О распространении и влиянии суфийских тарикатов на северо-востоке Сирии. Часть 1

Гражданская война, протекавшая в Сирии в 2011-2017 годах и явившаяся её результатом политическая нестабильность, продолжающаяся до сих пор, вызвали глубокий раскол в мусульманской умме этого государства. В ходе военно-политического конфликта в этой стране ударной силой вооруженной антиасадовской оппозиции стали радикальные исламисты и джихадисты, поддержанные Турцией, Катаром и Саудовской Аравией при финансировании со стороны США. Основу этих отрядов составили приверженцы идеологии салафизма либо сторонники движения «Братья-мусульмане». При этом салафиты получали поддержку из КСА, а «Братья-мусульмане» из Турции и Катара. В 2014-2015 годах, правда турецкие и катарские спецслужбы не брезговали непрямой поддержкой террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России). В свою очередь разведка Саудовской Аравии долгое время помогала экстремистской организации «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России). Взрыв исламского радикализма в Сирии в эти годы позволял некоторым исследователям говорить о том, что салафизм является преобладающим треном в сирийском суннитском исламе. Между тем, до кризиса большинство сирийских мусульман придерживалось традиционного, умеренного ислама, на который значительное влияние оказывал суфизм.

Суфийские тарикаты утвердились в Сирии еще в эпоху Средневековья. В Сирии похоронен такой видный деятель суфизма как шейх Яхья Шихабиддин Сухраварди (1155-1191 годы, Шейх аль-Ишрак), автор многочисленных работ по мистической философии ислама, из которых выделяется «Хикмат аль-Ишрак» («Рассветная мудрость»). В ней он рассуждал о природе «Божественного Света». Этот шейх пытался осуществить синтез коранического послания с мистическими учениями иранского зороастризма. Шейх Яхья Сухраварди был казнен в Алеппо по приказу султана из династии Айюбидов «за распространение ереси». Интересно, что хотя Сухраварди был суннитом, его сочинения позже повлияли на философскую доктрину шиизма. В современном Иране Сухраварди является одним из наиболее почитаемых представителей исламской мысли. Его работы изучаются и анализируются местными шиитскими теологами. А покойный аятолла Хомейни в своем письме Михаилу Горбачеву 1988 года рекомендовал советскому генсеку отойти от политики государственного атеизма и изучить с этой целью книги Сухраварди.

Другим культовым для многих сирийских мусульман персонажем является шейх Мухиддин ибн аль-Араби (1165-1240 годы). Ибн Араби был последним значительным философом в суннизме. Последние двадцать лет своей жизни этот богослов, который был уроженцем мусульманской Испании (Аль-Андалус), прожил в Дамаске, где завершил свой грандиозный многотомный труд – книгу «Мекканские откровения» («Аль-Футухат аль-Маккийя»). В этой работе логико-философские построения в духе Платона и Аристотеля сочетаются с мистической поэзией и воспоминаниями шейха о видениях, пережитых им в Мекке во время хаджа. Гробница Ибн Араби находится в районе Дамаска Аль-Салихийя и до сих пор является местом паломничества суфиев со всего мира.

В Сирии суфии оказались расколоты в ходе гражданской войны. Их мнения разделились по вопросу о поддержке правительства Башара Асада. Одной из наиболее влиятельных суфийских организаций в САР традиционно считалось движение «Зейд» (не путать с шиитами-зейдитами в Йемене). Это движение было основано в 1920-е годы шейхом Абдель Каримом ар-Рифаи. В 1982 году против его последователей были развязаны репрессии, в связи с тем, что некоторые «зейдиты» поддержали восстание «Братьев-мусульман» в Хаме. Сын основателя ордена Усама ар-Рифаи был вынужден эмигрировать из Сирии и вернулся в страну в конце 1990-х годов. По возвращении он занял твердую позицию поддержки правительства, пытался посредничать в закулисных переговорах режима с эмигрантским крылом «Братьев-мусульман». Вплоть до своей смерти шейх Усама ар-Рифаи пользовался уважением со стороны Башара Асада. Достаточно сказать, что он был единственным крупным клерикалом, удостоившимся личного посещения президента у себя дома в 2002 году. Обычно Башар Асад сам приглашал к себе представителей духовенства.

