Израиль: оценки ситуации с безопасностью на внутренней, региональной и международной арене. Часть 29

Внутриполитический кризис в еврейском государстве имеет затяжной характер и, по мнению некоторых политиков, экспертов и наблюдателей, негативно сказывается на его внутренней и внешней безопасности. На происходящие в Израиле социально-политические процессы и их последствия одни смотрят с оптимизмом, другие с тревогой.

В газете Haaretz опубликовано интервью, которое провел Амос Харель, один из ведущих израильских медийных экспертов по военным и оборонным вопросам, с Амикамом Норкиным, бывшим командующим ВВС Израиля (2017-2022). Обсуждалось влияние политического кризиса в стране на боеготовность военно-воздушных сил.

По поводу самого генерал-майора говорится, что он был призван в ВВС в 1985 г. и через два года с отличием окончил курсы боевых пилотов. Уже тогда в связи с личными качествами некоторые друзья называли его командующим ВВС. Позже он летал на самолетах F-15 и F-16 (будучи самым молодым пилотом F-15 в мире) и командовал эскадрильей обоих типов самолетов. В 2006 г., во время Второй Ливанской войны, занимал должность начальника оперативного отдела ВВС, одну из наиболее ответственных в военно-воздушных силах. Затем он стал начальником отдела планирования Генштаба ЦАХАЛа и в течение пяти лет командовал ВВС.

А.Харель отмечает, что чуть более года назад, под конец «успешного пятилетнего срока на этом посту» А.Норкин участвовал в прощальных мероприятиях в частях ВВС, которые «иногда с долей зависти рассматриваются сухопутными войсками ЦАХАЛа как чужая, но дружественная армия». Те годы для ВВС описываются как «период беспрецедентного расцвета в отношениях с западными военными, а также с некоторыми ВВС соседних арабских стран». А.Норкин назвал это «воздушной дипломатией». Еще весной 2022 г. «в Израиле не было недостатка в проблемах, но тогда власть была иная: технологическая, экономическая, оперативная, интеллектуальная». Причем «центральную роль в происходящем играли ВВС. Генералы из других стран непрерывно приезжали сюда, чтобы попытаться изучить организационную культуру этого рода войск и понять методы работы».

Однако через год с небольшим произошло то, что корреспондент Haaretz описывает как невообразимая «решительная победа правого блока на выборах в ноябре 2022 г., формирование правительства в конце декабря, обнародование плана режима [премьер-министра Биньямина Нетаньяху о проведении судебной реформы и продвижении иных законопроектов, вызывающих в обществе противоречия – здесь и далее прим. автора] в начале января этого года».

По словам А.Хареля, «никто не мог предположить, что одной из первых и главных жертв политического переворота станут ВВС; что протест против переворота [в судебной системе] возглавят летчики и штурманы запаса, а также сотни офицеров запаса из оперативного штаба войск; что в конце июля сотни из них объявят о прекращении добровольной службы в ответ на принятие закона об отмене принципа разумности; что сменивший А.Норкина генерал-майор Томер Бар будет проводить большую часть своего времени в отчаянных попытках каким-то образом удержать военно-воздушные силы на уровне оперативной компетентности, пригодной для ведения войны. Если бы это была экономическая единица, можно было бы сказать, что за это время ВВС подверглись разрушению стоимости против своей воли».

А.Харель обращает внимание на изменения, которые он наблюдает в ВВС Израиля. Если при А.Норкине офицеры были заняты приемом новых самолетов, нанесением авиаударов (в рамках «кампании между войнами») по Сирии, условиями службы и учебными программами для молодых офицеров, то в последние недели их занимает уже совсем другое. «ВВС, в отличие от других родов войск и подразделений ЦАХАЛа (за исключением ВМФ), являются весьма централизованной силой. Статус командующего ВВС выделяется по своей значимости. В ВВС также сохраняется традиция консультаций: каждый командующий следит за тем, чтобы его предшественники участвовали в периодических совещаниях. Во время кризиса эти встречи проводятся чаще. То же самое делает генерал Т.Бар в условиях нарастающего кризиса с резервистами».

По словам А.Норкина, «предыдущие командующие ВВС встречались каждые три месяца, <…> соблюдается преемственность: мы стоим друг у друга на плечах. То, что построил Амир Эшель, я продолжил. На совещания приходит Дан Толковский, пятый командующий ВВС, которому недавно исполнилось 102 года. Когда Толковский сидел в комнате и задавал мне вопросы, я напрягался. Это всегда были самые актуальные вопросы».

