Израиль: оценки ситуации с безопасностью на внутренней, региональной и международной арене. Часть 26

Внутриполитический кризис в еврейском государстве имеет затяжной характер и, по мнению некоторых политиков, экспертов и наблюдателей, негативно сказывается на его внутренней и внешней безопасности. Однако не все в Израиле на происходящие социально-политические процессы в стране и их последствия в контексте внешней политики смотрят с пессимизмом.

Генерал-майор в отставке Эран Лерман, вице-президент Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS), рассматривая положение дел в Израиле в сравнительной перспективе, считает, что «страна вернулась в пространство политических возможностей». Он подготовил краткий обзор нескольких направлений действий Израиля на региональной и международной арене.

Помимо стремления к официальному межгосударственному партнерству с Саудовской Аравией, установления и развития отношений с Марокко, Азербайджаном и Туркменистаном, роли израильского оборонного экспорта во взаимодействии со странами  Европы, эксперт указывает на важность политики в отношении Китая, Турции и стран Восточного Средиземноморья.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в июне этого года заявил о своем намерении посетить Китай, а председатель КНР и лидер Коммунистической партии Си Цзиньпин подтвердил, что он ожидает его визита. Э.Лерман обращает внимание на то, что Б.Нетаньяху объявил о своем намерении именно во время встречи с членами американского Конгресса, подчеркнув при этом, что США в курсе его планов[i]. Эксперт отмечает, что «запланированный израильским премьер-министром визит в Китай в глазах многих – как обозревателей, так и политиков – выглядит как явное неповиновение Америке, в частности, политике администрации Байдена, которая по ряду вопросов выступает против позиции израильского правительства». Добавим, что такой шаг рассматривался также как свидетельство растущего недовольства Б.Нетаньяху политикой Вашингтона. Эксперт допускает, что «по этой причине Нетаньяху поспешил разъяснить в своем выступлении по случаю Дня независимости Америки, что отношениям с США нет альтернативы. Президент [Израиля Ицхак] Герцог использовал аналогичные формулировки в своем выступлении в Конгрессе».

Э.Лерман подчеркивает, что «Израиль не является и не станет «клиентом» какой-либо другой державы, и Китай в этом не заинтересован. Кроме того, руководство в Пекине, а также правительство Израиля четко понимают ограничения, которые будут накладываться на сотрудничество между двумя странами. Под ограничения попадает, в том числе, и ряд явно гражданских сфер, такие как инфраструктурные проекты, так как США решительно выступают против вовлечения в них китайских компаний (контролируемых государством/Коммунистической партией КНР) сверх того, что уже было согласовано».

В отношении Китая у Израиля на повестке дня ряд вопросов. Из них Э.Лерман на первое место ставит «иранскую угрозу» и прогресс иранцев в ядерной программе. По мнению эксперта, «сдерживание Ирана на политической арене (помимо военного варианта) могут обеспечить США как сдерживающая сила и, возможно, Китай как «сдерживающий друг», наибольший интерес которого заключается в сохранении региональной и глобальной стабильности». Эксперт напоминает, что «резкий израильский посыл об угрозе будущему региона (и мировой экономике), если Иран не остановить и не избежать применения силы, уже в предыдущее десятилетие заставил Китай присоединиться к лагерю, оказывающему давление на Тегеран. Ситуация сегодня иная: Китай занимает и в этом вопросе несговорчивую позицию по отношению к Западу, а его инициатива по примирению между Ираном и Саудовской Аравией свидетельствует о более амбициозном и проактивном подходе к региональной системе». Поэтому эксперт считает, что сегодня также «стратегически важно четко заявить о позиции Израиля напрямую и на самом высоком политическом уровне».

Отмечается, что это необходимо делать наряду с (тщательным) определением областей экономического сотрудничества, не приводящих к противоречиям с США. В первую очередь в области здравоохранения и медицинских технологий, а также сельского хозяйства и в других сферах, таких как возобновляемые источники энергии, где Израилю есть что предложить, чтобы максимально сбалансировать образовавшийся на данном этапе сильный перекос торгового баланса в пользу Китая.

