О положении СМИ при режиме талибов в Афганистане. Часть 1

Возникновение независимых СМИ в Афганистане было одним из самых выдающихся достижений демократической эпохи Исламской Республики. Когда-то страна была полностью изолирована, не имея доступ к свободной прессе и интернету, но с приходом прозападного правительства Афганистан быстро вступил в век информационных технологий. В течение нескольких лет в стране появились свободные СМИ, наряду с этим ее население свидетельствовало беспрецедентный рост числа новостных, развлекательных каналов, печатных изданий и онлайн-платформ. До повторного прихода к власти движения «Талибан» (запрещено в РФ) в Афганистане действовало 543 местных и национальных СМИ. Средства массовой информации также способствовали плюрализму в сильно фрагментированном обществе, вносили демократические изменения и помогали расширять права и возможности женщин. Новые конституционные права позволили маргинализированным этническим и религиозным общинам впервые создать свои собственные средства массовой информации и добиваться равных прав и возможностей. В культурно разнородном обществе, часто страдавшем от политических потрясений и коррумпированности власти, свободные СМИ стали инструментом борьбы с недобросовестными чиновниками и повышения уровня подотчетности правительства.

Стратегия талибов в медиапространстве
После свержения режима движения «Талибан» в 2001 году медиа-ландшафт Афганистана стал претерпевать значительные изменения. В свою очередь, это вынудило талибов начать адаптировать свою информационную стратегию под меняющиеся реалии. Ярким примером их подхода было выстраивание пропагандистских кампаний с привлечением инструментов визуальной коммуникации, включая изображения, рисунки, видео и онлайн-платформы. Примечательно, что движение противостояло подобным средствам или вовсе запрещало их во время своего первого периода правления с 1996 по 2001 год, ссылаясь на религиозные ограничения. Кроме того, эволюционирующую коммуникационную стратегию талибов характеризовали несколько других отличительных элементов, которые позволили движению превзойти своих противников.

Идеологический отклик
С самого начала руководство «Талибана» представляло подрывную деятельность движения как джихад, направленный на изгнание иностранных «захватчиков» и установление исламской системы правления, основанной на законах шариата, вместо правительства, поддерживаемого США. Эта всеобъемлющая стратегическая цель оставалась неизменной на протяжении всего периода Исламской Республики и занимала центральное место в их идеологии. Кроме того, в сообщениях, распространяемых боевиками движения, фигурировали культурные и религиозные концепты и коды, такие как «колониализм», «оккупация», «кафиры» (неверные) и «мученичество», использованные для проведения параллелей с историческими победами афганцев в предыдущих «священных войнах», что еще больше усиливало идеологический отклик среди радикализированных слоев населения.

Целевая пропаганда
Разрабатывая коммуникативную стратегию, движение «Талибан» адаптировало свою пропаганду под конкретную аудитории с целью достижения конкретных результатов. Например, его боевики распространяли устрашающие «шабнамы» (так называемые «ночные письма»), чтобы удержать местных жителей от помощи «неверным», и снимали видео вооруженных нападений, чтобы прославить джихад и увеличить число завербованных в ряды движения. Путем манипулирования средствами массовой информации талибы стремились спровоцировать возмущение со стороны населения, освещая такие чувствительные вопросы, как обыски домов, ночные рейды, жертвы среди гражданского населения и пропаганда западных ценностей. Они также использовали недовольство людей повсеместной коррупцией в правительстве и их политическое отчуждение, чтобы увеличить разрыв между государством и обществом, позиционируя себя потенциальными спасителями.

Использование СМИ в качестве оружия
К 2008 году движение «Талибан» уже разработало сложную коммуникационную стратегию. Для распространения информации его боевики использовали не только традиционные средства, такие как ночные письма, религиозные проповеди, поэзию и печатные издания, но также современные методы, включая многоязычные веб-сайты, мобильные телефоны и DVD. С ростом популярности цифровых медиа после 2009 года подход талибов расширился за счет использования таких платформ, как YouTube, Facebook и Twitter (запрещены в РФ). Для более широкого охвата, обновлений в реальном времени и взаимодействия с местными и иностранными СМИ талибы использовали такие зашифрованные приложения как Telegram и WhatsApp. Имея сотни аккаунтов в социальных сетях, подкованные боевики демонизировали силы НАТО, других противников движения, а также угрожали сторонникам действующей на тот момент власти. С помощью этих методов они проникли в киберпространство и сохранили ощутимое психологическое присутствие.

Использование слабостей и возможностей
Неэффективная пропаганда со стороны США и нерешительность прозападного правительства Афганистана также давали боевикам «Талибана» преимущество в информационной войне. Президент Хамид Карзай в одно время называл талибов «братьями», а избранный после него президент Ашраф Гани не решался напрямую назвать их «врагами». Более того, долгие разговоры о выводе войск, которые Вашингтон вел с 2009 года, подорвали решимость прозападного крыла, что предоставило талибам преимущество в информационном поле.

Примечательно, что предпринимаемые с 2010 года попытки примирения, в том числе открытие в 2013 году офиса талибов в столице Катара Дохе, привлекли внимание движения к политической жизни. Начиная с октября 2018 года, официальные переговоры между США и талибами еще больше укрепили легитимность последних. Заключив историческое соглашение о выводе войск, движения «Талибан» основательно проникло в афганские СМИ и усилило свое присутствие в заголовках международных изданий. В итоге фактический вывод войск международной коалиции из Афганистана только подчеркнул антиоккупационную идеологию талибов и принес им временную победу в информационной войне.

53.09MB | MySQL:105 | 0,624sec