Другой крупной суфийской организацией является движение Кубайситов. Интересно, что в него входят в основном женщины, хотя данная группа не имеет никакой феминистской повестки в западном смысле слова. Движение было основано в 1960-е годы прошлого года Мунирой аль-Кубайси и получило наибольшую популярность среди буржуазии Дамаска. Это суфийское движение открыло ряд школ и благотворительных фондов не только в Сирии, но и в Иордании, Ливане, Кувейте. В ходе гражданской войны движение Кубайситов выбрало нейтралитет, не присоединяясь ни к режиму, ни к оппозиции. При этом правительство Асада интерпретирует эту позицию как поддержку режима, а оппозиционеры ссылаются на то, что многие кубайситки помогают оппозиции.

Наконец третью группу сторонников суфизма составляют представители официального исламского духовенства, связанные с тарикатом Накшбандийя. К ним относились и относятся бывший верховный муфтий Сирии Ахмед Кефтаро (этнический курд), его преемник Ахмед Бадраддин аль-Хассун, известный мусульманский богослов имам Саид Рамадан аль-Бути, погибший в результате теракта в Дамаске в марте 2013 года. Муфтий А.Б.аль-Хассун и С.Р.аль-Бути безоговорочно поддержали президента Асада «в борьбе с террористами». В 2012 году в Алеппо радикальные исламисты убили одного из сыновей А.Б.аль-Хассуна. Единственным представителем этого течения, примкнувшим к оппозиции, является близкий соратник покойного Ахмеда Кефтаро и бывший депутат сирийского парламента Мухаммед Хаббаш. В 2011-2012 годах он пытался отстаивать «третий путь», средний между сторонниками Асада и оппозиционерами, но в результате присоединился к сирийской оппозиции.

Единственным суфийским течением, безоговорочно поддержавшим оппозицию, являются «зейдиты». В самом начале протестных выступлений их шейхи выступали против разгона мирных демонстраций и за освобождение политзаключенных. Шейх Мухаммед Ратиб аль-Наблуси и его ученики поддержали вооруженную оппозицию. В 2012-2017 годах в рядах сирийской вооруженной оппозиции оперируют три группировки, связывающие себя с суфиями: «Куват аль-Магавиейр», «Ахвад ар-Расул», «Ливаа Ахам ар-Расул». Гражданская война в Сирии привела к экспансии салафизма, связанной в основном с действиями иностранных экстремистских проповедников. При этом салафизм, ранее имевший приверженцев в основном в сельской местности, все больше  распространяется в городах. Базой поддержки тарикатов в Сирии традиционно были городской средний класс, средняя и мелкая буржуазия. В связи с бегством значительной части сирийского среднего класса от ужасов войны за границу размывается и база поддержки суфизма.

Одним из наиболее значительных тарикатов в Сирии, особенно в её северных районах является Накшбанди-Хазнави. Тарикат Накшабандийя был создан в 14 веке в Центральной Азии таджиком Бахауддином Накшбандом и в короткое время сумел завоевать множество приверженцев в Средней Азии, Малой Азии (современная территория Турции), Сирии и Ираке. Последователь этого течения шейх Ахмед аль-Хазнави родился в селе Хазне в северной Сирии в конце 19 века. Получив религиозное образование в Турции, он вернулся в родные места, где основал медресе. Его религиозный призыв (да’ава) получил значительный отклик среди местного населения (как курдов, так и арабов) и привлек тысячи последователей. Сам он утверждал, что его проповедь была ответом на распространение среди местных мусульман ересей и суеверий.

52.98MB | MySQL:103 | 0,446sec