Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (25-31 января 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Йеменом и Афганистаном. 27 января в Лондоне прошла международная конференция по ситуации в Йемене, а 28 января там же состоялась международная конференция по Афганистану. Оба форума были созваны по инициативе премьер-министра Великобритании Г. Брауна. В работе конферен-ций участвовали главы внешнеполитических ведомств ведущих государств мира и стран соответствующих регионов, представители международных организаций. Иран отказался участвовать в работе лондонских конференций.

Участники международной конференции по Йемену заявили о необходимости всесторонней поддержки республики, т. к. «проблемы, стоящие перед Йеменом, обостряются, и если не заниматься их решением, они грозят стабильности не только этой страны, но и всего региона». При этом первоочередное внимание следует уделить «улучшению международной координации в оказании помощи» Йемену. В итоговом заявлении конференции говорится также о необходимости изучения факторов, способствующих радикализации и нестабильности ситуации в стране, оказании большей поддержки политическим и экономическим реформам. Была выражена поддержка созданию международной программы «Друзья Йемена», которая займется политическими, экономическими, правовыми и другими проблемами страны. На форуме было особо подчеркнуто, что йеменские проблемы нельзя разрешить только силовым путем, а властям в Сане необходимо наладить в стране широкий политический диалог, эффективно бороться с коррупцией, улучшать инвестиционный и бизнес-климат. В Лондоне было объявлено, что в феврале в Саудовской Аравии состоится встреча международных доноров Йемена. Самое же йеменское правительство заявило, что для «ликвидации бедности» в стране требуется помощь в размере не менее 40 млрд долларов.

Таким образом, итоги лондонской конференции продемонстрировали стремление международного сообщества содействовать стабилизации обстановки в Йемене, не допустить окончательного превращения его в «несостоятельное государство». В то же время решения форума носят по большей части общий, декларативный характер. Неоднозначные оценки лондонская конференция получила в самом Йемене. И если правительство республики в целом положительно отнеслось к ее созыву, то вожди крупнейших племен выразили протест «по поводу империалистического заговора за спиной йеменского народа» и дали клятву не допустить раскола страны и «иностранного вмешательства под видом помощи».

26 января руководство йеменских шиитских мятежников объявило о выводе своих вооруженных формирований с территории Саудовской Аравии, предупредив одновременно, что если Эр-Рияд не остановит свои враждебные действия, то повстанцы будут вести «открытую войну» против королевства. В этот же день Саудовская Аравия сообщила о прекращении огня с шиитскими повстанцами на границе с Йеменом, уточнив при этом, что не собирается вступать в переговоры с боевиками и «признает только центральное правительство в Сане».

30 января глава шиитских мятежников А. М. аль-Хоуси заявил о согласии на прекращение огня и перемирие с правительством Йемена на его условиях. Однако уже через несколько часов поступили сообщения о том, что боевики возобновили нападения на правительственные войска в северо-западной провинции Саада. 31 января власти заявили, что пойдут на переми-рие с мятежниками только при условии полного принятия ими правительст-венных требований.

На юге Йемена на прошедшей неделе сепаратистские силы провели всеобщую забастовку в провинциях Далила, Лахадж, Абьян и Шабва. В ряде городов имели место столкновения демонстрантов с полицией.

На международной конференции по Афганистану ее участники основное внимание уделили вопросам обеспечения безопасности и достижения в стране национального примирения, в т. ч. путем вовлечения в этот процесс умеренных элементов оппозиционного движения «Талибан». Было отмечено, что укрепление афганской армии и полиции с целью передачи им контроля над безопасностью в стране является «важнейшим условием» достижения долгосрочного мирного урегулирования в Афганистане. Одновременно признано необходимым продолжать «строительство гражданских и других институтов». Целью же всех этих мер должно стать «раздробление, ослабление талибов, выведение из их движения тех, кто идеологически не связан с ними, прежде всего молодежь». Причем лица, которые откажутся от сотрудничества с талибами и насилия, «покинут их ряды, сдадут оружие и захотят быть вовлеченными в мирное урегулирование, могут быть приняты в общественный демократический процесс в афганском обществе». На конференции была поставлена задача к октябрю 2011 г. довести численность ВС Афганистана до 171,6 тыс. человек, а полиции – до 234 тыс. человек. По мере укрепления правительственных силовых структур намечено передавать им контроль над безопасностью на местах. Так, в некоторых провинциях это предполагается сделать в конце 2010 г. — начале 2011 г., а в течение трех лет афганские силовики «будут ответственны за проведение большинства операций в неблагополучных районах страны». По словам главы британского МИДа Д. Милибэнда, в течение пяти лет безопасность во всех афганских провинциях будет под контролем местной армии и власти. Со своей стороны, президент Афганистана Х. Карзай считает, что присутствие иностранных сил в том или ином качестве будет необходимо в Афганистане еще в течение 10-15 лет. Участники форума приветствовали создание Фонда мира и реинтеграции в Афганистане, который предназначен для осуществления «эффективных, прозрачных и всесторонних мер по национальному примирению». Для Фонда было обещано выделить 140 млн евро. Конференция отметила «исключительно важную роль» для нормализации обстановки в стране проведения экономических реформ, борьбы с коррупцией и наркобизнесом.