При этом Э.Лерман подчеркивает, что израильскому руководству «важно продолжать разъяснять, в том числе американской администрации и заинтересованным членам Конгресса по обе стороны баррикад, что само наличие диалога с Пекином (который сами США также ведут) не означает, что Израиль проявляет симпатию к глобальным амбициям Китая или все еще стремится найти свое место в концепции Си Цзиньпина «Один пояс, один путь»». Эксперт полагает, что «главный способ, с помощью которого возможно обозначить недвусмысленность израильских действий, – активизировать дипломатические шаги в отношении Индии (на основе уже сложившихся тесных отношений с премьер-министром Нарендрой Моди) и Японии». Особое значение в данном контексте эксперт придает укреплению связей с Южной Кореей, что он наблюдает после визита министра иностранных дел Израиля Эли Коэна в начале июня 2023 г. Важность Сеула для Израиля, в понимании Э.Лермана, определяется «вопросами безопасности, наличием общих вызовов и набора  ценностей, сближающих две страны, и тем, что в 2024–2025 гг. планируется его членство в Совете Безопасности ООН». Отмечается, что «как и Индия, Южная Корея заинтересована в вовлечении ОАЭ в трехстороннюю структуру, которая выявит относительные преимущества каждой из сторон».

Э.Лерман рассматривает ожидаемый визит израильского премьер-министра в Турцию и политический баланс в Восточном Средиземноморье.

Напомним, что Б.Нетаньяху планировал посетить Турцию 28 июля с.г., чтобы, согласно СМИ, обсудить шаги по развитию сотрудничества, а также решению международных и региональных вопросов. Визит был отложен в связи с ухудшением здоровья израильского лидера. Он мог бы стать первым за 14 лет на фоне стремительно улучшающихся отношений после длительного периода конфронтации в результате военного перехвата Израилем в мае 2010 г. направлявшейся в блокированный сектор Газа флотилии «Мави Мармара» с гуманитарной помощью, в результате чего погибли девять турецких активистов. После инцидента две страны разорвали дипломатические отношения. Несколько попыток их восстановить не увенчались успехом, пока в марте 2022 г. президент Израиля Ицхак Герцог не посетил Анкару. После этого началось быстрое улучшение двусторонних отношений благодаря взаимным визитам на высоком уровне. В августе прошлого года Турция и Израиль полностью восстановили дипломатические отношения, повторно назначив послов. В сентябре 2022 г. Эрдоган встретился с предыдущим премьер-министром Израиля Нафтали Беннетом в Нью-Йорке[ii].

Э.Лерман отмечает, что визит Б.Нетаньяху в Турцию станет первым после переговоров в Анкаре Эхуда Ольмерта в конце 2008 г. «После победы на выборах президент Реджеп Тайип Эрдоган продолжает свои усилия по спасению турецкой экономики от проблем с инфляцией, и одновременно старается улучшить отношения с монархиями Персидского залива. Те, в свою очередь, продемонстрировали готовность инвестировать значительные средства в Турцию, но очевидно, что взамен потребовали изменения «неоосманской» повестки дня, продвигаемой Эрдоганом». Речь идет о «»корректировке курса» в сторону более позитивного отношения как к режиму Абдель-Фаттаха ас-Сиси в Египте, так и к Израилю, хотя турецкая критика израильской политики продолжается, прежде всего, в контексте Иерусалима и Храмовой горы».

Эксперт JISS указывает на то, что у Израиля есть точки соприкосновения с турецкими интересами, как в сфере экономики, так и торговли (которые не пострадали даже в разгар напряженности между двумя странами после перехвата турецкой флотилии). Так, порт Хайфа продолжает служить, в том числе из-за ситуации в Сирии, маршрутом для турецкого экспорта в Иорданию и далее за ее пределы, что поддерживается на стратегическом уровне. Отмечается, что интересы Израиля и Турции совпадают также в контексте упоминавшегося в предыдущей части сотрудничества в поддержке Азербайджана, даже если турецкую сторону не всегда устраивает степень вовлеченности Тель-Авива. В понимании Э.Лермана, «в старые добрые времена улучшение отношений с Израилем могло бы помочь Эрдогану, которого Байден не пригласил на два саммита (в ZOOM!) лидеров демократических стран, повысить свой авторитет в Вашингтоне; но времена уже не старые и не добрые, и влияние Израиля в этом аспекте пока ограничено».

В то же время Э.Лерман считает «неправильным со стратегической и экономической точки зрения поддаваться давлению Турции, которая пытается использовать добычу газа Израилем и его партнеров в Восточном Средиземноморье в своем стремлении стать энергетическим центром. И это несмотря на уменьшение шансов реализовать альтернативный маршрут в Европу в виде трубопровода EastMed».

