Израиль: оценки ситуации с безопасностью на внутренней, региональной и международной арене. Часть 22

Внутриполитический кризис в Израиле имеет затяжной характер и негативно сказывается на ситуации с внутренней и внешней безопасностью еврейского государства.

По мнению Тамира Хаймана, директора Института исследований национальной безопасности (INSS) в Тель-Авивском университете, «в противостоянии между резервистами и премьер-министром нет победителей. Они мчатся навстречу друг другу с заблокированным рулем, тогда как проигравшей стороной оказывается ЦАХАЛ».

Напомним, что около 10 тыс. израильских резервистов из нескольких десятков армейских подразделений заявили об отказе добровольно явиться на службу в случае продолжения правительством Б.Нетаньяху судебной реформы.

Решение проблемы Т.Хайман видит «не в инструкциях командирам». Поскольку «дух конфронтации проникает в подразделения ЦАХАЛа с гражданско-политической арены, бороться с ним нужно в эпицентре его формирования». Он полагает, что Израиль продолжает идти по разрушительному пути перед лицом своих врагов. При этом в его понимании, проблема заключается не в заявлениях, которые ослабляют израильскую армию перед ее врагами, а скорее «в разрушаемой сплоченности, угасающей компетентности и отсутствии мотивации к добровольной службе».

Директор INSS уверен, что Б.Нетаньяху «знает правду о снижении военного потенциала и срыве оперативных концепций. Не факт, что он знает, сколько лет ушло на создание этих возможностей и сколько потребуется на восстановление. Обычно погружение в такие подробности не входит в его обязанности. Но когда ломается сложная и дорогая машина, неудивительно, что профессионалы протестуют. Как можно оставаться равнодушным, когда происходить такое разрушение?»

По мнению Т.Хаймана, Б.Нетаньяху и министр обороны Йоав Галант стоят перед дилеммой: «идти до конца с продвижением запланированного на осень законодательства [в рамках судебной реформы]; погрузиться в конституционный кризис, ухудшая текущее положение дел и оправдывая это тем, что точка невозврата уже пройдена; или все прекратить, заплатив за это огромную политическую цену. В первом случае восстановление военного потенциала займет годы, если вообще удастся это сделать, и национальная безопасность окажется ​​под угрозой. Во втором – на восстановление уйдут дни (успокоить пострадавших и вернуть политическое доверие), а ущерб национальной безопасности окажется незначительным, если он вообще будет»[i].

Лиор Акерман, старший научный сотрудник Института политики и стратегии (IPS) Университета Райхмана рассуждает о происходящем в Израиле в терминах «гражданская война» и  «переворот», сопоставляя их в израильских условиях и анализируя возможность реализации. На фоне эскалации напряженности и радикализации протестного движения в Израиле, вызванными действиями израильского правительства, которые эксперт называет «осуществлением государственного переворота», в стране ведутся дебаты относительно необходимости и интенсивности гражданского восстания, а также высказываются опасения по поводу неминуемой гражданской войны. Он попытался ответить на вопрос, возможен ли какой-либо из этих сценариев в Израиле, и каковы будут их последствия.

При этом отмечается, что «современный мир и сложившийся в период до нового времени, проходил в прошлом множество гражданских войн и переворотов, которые в некоторых случаях привели к изменениям, сохранившимся по сей день, например, в Соединенных Штатах, Англии, Испании и Франции». Под гражданскими войнами понимается ситуация, в которой различные группы населения в одной стране, обладающие своими собственными вороженными силами, сражаются за контроль над своим государством. Переворот имеет место тогда, когда гражданским силам, не имеющим военного потенциала, удается свергнуть правящий режим и заменить его такими средствами, как протесты и восстания. В последнем случае в качестве примера приводится опыт Италии и Франции.