В целом лондонская конференция «стала заметным этапом в международных усилиях по содействию Афганистану в интересах становления мирного, независимого, нейтрального и экономически устойчивого государства, свободного от терроризма и накропреступности».

Советник президента США по национальной безопасности Дж. Джонс уточнил 25 января, что июль 2011 г. является не датой вывода американских войск из Афганистана, а «датой начала передачи контроля над безопасностью в этой стране местным властям».

27 января Совет Безопасности ООН в интересах национального примирения в Афганистане снял санкции с пятерых лидеров движения «Талибан», т. к. они «не являются больше активно действующими боевиками».

Представители движения «Талибан» 27 января заявили, что рассматривают конференцию в Лондоне как «пустую трату времени». Однако 29 января талибы сообщили, что руководство движения в ближайшее время примет решение о переговорах с афганским правительством по мирному урегулированию в стране. По информации СМИ, видную посредническую роль в Афганистане играет Саудовская Аравия.

Пакистанская армия проводит в районах, примыкающих к границе с Афганистаном, частные операции против боевиков местного «Талибана». Одновременно американские беспилотники продолжают наносить ракетные удары по талибам на пакистанской территории. Со своей стороны, исламист-ские боевики совершают теракты на северо-западе Пакистана.

Правительство Пакистана считает необходимым развивать сотрудничество с США в области ядерной энергетики, и обратилось к американской администрации с просьбой предоставить ему технологии «мирного атома» для развития энергетической инфраструктуры страны и преодоления энергетического кризиса. В ходе недавнего визита в Исламабад главы Пентагона Р. Гейтса руководство страны призвало Вашингтон официально признать Пакистан ядерной державой.

Сенат Конгресса США 28 января одобрил законопроект, ужесточающий односторонние санкции против Ирана с целью усилить давление на Тегеран и заставить его выполнять требования резолюций Совета Безопасности ООН по иранской ядерной программе. Документ наделяет президента США полномочиями по введению санкций против компаний и физических лиц, ко-торые инвестируют в энергетический сектор ИРИ более 20 млн долларов или экспортируют в Иран бензин и другие продукты нефтепереработки.

Вашингтон и его союзники рассматривают отказ иранского руководства от компромисса в вопросе об обогащении урана как поворотный пункт дискуссии по ядерной программе ИРИ, заявила 28 января госсекретарь США Х. Клинтон, потребовав усилить давление на Тегеран. По мнению главы МИД России С. Лаврова, Иран не может держать мир в вечном ожидании и противостоянии в связи с его ядерной программой.

Иранские власти не прекращают репрессии против оппозиции. Так, 28 января по приговору суда были повешены два противника режима. Продолжаются судебные процессы против участников антирежимных выступлений. Между тем один из ведущих иранских оппозиционеров М. Карруби 25 января признал победу М. Ахмадинежада на президентских выборах в 2009 г., хотя ранее отказывался считать легитимным пребывание его на этом посту.

В последнее время вооруженные формирования радикального исламистского движения «Аш-Шабаб» значительно активизировали свои действия против войск переходного правительства Сомали. Так, 25 января боевики захватили г. Беледуэйне – административный центр провинции Хира в центральной части страны. 29 января отряды «Аш-Шабаб» атаковали ряд правительственных зданий и подразделения миротворцев Африканского союза в столице страны Могадишо. Тем временем Евросоюз принял решение развернуть во втором квартале 2010 г. на территории Уганды миссию по обучению военнослужащих правительственной армии в составе примерно 100 инструкторов.

31 января Центризбирком Судана выдал удостоверения десяти кандидатам, баллотирующимся на пост президента страны на выборах в апреле 2010 г. Всего на этот пост претендовали 23 человека, но 13 из них по различным причинам выбыли из предвыборной гонки. Фаворитом считается нынешний глава государства О. аль-Башир, о поддержке которого заявил около 30 политических партий и движений. Правящая в стране партия Национальный конгресс (НК) решила не выдвигать своего кандидата на выборах президента Южного Судана, которые также состояться в апреле, а поддержать кандидатуру С. Киира, лидера ведущей партии региона – Суданского народно-освободительного движения (СНОД). Взамен НК рассчитывает на поддержку со стороны СНОД кандидатуры О. аль-Башира на выборах президента Судана. Переговоры между НК и СНОД по этому вопросу начались 31 января в Хартуме.

