Оборонные закупки Катара и их значение для безопасности Персидского залива. Часть 1

К 2024 году количество самолетов в ВВС Катара достигнет 96. Создание этого арсенала связано с дипломатическим кризисом в Персидском заливе 2017 года. После недавней разрядки в отношениях со своими региональными партнерами Катар оказался с внушительным арсеналом и очень небольшим количеством персонала для его использования.

Питер Веземан, старший научный сотрудник программы вооружений и военных расходов SIPRI, описывает вооруженные силы Катара как «полную трансформацию от очень небольших вооруженных сил — коих можно ожидать от небольшой страны — к вооруженным силам, которые будут одними из самых больших по размеру и технологиям и самыми мощными на душу населения по сравнению с любой страной в мире».

Катар является одной из самых маленьких стран в регионе Персидского залива. Однако по уровню военной мощи это маленькое государство занимает 82-е место (согласно обзору GFP). Оно опирается в основном на импорт дорогостоящих военных технологий. Географическая уязвимость и отсутствие стратегической глубины обусловливают дальнейшее увеличение расходов на военную технику для защиты своей территории от региональных противников. Территориальные споры с соседями (Бахрейном, Саудовской Аравией и Ираком) привели к росту закупок вооружений. Особым потрясением для маленькой страны стало вторжение Ирака в Кувейт и отсутствие защиты со стороны Саудовской Аравии. Катар, в частности, находился в конфронтации с Бахрейном и Саудовской Аравией, которые якобы предприняли попытку переворота против эмира Хамада бен Халифы Аль Тани в 1996 году. С тех пор катарское руководство стало считать, что Саудовская Аравия представляет угрозу для себя.

Однако эта угроза не подтолкнула Катар к выбору того же образа действия, что и Бахрейн в регионе ССАГПЗ, а, напротив, страна стала проводить более жесткую и независимую оборонную и внешнюю политику. Катар инвестировал значительные средства в свою внешнюю политику и поддержал движения «арабской весны» в 2011 году и «Братьев-мусульман». В 2014 году эта позиция спровоцировала первый дипломатический кризис с Саудовской Аравией и ОАЭ, которым угрожала активная политика Катара в Ливии, Сирии и Египте. Смелая дипломатическая позиция соотносилась с планом масштабного наращивания военной мощи, поддержанным западными партнерами и Турцией.

В 2017 году кризис между ССАГПЗ и Катаром привел к новому этапу закупок катарских вооружений. Дипломатический кризис подтолкнул к развитию широкой программы вооружений с помощью США, Великобритании, Франции и Турции. Катар увеличил свои военно-воздушные силы до 96 истребителей и с тех пор заказывает еще больше. Миллиарды долларов были потрачены на защиту его небольшой территории.

Катарская стратегия в части военных закупок заключается в опоре на внешнее взаимодействие. Эта концепция позволяет теоретически получить лучшую подготовку для большего количества оперативных ситуаций путем обмена военной техникой и знаниями для усиления военной силы с координирующими странами. Кроме того, это дает Катару возможность выстроить долгосрочную оборонную дипломатию с иностранными державами, выступающими в качестве гарантов безопасности.

По мнению Гавдата Бахгата, профессора национальной безопасности Центра стратегических исследований Ближнего Востока и Южной Азии Университета национальной обороны, «причина наращивания катарских вооруженных сил заключается главным образом в правильном или неправильном восприятии того, что саудовские войска (возможно, при поддержке других союзников) собирались вторгнуться в Катар в 2017 году и осуществить «смену режима»». Дипломатический кризис был обусловлен катарско-саудовским соперничеством. Катализатором стали катарский национальный и влиятельный медиаканал Al Jazeera и его отношения с Турцией. Энтони Кордесман, заведующий кафедрой стратегии Арли А. Берка в Центре стратегических и международных исследований, добавил, что «растущая роль Катара как союзника США, изгнание тысяч катарских соплеменников саудовского происхождения за последние два года [из Катара] и растущий гнев Катара по поводу гегемонии и доминирования Саудовской Аравии в ССАГПЗ» также стали камнем преткновения в саудовско-катарских отношениях. Кульминацией этой напряженности стала блокада Катара и приостановка его дипломатических отношений с саудовско-эмирато-египетским блоком.

Катар не готов остановить свои оборонные закупки. Природные ресурсы небольшого государства дают достаточно средств для оплаты дорогостоящих технологий западных партнеров. Несмотря на низкие цены на нефть, страны региона в 2016 году продолжали заказывать все больше вооружений, считая их важнейшим инструментом для решения конфликтов и борьбы с региональной напряженностью. По данным ЦРУ, уровень добычи нефти в Катаре останется неизменным в течение следующих 23 лет. В том же докладе говорится, что по запасам природного газа Катар занимает третье место в мире и делит их с Ираном. В последнее время Катар вступил в фазу военной модернизации, чтобы конкурировать со своими региональными соперниками.

53.45MB | MySQL:103 | 0,577sec