Издание «Радар безопасности – 2023» Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV). Часть 2

Фонд политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV), являясь ведущим мозговым центром страны, созданным при непосредственном участии бывшего пресс-секретаря, а ныне главы Национальной разведывательной организации (MİT) Ибрагима Калына, помимо публикации текущих материалов, готовит и достаточно знаковые периодические издания.

Одним из заметных в их числе является альманах «Радар безопасности», который публикуется на ежегодной основе. Имеет смысл ознакомиться с содержанием и кратко рассмотреть свежеопубликованный «Радар безопасности – 2023».

Часть 1 нашей публикации доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=100504.

Напомним, что мы приступаем к рассмотрению части материала, посвященного турецко-американским отношениям.

Не будем повторять, вслед за изданием, базовой информации о текущем этапе развития турецко-американских отношений. Мы достаточно часто писали о них, в том числе, том же контексте, что и издание – перечисление базовых трудностей двусторонних отношений.

Обратимся сразу к сутевой части, в частности, первому разделу «Тренды» и подразделу «Война Россия-Украина: общий подход, разная политика». Цитируем раздел (выделения жирным шрифтом отдельных слов и выражений – авторское, И.С.):

«Одним из наиболее важных событий, повлиявших на турецко-американские отношения в 2022 году, стала операция вторжения, начатая Россией против Украины 24 февраля.

В то время, как США и Европа ввели новую и более радикальную политику в отношении России перед лицом этого ревизионистского шага, Турция предпочла проводить взвешенную политику.

Осуждая нападение России, Анкара, с одной стороны, проводила антиоккупационную политику в рамках ООН и НАТО, с другой стороны, она также предприняла критическую с точки зрения хода войны попытку, закрыв (черноморские – прим.) Проливы для российских и украинских военных кораблей.

Поставка БПЛА («Байрактар» —  И.С.) TB2 в Украину также укрепила оборону Украины от России и помешала Москве добиться быстрой победы на первом этапе войны.

Однако, с самого начала кризиса Турция предприняла интенсивные дипломатические усилия для прекращения войны, особенно для разрешения кризиса продовольственной безопасности, посредничества в обмене пленными и тесных контактов президента Эрдогана с президентом России Путиным и президентом Украины Зеленским на протяжении всей войны.

Что касается турецко-американских отношений, видно, что события, вызванные войной между Россией и Украиной, выделяются как новая и важная динамика как в двусторонних отношениях, так и в отношениях между Турцией и Западом.

В то время как война вновь укрепила геополитическое положение Турции, она также позволила Европе и США снова принять Турцию в качестве дипломатического игрока.

Атака России на Украину показала, что европейская архитектура безопасности снова находится под угрозой со стороны России, поскольку она нарушила геополитический статус-кво после холодной войны.

В то время как Россия вновь была определена как традиционная военная угроза в новом стратегическом документе НАТО от 2022 г., отказ от двухвекторной политики в отношении Москвы после окончания «холодной войны» вновь сделал роль Турции в НАТО важной.

С другой стороны, после российско-украинской войны стало ясно, что новая динамика в отношении безопасности на Черном море может стать стратегическим вопросом в турецко-американских отношениях. Хотя между Турцией и США в этом плане есть разница, но меняющийся баланс сил на Черном море и наступательная (наступательная) политика России показывают, что Черное море превращается в новую тему и активный регион в турецко-американских отношениях работает. В целом интервенция России на Украине повлияла как на региональную архитектуру безопасности, так и добавила новое стратегическое измерение турецко-американским отношениям.

При рассмотрении на дипломатическом уровне тесные контакты Турции с Россией на протяжении всей войны вышли на первый план как процесс, поддерживаемый Европой и США.

Важнейшей опорой сбалансированной политики Анкары была интенсификация диалога с Москвой, что позволило Турции создать новое влияние на США.

На самом деле роль Турции в подписанном Соглашении о зерновом коридоре по безопасности пищевых продуктов была показана как большой успех. Приветствуя соглашение, администрация Байдена выразила признательность за интенсивные и скрупулезные усилия Турции и поддержала инициативы Анкары. Встречаясь с президентом Эрдоганом лицом к лицу на полях саммита G20, президент Байден также поблагодарил Эрдогана за его вклад в продление соглашения.

Возвращение России к соглашению при посредничестве Турции и согласие на продление соглашения было оценено как показатель растущего влияния Турции.

Другим аспектом российско-украинской войны является экономика, которая, похоже, становится новой динамикой в ​​турецко-американских отношениях. Хотя Вашингтон не приветствовал продолжение Турцией отличной от США и Европы политики в отношении санкций, введенных против России, отсутствие открытого давления на Анкару в этом вопросе указывает на важность роли Турции во время войны.

Однако после того, как Вашингтон заявил, что внимательно следит за усилением экономических отношений между Анкарой и Москвой, он направил делегации в Турцию и провел ряд встреч, чтобы убедиться, что санкции, введенные против России, не нарушаются, что свидетельствует о возможной проблеме между двумя странами в этом отношении.