Представитель Комитета за справедливость и стабильность Ирака (Комитета по дебаасификации) заявил 25 января, что принято решение о восстановлении 59 человек в списках кандидатов в депутаты парламента на выборах, намеченных на 7 марта 2010 г. Всего по причине связей с бывшей правящей партией Баас и режимом С. Хусейна Комитет запретил участвовать в выборах 517 политикам, 150 из которых подали аппеляцию в судебные ор-ганы.

Президент США Б. Обама 25 января подтвердил, что полный вывод американских войск из Ирака завершится в конце августа 2010 г. , однако Соединенные Штаты «будут поддерживать иракское правительство в ходе выборов и помогать гражданам страны в восстановлении мира и благополу-чия».

В Багдаде 25 и 26 января вновь была совершена серия крупных терак-тов, в результате которой погибли свыше 50 и получили ранения около 180 человек.

Король Иордании Абдалла II заявил 29 января, что его страна не претендует на палестинские территории на Западном берегу реки Иордан, а «единственным надежным решением» палестинской проблемы является план создания двух государств.

Приложение

 

 

Об отношениях Ливии со странами Западной Европы

 

 

В начале нового тысячелетия ливийское руководство во главе с М. Каддафи предприняло целый ряд шагов по улучшению внешнеполитического положения страны, выводу ее из международной изоляции. Так, с прави-тельствами США и Великобритании были урегулированы вопросы по т. н. «делу Локерби», связанного с терактом на пассажирском самолете в 1988 г., когда погибли 270 человек, а в организации этой акции обвиняли Ливию. После свержения в 2003 г. в результате американо-британского вторжения режима С. Хусейна в Ираке Ливия пошла на ликвидацию своего арсенала химического оружия и отказалась от исследований и практических работ по созданию ядерного оружия. В 2007 г. были выпущены на свободу болгарские медики, обвинявшиеся властями Джамахирии в заражении ливийских детей СПИДом.

Как видится, руководство Ливии пошло на эти и некоторые другие шаги по следующим основным причинам: (1) продолжение конфронтации со странами Запада, особенно с США, могло лишь усилить давление с их стороны, в т. ч. силовое с целью отстранения от власти правящего в Джамахирии режима; (2) М. Каддафи был вынужден признать, что безопасность Ливии будет надежнее обеспечена нормализацией отношений с ведущими странами Запада, «чем поддержкой терроризма и обладанием оружием массового поражения»; (3) дальнейшее сохранение режима санкций вело к ухудшению в экономике и социальной сферы страны, что представляло опасность для власти М. Каддафи, в то время как отмена санкций вела к получению иностранных инвестиций, современных технологий, общему улучшению положения дел в Ливии.

Расчеты ливийского руководства в целом оправдались. Совет Безопасности ООН, Евросоюз и США отменили многочисленные санкции политического, экономического и военно-технического характера. В результате в последние годы происходит динамичное и масштабное восстановление и развитие отношений Ливии с западноевропейскими странами в различных областях. Это позволило М. Каддафи заявить, что «страна вступает в новую эру отношений с Западом» и делает все возможное, чтобы перестать быть международным изгоем.

Развитию отношений Джамахирии со странами Западной Европы способствует и то, что Ливия традиционно тяготеет к ним, в первую очередь, по экономическим причинам. Европейцы же считают Ливию важной частью своей топливно-энергетической базы. Благоприятно на развитии взаимных связей и сотрудничества сказывается и географическое положение Ливии, ее близость к европейским потребителям нефти и газа. На сегодняшний день государства Евросоюза являются крупнейшим импортером ливийской нефти. Европейцы принимают активное участие в программах развития Ливии — основные инвестиции в экономику Джамахирии поступают именно из стран ЕС, а ведущими внешнеэкономическим партнерами стали Италия, Франция, Испания и Германия, а также Великобритания, Австрия, Нидерланды, Бель-гия, Швейцария.

Интенсивное развитие получили внешнеполитические контакты Ливии на западноевропейском направлении, особенно с Италией и Францией. В Европе учитывают значимую роль Ливии в средиземноморском регионе и Африке. Регулярными становятся встречи и переговоры М. Каддафи с первыми лицами государств Западной Европы.

В 2008 г. Ливия и Евросоюз начали переговоры по заключению соглашения о партнерстве, которое европейцы рассматривают как документ, который будет содействовать формированию климата благоприятных и эффективных отношений между сторонами, как фактор, способствующий гарантированному и бесперебойному поступлению ливийских нефти и газа. При этом Ливия рассматривается в Брюсселе в качестве одной из альтернатив поставкам российских углеводородов в Западную Европу.

