7 июля основной французский профсоюз сельскохозяйственных рабочих (FNSEA), французский иммиграционный офис (Ofii) и марокканское агентство занятости (Anapec) подписали конвенцию о «содействии рекрутированию марокканских сезонных сельскохозяйственных рабочих» французскими работодателями. Документ призван обеспечить рабочей силой французский сельскохозяйственный сектор, столкнувшийся с ее нехваткой.
10 июля испанский судья, ведущий следствие о шпионаже за членами правительства Педро Санчеса с помощью израильской IT-технологии Pegasus, осудил «абсолютное» отсутствие сотрудничества со стороны Израиля. Это обстоятельство вынудило его временно засекретить расследование. Ранее сообщалось, что к использованию Pegasus могло быть причастным и Марокко. Этот судья отправил в июне 2022 г. следователей в Израиль с целью допросить главу компании NSO, создавшей программный продукт, который позволяет дистанционно активировать камеры и микрофоны смартфонов тех лиц, за которыми ведется слежка. Понятно, что Израиль отказался сотрудничать с испанскими следователями. По оценке судьи, теперь Испания должна попытаться использовать «дипломатический путь», чтобы добиться от Израиля требуемого.
Расследование в Испании по делу о слежке за телефонами премьера П.Санчеса и министра обороны Маргариты Роблес, а также министров внутренних дел и сельского хозяйства с помощью системы Pegasus началось в мае 2022 г. По данным судьи, пока следствие «не позволило определить», кто стоял за этой «атакой извне». Ряд испанских СМИ упомянул возможную марокканскую причастность к этому. Известно, что испанские спецслужбы также использовали Pegasus для слежки за каталонскими сепаратистами.
10 июля адвокаты находящихся за решеткой журналистов и правозащитников призвали марокканские власти найти «юридическое, политическое и законное решение» для того, чтобы их подзащитные могли быть освобождены. Как заявил на пресс-конференции в Касабланке адвокат Мухаммед Мессауди, «я призываю юстицию и самые высокие власти страны (читай – короля Мухаммеда VI) найти юридическое, политическое и законное решение этих досье». Среди возможных опций он видит либо выход осужденных на свободу, либо пересмотр их дел, либо их помилование.
М.Мессауди защищал в суде, в частности, журналистов Омара Ради и Сулеймана Раиссуни. Они получили по 6 и 5 лет тюрьмы соответственно по обвинениям в сексуальной агрессии. Осужденные журналисты отвергли предъявленные им обвинения. Согласно марокканским властям, журналистов судили за общеуголовные преступления, которые «не имели ничего общего» ни с их профессией, ни со свободой выражения мнений.
19 июля Кассационный суд отверг прошения О.Ради и С.Раиссуни относительно пересмотра их дел. 28 июля международная организация «Репортеры без границ» обратилась к марокканскому монарху с призывом помиловать трех журналистов – О.Ради, С.Раиссуни и Тауфика Буашрина, обвиненных как под копирку в сексуальной агрессии. Все три «сексуальных агрессора» отвергли предъявленные им обвинения.
11 июля марокканская Фемида приговорила к 3 годам тюрьмы строгого режима одного из руководителей исламистской Партии справедливости и развития (ПСР) Абделали Хамиэддина, обвиненного в непредумышленном убийстве студента леворадикальных взглядов. Самое интересное здесь – что марокканское правосудие вынесло приговор … 30 лет спустя после убийства. Тогда столкновения между левыми и исламистами в университетах были распространенным явлением. Вердикт был вынесен судом в городе Фес. Первоначально исламист обвинялся в предумышленном убийстве, однако затем дело было переквалифицировано. После вынесения вердикта А.Хамиэддин остался на свободе в ожидании решения суда второй инстанции.