По оценкам эксперта JISS, «экспорт газа в Турцию, в случае необходимости, мог бы осуществляться посредством морской транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) на регазификационные установки в турецких портах. Однако долгосрочное обязательство в виде строительства трубопровода поставит Израиль в зависимость от прихоти турецкого правительства, и обязательно повлечет за собой нарушение прав Кипра в его экономических водах, поскольку трубопровод в Турцию не будет проходить через экономические воды Ливана и Сирии».

Кроме того, Э.Лерман считает важным «сохранить впечатляющие достижения последних лет в выстраивании вместе с Грецией и Кипром объединенной группировки сил». Он отмечает, что «до срыва визита из-за состояния здоровья, премьер-министр Израиля должен был сначала отправиться на девятую трехстороннюю встречу на высшем уровне (!) со своим греческим коллегой Кириакосом Мицотакисом, который также недавно выиграл выборы, и новым президентом Кипра Никосом Христодулидисом, и только потом посетить Анкару». Эксперт называет это «правильной последовательностью, призванной проиллюстрировать, что Израиль действует в отношении Турции не с позиции слабости, а опираясь на региональный массив стран, которые, говоря языком современной дипломатии, единомышленники – близкие друг к другу с политической и ценностной точки зрения. Эта близость уже нашла отражение в визите министра иностранных дел Эли Коэна в Афины (6 июля 2023 г.) для встречи со своим новым коллегой Йоргосом Герапетритисом в качестве его первого гостя после приведения к присяге правительства».

Э.Лерман обращает внимание на то, что «как и на других аренах в Европе и за ее пределами, стратегическое партнерство с Грецией и Кипром зиждется на вопросах безопасности». Среди прочего, отмечается «соглашение по самолетам и тренировочным центрам с греческими ВВС, и учения израильских военных – в беспрецедентных масштабах – на территории Кипра».

Напомним, что подписанное Израилем и Грецией в апреле 2021 г. соглашение в сфере обороны включало создание компанией Elbit Systems международного центра летной подготовки (в течение 22 лет) для ВВС Греции. Центр оснащен десятью учебно-тренировочными самолетами M-346 производства итальянской компании Leonardo[iii].

По мнению Э.Лермана, все это происходит «на фоне понимания в Израиле того, что ему может понадобиться доступ к воздушным и морским портам в обеих странах в качестве материально-технической базы в случае широкомасштабных наступлений в его тылу». В этом контексте эксперт придает особое значение «подписанному в июле 2023 г. соглашению о сотрудничестве между портами Ашдод и Салоники, в котором особое внимание уделяется инновационным технологическим решениям и ответам на вопросы безопасности и киберзащиты».

Помимо этих конкретных соображений, Э.Лерман указывает на «долгосрочное стратегическое значение происходящего для позиционирования Израиля, наряду с Грецией, Кипром и Египтом, в качестве законного политического, военного и экономического фактора и даже лидера в Восточном Средиземноморье, и не обязательно как «иностранца» в районе, известном как «Ближний Восток»». Он считает, что «целью в этом контексте должно стать расширение мандата и сфер деятельности Восточно-средиземноморского газового форума [страны-участники – Израиль, Египет, Греция, Кипр, Иордания, Италия, Франция, Палестинская национальная администрация], с тем, чтобы он фактически стал многофункциональным региональным форумом». Потенциальная выгоду от этого эксперт увидел во взаимопомощи при тушении масштабных пожаров в Греции[iv].

[i] Netanyahu confirms to US lawmakers that he is heading to China // The Times of Israel. 27.06.2023. https://www.timesofisrael.com/netanyahu-confirms-to-us-lawmakers-that-he-is-heading-to-china/

[ii] Israel’s Netanyahu to visit Turkey after 14 years as ties with Erdogan improve // Al-Monitor. 20.07.2023. https://www.al-monitor.com/originals/2023/07/israels-netanyahu-visit-turkey-after-14-years-ties-erdogan-improve#ixzz8Aqn8QDgt

[iii] Израиль и Греция подписали крупнейшее соглашение в сфере обороны // РИА Новости. 18.04.2021. https://ria.ru/20210418/oborona-1728790587.html?ysclid=llibqpbxn8537486935

[iv] ?המדינית בזירה ישראל של ההישגים לעידן שיבה / JISS. 14.08.2023. https://jiss.org.il/he/a-return-to-the-era-of-israels-achievements/

56.22MB | MySQL:116 | 0,609sec