Не было никаких событий, которые бы глубоко повлияли на двусторонние отношения в этом отношении, и Турция претерпела некоторые изменения, особенно для того, чтобы предотвратить проблемы, которые могут возникнуть в банковской системе.

Еще одним вопросом, который выводит Турцию на первый план в украинском кризисе с точки зрения экономики, является энергетический вопрос. Безопасность энергоснабжения, вызванная экономическими санкциями против России и войной, еще раз доказала, что Турция является критической страной в передаче энергии.

Что касается новой политики безопасности энергоснабжения, направленной на снижение зависимости Европы от российского природного газа, тот факт, что туркменский газ позволит транспортировать больше газа в Европу через Азербайджан и Турцию через Каспийское море, укрепил позиции Анкары в энергетической геополитике, что в свою очередь укрепляет турецко-американские отношения, что положительно отражается на их отношениях как на новой стратегической проблеме.

В результате видно, что российско-украинская война добавила новое стратегическое измерение в отношения между Турцией и США, и прогнозируется, что это измерение будет продолжаться».

Итак, как мы можем видеть, Мурат Ешильташ достаточно откровенен в вопросах того, как конфликт на Украине влияет и на роль Турции в регионе и на турецко-американские отношения. При этом ни о каком стратегическом диалоге в словах Мурата Ешильташа речи не идет – эти слова обращены, целиком и полностью, в адрес Запада. И беремся утверждать то, что именно такая аргументация и такие рассуждения звучат из уст турецких дипломатов, когда они обсуждают украинский конфликт и роль в нем Турции где-нибудь в Вашингтоне.

Резюмируем наиболее характерные высказывания из раздела, подготовленного Муратом Ешильташем:

  1. Россия проводит «ревизионистскую политику» на Украине.
  2. Закрытие Черноморских проливов должно рассматриваться в контексте «антиоккупационной» политики Турции в отношении конфликта на Украине.
  3. Поставки Турцией своих БПЛА «Байрактар» сорвали быструю войну России на Украине, стали фактором, «меняющим игру».
  4. Наряду с этим, Турция предприняла активные дипломатические усилия в рамках обеспечения продовольственной безопасности, посредничества и непосредственного диалога между Россией и Украиной.
  5. Такая роль Турции на Украине позволила вновь заговорить и США, и ЕС как о «дипломатическом игроке» (заметим, не как об игроке военно-дипломатическом – И.С.).
  6. Европейская архитектура безопасности «снова находится под угрозой России», нарушая геополитический статус-кво после окончания Холодной войны.
  7. Динамика безопасности на Черном море становится стратегическим вопросом турецко-американских отношений.
  8. Опора турецкого влияния – это интенсивный диалог между Москвой и Анкарой. Возвращение России в зерновую сделку (в конце 2022 года) – дипломатический успех Турции как следствие выросшего влияния страны.
  9. США не оказывает открытого давления на Турции, что следует считать маркером той ценности, которую Анкара представляет для Запада.
  10. Энергетическая повестка, наряду с повесткой продовольственной выходит на первый план в турецко-американских отношениях. В частности, речь идет о возможности поставок туркменского газа на европейские рынки как варианта замещения выбывшего российского газа.
  11. Украинский конфликт обозначил новое стратегическое измерение турецко-американских отношений – на всю глубину украинского конфликта.

Итак, изложенное выше – это контуры той игры «третьей стороны», которую ведет Турция, очевидным образом, используя фактор «ревизионизма Москвы». Заметим, что целый ряд козырей в этой игре был предоставлен Россией самой Турции. Более того, по каким-то вопросам российская сторона не дорабатывает.

Допустим, по п.3 отметим, что Россия стала проводить свой собственный маркетинг в отношении продукции своего оборонно-промышленного комплекса. Продемонстрировав не только турецкие БПЛА, но и прочие трофеи из других стран на Форуме-выставке «Армия – 2023». Заметим, что это является адекватной российской реакцией на поставки Западом и Турцией продукции своего ВПК Украине. Более того, демонстрация сбитой и захваченной турецкой техники выглядит как пропорциональная российская реакция на попытки турецкой стороны поставить свой ВПК на плечи «российскому гиганту».

Приводим ниже реакцию Savunmasanayist – известного журнала оборонно-промышленного комплекса – на демонстрацию турецкой техники на Форуме «Армия – 2023», цитируем:

«В городе Кубинка вблизи столицы России Москвы начался Международный военный форум «Армия-2023». На форуме, где экспонировалась продукция российского ВПК, была представлена ​​и продукция ВПК, захваченная из других стран (неточность: продукция захвачена в ходе военных действий на Украине – И.С.).