А сейчас с А.Норкиным консультируются военнослужащие и резервисты. По его мнению, израильская армия столкнулась с беспрецедентным событием, с другим вызовом, которого при нем не было. Он сравнил это с проблемой коронавируса, который стал большим сюрпризом. Командующему «потребовалось время, чтобы организовать и разработать модель борьбы с этим, чтобы ВВС продолжали функционировать оперативно». Однако серьезность нынешних вызовов такова, что он выбрал бы лучше преодоление проблем аналогичных COVID-19.

В условиях, когда около 10 тыс. из 40 различных подразделений ЦАХАЛа, среди них 1 тыс. пилотов израильских ВВС, объявили об отказе добровольно явиться на службу в случае продвижения правительством Б.Нетаньяху судебной реформы[i], А.Норкин занимает иную, более осторожную позицию в отличие от других многих бывших командующих, которые подписали петиции с поддержкой летчиков. Он предпочел присоединиться к другим инициативам, которые в основном призывали к примирению и диалогу. Весь последний год он вообще избегал интервью СМИ.

А.Харелю он сказал, что Израиль как молодая страна сейчас теряет свою мощь в области «сдерживания, технологий, экономики, демографии». Отход от имеющихся достижений происходит в том числе «из-за глобальных событий, и из-за того, что произошло внутри страны, что привело к охлаждению отношений с некоторыми странами и ослаблению возможностей сдерживания». По словам А.Норкина, «наши друзья в соседних странах смотрят со стороны и удивляются происходящему здесь перевороту и нестабильности. Я предполагаю, что некоторых из них, вероятно, меньше беспокоит угроза демократическому режиму, чем устойчивости Государству Израиль. Я думаю, что все стратегические плоды, которые мы имели еще год назад, не исчезли с горизонта. Нам нужно думать о послезавтрашнем дне – как нам вернуть и восстановить доверие». А.Норкина очень беспокоит разрушение статуса ЦАХАЛа как народной армии, который «лелеяли 75 лет». Его также «сильно беспокоит раскол в израильском обществе и враждебность, которая может вспыхнуть между различными группами. Сплоченность и приверженность являются условием дальнейшего процветания и существования [Израиля]».

Согласно А.Харелю, уже дошло до того, что в ВВС «сознательно вбивается клин между летным составом и механиками и техниками». По словам А.Норкина, «за 37 лет работы пилотом я доверял свою жизнь техническому составу. Они ни разу не разочаровали. Когда пилот садится в кабину, его жизнь находится в руках механика. Были попытки конфликта. Но ВВС – это одна организация, это цепочка со многими звеньями и между ними постоянно должно быть доверие. Штаб дает цель для атаки. Иногда ты ее не знаешь. Надо верить разведчику, что цель – не дом какой-то семьи; надо доверять технику, который рассчитывает время взрыва бомбы, чтобы она взорвалась в нужное время; механику, подготовившему для вас самолет, и диспетчеру, который дал вам ориентир и правильную высоту. Вы полагаетесь на большое количество людей, которые заставят оркестр сыграть мелодию, которая не будет раздражать. Нанесение ущерба сплоченности ВВС – риск».

А.Харель обратил внимание А.Норкина на то, что «сотни резервистов ВВС, решивших выступить против государственного переворота, находятся под шквалом критики. Правые распространили видео, на котором летчик якобы жертвует жизнью пехотинца, так как подозревает его в поддержке продвигаемого правительством законодательства. Имеются проявления вопиющей и открытой ненависти к ним».

На это А.Норкин отметил, что «резервисты — это граждане, которые являются резервистами, но это не армия. Они чувствуют, что их доверие подорвано. Мы должны вернуть им доверие к системе, которая ожидает, что они продолжат рисковать своей жизнью». При этом экс-командующий ВВС не думает, что ситуация достигла точки невозврата, но ни в коем случае нельзя окончательно отталкивать резервистов». Однако он констатирует, что «армии нанесен существенный вред в результате того, что происходит в стране».

Тем не менее, генерал-майор напомнил, что «в ходе последней операции в секторе Газа в мае этого года все резервисты явились на службу». Он подчеркнул трепетное отношение Б.Нетаньяху к курсантам-летчикам. Помимо прочего, премьер-министр «звонит в три часа ночи, чтобы спросить, все ли наши летчики благополучно вернулись после бомбардировки Сирии». По словам А.Норкина, Израиль располагает крупными военно-воздушными силами, используя при этом половину бюджета западных сил аналогичного размера. «Это чудо основано на задействовании резервистов, которые служат десятки дней в году и поддерживают высокий оперативный уровень ВВС». В частности, он указала на то, что в ходе авианалетов на Сирию половина летчиков – резервисты.

