«Арабский Шенген»: зачем страны Персидского залива хотят ввести единую туристическую визу?

Шесть стран Персидского залива – Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия и ОАЭ – объявили о начале работы по формированию единой визы. Предполагается, что это будет что-то напоминающее Шенген, когда иностранец по визе, выданной одной страной, сможет посещать и другие государства региона. О начале работы по внедрению единой арабской визы на проходившей со 2 по 4 мая в Дубае туристической выставке Arabian Travel Market (ATM) заявили сразу трое представителей стран региона – министр туризма Бахрейна Фатима аль-Сайрафи, представитель правительства ОАЭ Абдулла аль-Салех и глава Саудовского управления по туризму (STA) Фахд Хамидаддин. Предполагается, что на единую визу перейдут все шесть государств, образующие Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Это Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты.

В ходе дискуссии в рамках ATM министр туризма Бахрейна Фатима аль-Сайрафи заявила, что у региона большие возможности для развития туризма и сейчас все усилия нужно направить на то, чтобы продвигать регион как единое целое. Если все страны ССАГПЗ объединят усилия в продвижении, то, по словам аль-Сайрафи, «наши возможности будут невероятными». Как пишет Arabian Business, первые шаги концепции «безграничного путешествия» по региону были опробованы еще во время чемпионата мира по футболу в Катаре в декабре 2022 года, когда болельщики могли беспрепятственно перемещаться между странами Персидского залива. В итоге многие из них жили в одних государствах, а на матчи любимой команды летали или ездили в Катар, который просто физически не смог вместить всех желающих. «Тогда мы увидели ценность, которую режим свободного перемещения дает региону. Когда люди путешествуют по странам, они тратят больше. И мы начали думать – можем ли мы добиться подобного в долгосрочной перспективе», – рассказала изданию аль-Сайрафи. «Мы рассчитываем, что такое же легкое путешествие туристы получат и в Заливе, а это будет способствовать развитию туризма во всех шести странах», – считает представитель правительства ОАЭ Абдулла аль-Салех. Фатима аль-Сайрафи подтверждает, что «скоро наступит день, когда туристы будут говорить, что они «едут в Персидский залив», подобно тому как они сейчас говорят, что едут в Европу или в Азию».

Сроки введения единой арабской визы пока туманны, по крайней мере, ни о каких датах или планах участники не сказали. Представители стран признаются, что у проекта есть проблемы. «Политика выдачи виз – сложный процесс, и у каждого из нас свои правила и скорость выдачи, – отметил представитель Саудовской Аравии Фахд Хамидаддин. – Но мы сотрудничаем. Я твердо верю, что успех каждого дополняет другого. В конце концов, прилив поднимает все корабли».

Во время пандемии коронавируса власти Кувейта отменили выдачу туристических виз и не возобновили ее до сих пор. Что касается Саудовской Аравии, то ее визу можно оформить онлайн, но это недешево – около 170 долларов США.

Введение единой визы создаст хороший информационный фон, которым смогут воспользоваться представители туристической индустрии для продвижения турпродукта – туров по странам Персидского залива. Предоставление единой визы позволит комфортно комбинировать страны в рамках одного путешествия, не задумываясь о получении отдельных виз, и сократит расходы на их оформление. Но пока остается вопрос, какой список документов потребуется для оформления визы и какой будет ее стоимость.

Страны региона Персидского залива не единственные, кто задумался о введении единой визы. Аналогичный вопрос сейчас рассматривают и страны Северной и Восточной Африки. Об этом еще в марте в интервью танзанийской газете Citizen заявлял Джон Боско Калиса, исполнительный директор Восточноафриканского делового совета (East African Business Council, EABC). По его словам, уже созданы рабочие группы для разработки плана по исследованию и пилотному внедрению единой визы в странах Восточноафриканского сообщества (ВАС). В сообщество входят семь государств Африки – Бурунди, Кения, Руанда, Танзания, Уганда, Южный Судан и Демократическая Республика Конго.

В отличие от европейской модели интеграции, где свободное перемещение людей, товаров и капитала было одной из опор Римского договора, «арабский Шенген» формируется не как элемент будущего или действующего регионального экономического объединения, а как удобный формат для развития регионального трансграничного туризма. В этой связи любопытно будет проследить потенциальное развитие эффекта spill-over (переплескивание) который предполагает переход интеграции на более низкие или высокие уровни при успешном развитии отдельных элементов, например таких как туризм.

Очевидные вызовы, которые в контексте общего визового пространства стоят перед странами Аравийского полуострова это продолжающийся конфликт в Йемене, сложные взаимоотношения с Израилем и нестабильная обстановка в районе Средиземноморья и Персидского залива. Такой контекст создает дополнительные риски при введении единой визы, однако положительные эффекты от успешной реализации данной инициативы могут быть кратно выше потенциальных негативных последствий.

53.43MB | MySQL:103 | 0,604sec