Что касается гражданских войн, то речь идет о событиях в относительно современную эпоху. В частности, «во время Гражданской войны в Англии в 17 веке английский парламент восстал против короля Карла I. В Америке до объединения страны северные штаты воевали против южных после того, как последние вышли из США, и стремились проводить другую политику. У каждой стороны были свои вооруженные силы, и война длилась примерно четыре года. Гражданская война в России произошла в начале 20 века, и во время нее коммунисты сражались против Белой армии. Во время Гражданской войны в Финляндии 1918 г. «красные» коммунисты, поддерживавшие Советский Союз, боролись против националистически настроенных «белых». Гражданская война в Испании произошла до Второй мировой войны и велась между правыми националистическими силами во главе с генералом Франко и левыми социалистами. То же самое было во время гражданской войны в Италии между демократами и коммунистами (при поддержке союзных держав) и фашистами и нацистами (при поддержке держав Оси), одновременно аналогичная война велась в Греции». Во всех перечисленных войнах эксперт определяет «общие характеристики, такие как глубокая идеологическая, религиозная или социальная борьба за природу страны и ее поведение с участием вооруженных сил, возглавляемых различными сторонами».

Л.Акерман затрудняется на данном этапе оценить направление, в котором будет развиваться нынешний общественный протест в Израиле, или как далеко зайдет израильское правительство в своих попытках осуществить государственные изменения без согласия общества. Однако с учетом различных атрибутов и факторов, лежащих в основе имевших место в истории гражданских войн и переворотов, он делает «очевидный вывод о том, что они явно присутствуют в сегодняшнем Израиле».

Прежде всего, речь идет о «глубоком идеологическом разрыве и серьезном расколе между светскими плюралистическими и религиозными мессианскими взглядами, стремящимися изменить характер Израиля». Отмечается «несоответствие между тем, как обе стороны воспринимают правоохранительные органы; огромная разница в понимании и восприятии сущности демократического режима или той роли, которую играют его институты и органы власти». Все это, считает Л.Акерман, «несомненно, уже создает конкретную почву для развития гражданской войны в Израиле. Если правительство продолжит вести себя самодовольным образом и воздержится от примиряющих и объединяющих действий, протесты, вероятно, обострятся, пропасть углубится и произойдет радикализация и эскалация насилия с обеих сторон».

Эксперт IPS не стал бы успокаиваться предположением, что полноценная гражданская война в Израиле еще не началась из-за отсутствия военной силы в распоряжении каждой из сторон. Он исходит из того, что «если с момента создания государства Армия обороны Израиля определялась как структура, которая находится над и вне всех социально-политических разногласий, то на данный момент в этом отношении произошли изменения. Отказ исполнять воинские обязанности и реакция на это в обществе, обострение спора по поводу освобождения от службы в армии студентов иешив [религиозных учебных заведений] и дебаты в религиозных сионистских кругах по поводу обязанности военнослужащих подчиняться приказам командиров об эвакуации незаконных еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан — все это втягивает ЦАХАЛ в политический дискурс, по крайней мере, на гражданском уровне, и угрожает мощи израильской армии и ее «народному» статусу».  Эксперт отмечает, что в ЦАХАЛе чрезвычайно разнообразный командный состав, в котором большое количество командиров из религиозно-сионистских кругов. «На последних выборах многие солдаты проголосовали за экстремистскую правую партию Бен-Гвира  [«Оцма Йегудит», что в переводе означает «Еврейская сила»], и в их рядах, похоже, возникают политические споры о том, как Армия обороны Израиля должна действовать в чрезвычайных или других ситуациях, выходящих за рамки консенсуса в израильском обществе».

Учитывая перечисленные факты и анализируя текущее положение дел, Л.Акерман делает «тревожный вывод о том, что Государство Израиль может оказаться втянутым в ожесточенное гражданское столкновение, которое способно перерасти в гражданскую войну с участием войск ЦАХАЛа, действующих от своего имени». Он допускает, что предлагаемый сценарий может показаться чрезмерным, но он вполне реализуем в нынешних обстоятельствах. Следовательно, «израильское правительство должно немедленно осознать, насколько сложной является социально-политическая ситуация в стране, и предпринять решительные примирительные действия, выдвинуть объединяющие идеи, положить конец экстремистскому одностороннему законодательству и приступить к широкому диалогу и поиску консенсуса по всем вопросам, касающимся населения Израиля в целом»[ii].

[i] אדישים להישאר יכלו לא כבר הצבא אנשי / INSS. 14.08.2023. https://www.inss.org.il/he/social_media/אנשי-הצבא-כבר-לא-יכלו-להישאר-אדישים-ו/

[ii] Is Civil War a Possible Scenario in Israel? / IPS. August. https://www.runi.ac.il/en/research-institutes/government/ips/activities/newsletter/akerman2-8-23e/

56.18MB | MySQL:116 | 0,966sec