На этом фоне, он сильно переживает, когда избранные должностные лица в Израиле оскорбляют летчиков, вышедших на акции протеста. Помимо всего прочего, это разлагает общество, которое пропитывает чувство вседозволенности и агрессии.

А.Харель подметил, что споры вокруг антиправительственных действий пилотов вызвали не только ответные шаги, среди которых попытки вбить клин между ними и представителями наземных служб, но и более принципиальные дебаты по поводу наличия двух Израилей – центра и периферии. В течение многих лет делаются заявления по поводу дискриминации населения на периферии. Лишь немногие молодые мужчины и женщины с окраин страны добились престижных должностей благодаря перспективному профессиональному развитию в армии, или имели возможность продвинуться на государственной службе. Особенно это проявилось в ВВС и в различных подразделениях Управления военной разведки (АМАН). Прежде всего, это касается таких подразделений как 8200 (радиоэлектронная разведка) и 81 (технологическое подразделение), которые считаются отличной отправной точкой для развития высоких технологий. С другой стороны, люди с периферии пополнили ряды полевых частей, служба которых сопряжена со значительным риском, но предоставляет очень мало возможностей.

Согласно А.Харелю, «АМАН начал устранять этот пробел сравнительно давно, более двух десятилетий назад, и недавно была предпринята попытка еще больше расширить потенциал проявляющих способности и обеспечить равные возможности для всех. В ВВС на курсах пилотов выявили такую проблему с женщинами». В 1995 г. Высший суд справедливости (БАГАЦ) вынес вердикт в пользу Элис Миллер и обязал армию допустить ее к вступительным испытаниям на летные курсы. Летчиком она так и не стала, так как не смогла пройти экзамены, но создала прецедент, и девушкам позволили поступать на летные курсы[ii]. Тем самым БАГАЦ уравнял права женщин и мужчин в этой сфере. Отмечается, что «в последние годы прилагались согласованные усилия, которые дали частичные результаты в привлечении большего количества женщин. Что касается проблемы с периферией, то особых усилий замечено не было, хотя ЦАХАЛ уже много лет управляет большим количеством разнообразных технических школ».

Корреспондент Haaretz указывает на изменение направления дискуссии в контексте нынешнего политического кризиса в Израиле. Так, представители некоторых политических сил утверждают, что в армии практикуется предвзятое отношение, и существуют привилегированные группы. Это вызвано тем, что на вступительных испытаниях предпочтение отдается людям с более широким образованием и реальными профессиями, многие из которых являются выходцами из определенных слоев общества [ашкеназы]. В качестве примера приводится тот факт, что многие из новых пилотов и штурманов становятся ими во втором поколении. Поэтому в нынешней политической ситуации в Израиле предъявляются претензии по поводу того, что ввиду невыгодного положения лиц с периферии, пилоты стали привилегированной группой, для которой успех в ходе курса почти гарантирован. Тем самым сформировались единые ВВС, в которых недостаточно социального разнообразия. Таким образом, «левые» теперь могут использовать свою монополию в военно-воздушных силах, чтобы угрожать правительству и требовать отмены законодательства. «Самые отчаянные правые даже утверждают, что пилоты больше не рискуют своей жизнью, и вообще, они все равно не играют решающей роли в войнах. А тогда кому они нужны?»

А.Норкин, как и большинство его коллег из высшего командного состава ВВС прошлого и настоящего, считает, что это «откровенная чепуха». «Никакой разницы нет. Ни грамма, ни процента приоритета не отдается по какой-либо иной причине, кроме профпригодности. Если мы при отборе будем смотреть не на профессиональные качества, мы заплатим за это человеческими жизнями». Он утверждает, что «существует стратегическое решение правительства Израиля, которое дает армии право на основе точного эмпирического отбора определять характеристики людей, которые могут быть членами экипажей истребителей. Если вы не осуществите отбор правильно, вы получите другие ВВС»[iii].

[i] СМИ: около 10 тыс. резервистов армии Израиля отказываются служить в знак протеста // ТАСС. 22.07.2023. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18340021

[ii] Элис Миллер. https://cyclowiki.org/wiki/Элис_Миллер

[iii] מודאג מאוד .מודאג הקודם האוויר חיל מפקד «יותר לא .השנה סוף עד לנו יש» // Haaretz. https://www.haaretz.co.il/magazine/2023-08-17/ty-article-magazine/.highlight/00000189-fdee-d0e3-a9ef-fdfe6f760000?utm_source=App_Share&utm_medium=iOS_Native

53.2MB | MySQL:103 | 0,567sec