В понедельник стартовало региональное турне федерального министра экономического сотрудничества и развития, а с июля еще и председателя Сахельского альянса С.Шульце (СДПГ) в Западную Африку, в рамках которого для нее запланировано посещение Мавритании и Нигерии. Целесообразность визита, поводом для которого послужили события в Нигере, политик объяснила следующим образом: «прежде всего я хочу поехать в регион, чтобы заслушать там важных игроков. Теперь нам нужно очень хорошо координировать свои действия». В дополнение к этому представительница коалиции «светофор» подчеркнула, что «не хочет оставлять этот регион врагам демократии», под которыми подразумевала главным образом Россию, чья активность, цитируя немецкого политика, в данной части африканского континента «очень заметна».
Первой остановкой в поездке для С.Шульце оказалась Мавритания. В Нуакшоте для министра были намечены переговоры с президентом М. ульд Газуани, главой внешнеполитического ведомства М.С. ульд Мерзугом, министром промышленности и энергетики А. ульд Мухамедом Салехом. При этом в первом случае внимание было сосредоточено на ситуации в Нигере, в то время как в ходе общения с главами профильных ведомства представительница ФРГ сделала акцент на перспективах сотрудничества в целях развития. Более того, оценивая публикации немецких правительственных источников и СМИ, складывается ощущение, что второй компонент повестки данной части визита вышел для Берлина на первый план.
В частности, в своем пресс-релизе Министерство экономического сотрудничества и развития ФРГ сфокусировалось на председательстве Мавритании в Сахельской пятерке, назвав Нуакшот «первым контактным лицом» в регионе для Сахельского альянса, который, в свою очередь, теперь курирует С.Шульце. Кроме того, во время общения с министрами иностранных дел и энергетики представительница коалиции «светофор» обратилась к вопросам соотнесения программ председательств Германии и Мавритании в двух названных объединениях, а также перспективах их двустороннего сотрудничества в целях развития. В последнем случае стороны сосредоточились на создании рабочих мест и внедрении новых программ обучения для молодежи. Все это полностью согласуется с ранее обнародованной стратегией ФРГ в Сахельском альянсе, чья суть заключается в попытке добиться улучшения социально-экономической обстановки, что должно, в свою очередь, повысить политическую стабильность и снизить восприимчивость местного населения к вербовке в террористические структуры.
А вот упоминаний проблематики, касающейся Нигера, в неполитической части визита в Мавританию, если судить из пресс-релиза правительства Германии, не прозвучало. Впрочем, по некоторым другим сведениям, попавшим в немецкие СМИ, вопрос о ситуации в соседней стране был рассмотрен. Причем вновь сделано это было с упором на сотрудничество в целях развития. Ввиду ограничений, введенных в отношении Ниамея, Берлин в настоящий момент был вынужден заморозить порядка 24 млн евро средств, выделенных на проекты в указанной области. Кроме того, по некоторым данным, федеральное правительство недовольно санкциями ЭКОВАС, наложенными на Нигер в связи с отстранением от власти президента М.Базума, поскольку эти меры негативно отражаются на населении и противоречат немецкой стратегии для региона, как раз нацеленной на то, чтобы через социально-экономическую поддержку добиться политической стабильности. Впрочем, по понятным причинам правительственные источники федеральной республики предпочли не сообщать публично о недовольстве деятельностью одного африканского объединения в рамках работы в другом, тем более что следующая часть программы пребывания С.Шульце сосредоточена как раз на координации с ЭКОВАС.
В целом, как минимум из первой остановки в ходе турне министра экономического сотрудничества и развития Германии в Западную Африку очевидно, что правительство О.Шольца старательно пытается сохранить там свои позиции. Добиться этого Берлин пытается двумя способами, первый среди которых – поддержка относительно стабильных местных игроков для того, чтобы сдержать расползание на них кризисных явлений. Именно подобными соображениями, как кажется, можно объяснить планы ФРГ в текущих условиях расширить сотрудничество в целях развития с Мавританией. Второй элемент чрезвычайного плана действий немецких властей – поиск возможностей укрепления многостороннего диалога, где первой составляющей стал Сахельский альянс, а второй будет ЭКОВАС. При этом перспективность следования по такому пути вызывает некоторые вопросы, особенно в контексте ситуации в Нигере, поскольку, перейдя к санкционному давлению, ЭКОВАС заставил региональные государства задуматься над целесообразностью перехода к большей независимости, не только от Запада.