Среди продуктов, представленных на форуме, внимание привлекли вооруженный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Bayraktar TB2 разработки Baykar и беспилотный летательный аппарат SERÇE разработки ASELSAN. Хотя известно, что Bayraktar TB2 принадлежит украинской армии, неизвестно, был ли SERÇE захвачен в Сирии или в другой стране, такой как Украина или Ливия.

С другой стороны, было видно, что БПЛА Bayraktar TB2, который экспонировался на форуме, нес символику ВВС Украины и имел под крылом боеприпасы MAM-L и MAM-C. Обращали на себя внимание конструктивные дефекты боеприпасов Bayraktar TB2 и MAM-L. Остается неясным, являются ли они моделями или их структурная целостность была запечатлена на поле боя и эстетически отремонтирована перед выставкой.

Было замечено, что на выставке представлена ​​миниатюрная электронно-оптическая система İSPINOZ под БПЛА SERÇE производства ASELSAN. Предполагается, что БПЛА SERÇE и полезная нагрузка İSPİNOZ, чьи сигнальные огни горят, пригодны для использования.

Примечательно, что Россия выставляла вышеупомянутую продукцию турецкого ВПК в то время, когда Турция прилагала большие усилия для проведения политики примирения сторон в связи с российско-украинской войной».

Заметим, что наличие дуализма в России по целому перечню пунктов повестки дня, что должно вызывать к жизни необходимость проведения соответствующих адекватных контрмер. В этом смысле, выставление турецкой техники, в качестве трофейной, на Форуме «Армия 2023» является абсолютно уместной и пропорциональной турецкому маркетингу «вставания на плечи гиганта (имеется в виду российский ОПК – И.С.)». Полагаем, что такого рода шаги – это ключ к исключению двусмысленности в целом ряде вопросов по списку.

Главное, что представляется в изложенном применительно к турецко-американским отношениям в контексте СВО на Украине – это обстановка на Черном море, «безопасность» которого турецкий автор предлагает сделать предметом обсуждения с США. Таким образом, может получиться, что безопасность черноморских стран может стать предметом прямого воздействия нечерноморской страны или блока стран – есть риск коренной смены парадигмы и самой Турции и региона в целом. Его предстоит, по всей видимости, оценить в плане возможности активного вмешательства внешних сил при наличии действующей Конвенции Монтрё, а также учитывать и попытки ревизовать или вовсе заморозить и даже аннулировать этот документ.

Следующий подраздел в части «Радара – 2023» касается турецко-греческих отношений и озаглавлен как «Геополитическая конкуренция между Турцией и Грецией: недостаток взаимного доверия».

Цитируем:

«Турецко-греческие отношения, которые не являются серьезной проблемой в турецко-американских отношениях, напряженность между Анкарой и Афинами в 2022 г., конкретное отражение соглашения об обороне и безопасности, которое Греция продлила с США, и решение США по снятии оружейного эмбарго по отношению к Греческой Администрации Южного Кипра (ГАЮК) свидетельствует о том, что в отношениях Анкара-Вашингтон наметилась новая динамика безопасности (недоверия).

В этом смысле одним из факторов, который потенциально может оказать наибольшее влияние на турецко-американские отношения, является все более провокационное отношение Греции к Турции и политика Вашингтона в этом отношении.

В дополнение к таким проблемам, как континентальный шельф, воздушное пространство, процесс вооружения невоенных островов, кипрский вопрос, энергетическая конкуренция в Восточном Средиземноморье и агрессивное движение вооружений Афин, которые долгое время были проблемой между Турцией и Грецией, правительство Кирьякоса Мицотакиса следует за внутриполитическими проблемами.

Стратегия эскалации напряженности усилила конкуренцию между Анкарой и Афинами в последние годы. Расширение США и расширение сферы действия Соглашения о взаимном оборонном сотрудничестве с Грецией, отмена эмбарго на поставки оружия киприотам-грекам, увеличение своего военного присутствия в Греции и предоставление помощи в виде оружия являются одними из основных событий, которые вызывают обеспокоенность Анкары.

Неизбежно, что эта озабоченность приведет к изменению политики Турции в отношении Греции и что этот вопрос станет одним из основных движущих сил турецко-американских отношений.

Есть несколько причин, по которым Греция снова стала динамичной в турецко-американских отношениях. Первая из них — нарастающее недовольство Турции в Конгрессе кризисами между Турцией и США из-за С-400 и F-35 и попытка уравновесить ослабевающие позиции Афин в региональных балансах сил, складывавшихся против нее самой, при поддержке США, пытаясь превратить дистанцированность администрации Байдена от Анкары в возможность.

Хотя эта ситуация используется Афинами как возможность, решение Вашингтона увеличить свое военное присутствие в Греции рассматривается Анкарой как часть их стратегии по уравновешиванию Турции. По этой причине нынешняя нестабильность в турецко-американских отношениях углубляется, а стратегическая двусмысленность США становится предметом критики Анкары».

56.23MB | MySQL:116 | 0,647sec