Еще одним важным направлением ливийско-европейского сотрудничества считается пресечение нелегальной иммиграции из Африки в Европу. Здесь страны ЕС настаивают на подписании Ливией Женевской конвенции по правам беженцев, без чего многие тысячи африканцев, пытающихся через Джамахирию попасть в Европу, лишены элементарных прав. Европейцы также добиваются открытия в Ливии представительств Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Со своей стороны, ливийцы утверждают, что они не могут отправить иммигрантов на родину, т. к. у Джамахирии не имеется соответствующих соглашений с африканскими странами.

Ливия является участником группы «пять плюс пять» (5 стран Арабского Магриба и 5 стран Южной Европы: Испания, Италия, Мальта, Португалия, Франция), созданной в 2004 г. в интересах налаживания взаимодействия в сфере обеспечения безопасности судоходства и авиасообщений, гражданской обороны, а затем и подготовки кадров для силовых структур. ВМС Ливии наряду с флотами Алжира, Марокко, Туниса и Мавритании участвовали в совместных учениях с кораблями европейских участников группы «пять плюс пять».

И хотя западноевропейские государства проявляют значительный интерес к военно-техническому сотрудничеству с Ливией, поставкам в эту страну различных видов вооружения и военной техники, связи в этой сфере пока не получили значительного развития. Здесь сказывается как «разборчи-вость» ливийских покупателей, так и опасения европейцев продавать Ливии отдельные виды вооружений, в первую очередь наступательные.

В целом в обмен на доступ к углеводородным ресурсам Джамахирии западноевропейские страны идут на известные политические уступки, терпимо относится к отдельным «нестандартным» действиям Триполи на внешнеполитической арене. В то же время Запад продолжает с настороженностью относиться к режиму М. Каддафи, держит его на определенной дистанции. Это наглядно проявилось в фактическом отказе лидеров западноевропейских государств присутствовать на торжествах по случаю 40-й годовщины ливийской революции 1 сентября 1969 г. Европейские руководители в ряде случаев прислушиваются к оценкам влиятельных в их странах правозащитных организаций, регулярно обвиняющих правительство Ливии в многочисленных нарушениях прав человека.

Динамично развиваются ливийско-итальянские отношения. Регулярными стали встречи лидеров двух стран – М. Каддафи и премьер-министра Италии С. Берлускони. В 2008 г. стороны подписали соглашение о дружбе и сотрудничестве, которое позволило урегулировать проблемы, унаследованные от периода, когда Ливия была итальянской колонией (1911-1943 гг.). Италия в течение 25 лет выплатит Джамахирии 5 млрд евро в качестве компенсации за этот период. Средства поступят в качестве инвестиций в развитие объектов ливийской инфраструктуры. С. Берлускони также принес Ливии извинения за колониальное прошлое. Кроме того, ливийцы добились включения в соглашение положения о том, что территория Италии не может быть использована для нападения на Ливию. Интенсивно развиваются двусторонние торгово-экономические отношения. Италия является крупнейшим торговым партнером Джамахирии. В Ливии действуют 52 итальянские компании – больше чем из любой другой страны. Им ливийцы предоставили целый ряд преференций. Благодаря нефтедолларам Ливия представлена в некоторых крупных итальянских компаниях, в частности, в нефтяном гиганте «Эни». Триполи и Рим активно сотрудничают в борьбе с нелегальной иммиграцией. В то же время военно-технические связи особого развития пока не получили.

В целом успешно развиваются ливийско-французские отношения. По итогам визита в Париж в 2007 г. стороны подписали пакет соглашений на сумму свыше 10 млрд евро. Речь, в частности, идет о закупке Ливией 21 французского аэробуса различных модификаций, «одного или нескольких атомных реакторов». Стороны заключили соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии. Ливия заявила о поддержке «в принципе» идеи президента Франции Н. Саркози о создании Средиземноморского союза, но в целом отнеслась к ней прохладно. В 2009 г. Н. Саркози направил послание М. Каддафи, в котором выразил пожелание активизировать «стратегическое партнерство двух стран в области обороны». Париж активно продвигает на ливийский рынок свою военную продукции. Сообщается о близком завершении переговоров о поставке 14 новейших французских истребителей «Рафаль». Речь также может идти о 35-ти вертолетах и других вооружениях на общую сумму в 4,5 млрд евро.

В 2009 г. Великобритания выдала Ливии А. аль-Меграхи, отбывавшего пожизненный срок заключения по приговору по «делу Локерби». Это непопулярный шаг Лондон сделал во многом из-за «коммерческих интересов», в частности, интересов «Бритиш петролиум».

В целом нет оснований полагать, что М. Каддафи откажется от курса на расширение связей с государствами Западной Европы. Главная причина этого, как полагают эксперты — осознание ливийцами того, что у страны не может быть будущего без ее полной реинтеграции в мировое сообщество.

52.32MB | MySQL:103 | 0,578sec