньше 50%. Избиратели Партии националистического движения (MHP) и Партии повторного благоденствия (YRP) отдали предпочтение султану Мехмету II, который вошел в историю как завоеватель Константинополя. Причем в обоих случаях Мехмет оказался популярным с приличным отрывом. Интерес вызывает то, что Мехмет набрал больше 30% среди избирателей 5 партий. Фигура султана Абдул-Хамида II, который известен как последний абсолютный монарх Османской Империи, проводник идей панисламизма и рассматривается как жертва заговоров, не обладает широкой популярностью. Только среди электората 3 партий из 8 он набрал больше 10%. Причем сюрпризом является разделение 2-го места между Абдул-Хамидом и Мехметом среди избирателей Рабочей партии Турции (TİP).
Здесь есть несколько интересных результатов опроса. Это примеры Партии справедливости и развития и Партии националистического движения. Неожиданно избиратели правящей партии отдают предпочтение Ататюрку, а националистов – Мехмету II. Это показывает изменение профилей двух партий. В AKP сильно влияние нерелигиозных и умеренных избирателей. Это могут быть классические националисты и консерваторы, молодежь, граждане со средним и высоким уровнем достатка. Суммарно доля фигур, имеющих отношение к Османской Империи, превышает 50%, но разница между ними не такая большая, учитывая риторику Р.Т.Эрдогана. То есть AKP на фоне своих союзников уже не воспринимается как радикальная партия. Попытка руководства найти баланс между разными группами избирателей приводит к росту важности светского электората.
MHP на этом фоне будто передала свой образ AKP, а взамен забрала ее имидж. Влияние Ататюрка все еще сохраняется. Но мы приходим к выводу, что секуляризм уже не является характеристикой партии националистов. Это явно показывает то, что партия Девлета Бахчели стремительно теряет популярность в городах, но восполняет ее за счет роста популярности в селе. Красноречивым этот вывод выглядит на фоне того, что Абдул-Хамид является самым популярным политиком именно среди электората MHP. Это указывает на рост бренда националистов среди религиозных избирателей из-за попытки AKP играть на несколько групп. Поэтому недовольный этим электорат находит свою альтернативу в лице MHP.
Таблица № 1. Результаты опроса социологического агентства MetroPOLL по популярности основных исторических персонажей среди избирателей разных партий
Партия, за которую голосовал респондент | Мустафа Кемаль Ататюрк | Султан Мехмет II Завоеватель | Султан Абдул-Хамид II |
Партия справедливости и развития (AKP) | 45,7% | 35% | 12,8% |
Народно-республиканская партия (CHP) | 82,3% | 14% | 2,6% |
Партия националистического движения (MHP) | 31,8% | 46,6% | 18,2% |
Хорошая партия (İYİ) | 80,7% | 12,4% | 4,1% |
Демократическая партия народов (HDP)/Зеленая левая партия (YSP) | 51,2% | 33,3% | 3,9% |
Партия повторного благоденствия (YRP) | 28,6% | 59,5% | 2,4% |
Партия победы (ZAFER) | 61,8% | 32,4% | 5,9% |
Рабочая партия Турции (TİP) | 70,8% | 12,5% | 12,5% |
Другие партии | 90% | 10% | – |
Средние значения | 58,2% | 28,5% | 8,2% |
Подытоживая статью, мы отмечаем изменения профилей партий. В AKP наблюдается баланс между светским и религиозным аспектами. MHP, напротив, испытывает влияние последнего элемента. Анализ также показывает влияние религиозной составляющей на правые партии, кроме İYİ. При этом появилась чисто религиозная партия в виде YRP. Однако, несмотря на это, фигура Ататюрка все равно остается важной почти для всех идеологических групп в Турции, и тотальный отказ от его наследия даже спустя 100 лет почти невозможен.