ПСР формально находилась у власти в Марокко (реальную власть осуществляет дворец) в период с 2011 по 2021 гг. Мухаммед Аит Лджид был убит в столкновениях со студентами-исламистами близ университета в Фесе в 1993 г. В этих столкновениях гибли не только левые, но и исламисты.
На первом процессе в 1994 г. А.Хамиэддин – в то время – студент Фесского университета – получил два года тюрьмы за «участие в столкновениях, приведших к смерти (человека)». Дело стали пересматривать после нового иска родственников погибшего, поданного в 2017 г. Судебный процесс по новому иску начался в декабре 2018 г. Он подвергся резкой критике со стороны ПСР, с точки зрения которой марокканские законы «запрещают судить дважды одного и того же человека за одно и тоже деяние». По ее оценке, целью этого процесса была ПСР.
12 июля было объявлено, что национальный авиаперевозчик компания Royal Air Maroc (RAM) намерена к 2037 году увеличить в 4 раза численность своего авиационного парка с тем, чтобы содействовать развитию туризма. Это было зафиксировано в подписанном с правительством в тот день контракте-программе. В настоящее время RAM имеет 50 самолетов. Их число предполагается довести до 200. К 2037 году Марокко намерено ежегодно принимать 65 млн туристов, что примерно в 6 раз превышает текущий показатель.
17 июля кабинет короля Марокко Мухаммеда VI со ссылкой на письмо Биньямина Нетаньяху сообщил, что Израиль принял решение «признать суверенитет Марокко» над Западной Сахарой. Также объявлено, что в намерения Израиля входит открытие консульства в городе Дахла, находящемся на территории сахарских провинций, контролируемой Марокко. Ранее марокканскую принадлежность сахарских провинций признали США. К настоящему времени в городах Эль-Аюн и Дахла действуют консульства примерно 30 стран, что рассматривается как факт признания ими марокканской принадлежности «южных провинций». Подобное определение впервые введено в официальный оборот. ООН определяет сахарские провинции как «неавтономную территорию».
Израильское решение было ожидаемым. О нем было объявлено на фоне резко обострившихся отношений между Марокко и Алжиром. В 2021г. обе страны разорвали дипломатические отношения по инициативе Алжира, поддерживающего сепаратистов из Фронта ПОЛИСАРИО.
После нормализации отношений в декабре 2020 года между Марокко и Израилем активизировалось сотрудничество между ними в военной сфере, безопасности, торговле и туризме. Также 17 июля Израиль объявил, что впервые назначен военный атташе этой страны в Рабате. Им стал полковник Шарон Итах. В ближайшие месяцы он приступит к исполнению своих обязанностей. Также будет повышен уровень израильского диппредставительства в Рабате с бюро по связям до посольства.
Со своей стороны Фронт ПОЛИСАРИО назвал решение Израиля признать марокканский суверенитет над сахарскими провинциями «не имеющим значения». По его оценке, оно отражает «презрение к чувствам миллионов марокканцев, которые в своих сердцах несут Палестину и Аль-Кудс (Иерусалим)».
19 июля в послании благодарности за признание марокканской принадлежности Западной Сахары король Мухаммед VI пригласил Б.Нетаньяху посетить Марокко. Как сообщили в кабинете израильского премьера, его советник по национальной безопасности Цахи Ханегби и глава МИД Марокко Насер Бурита «решили вместе согласовать дату такого визита в ближайшем будущем».
29 июля в ежегодном обращении к нации по случаю очередной годовщины восшествия на престол Алауитов король Мухаммед VI высказал пожелание «вернуться к нормальным отношениям» с Алжиром и открытию границ между двумя странами.
19 июля было объявлено, что Марокко и Испания провели совместную антитеррористическую операцию, в ходе которой были арестованы два человека. Один из них – сторонник «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) «действовал между Марокко и Испанией». Он был арестован в г.Надор, примыкающем к испанскому анклаву Мелилья. Его сообщник был арестован в городе Лерида, что на северо-востоке Испании.
Как представляется, выраженное марокканским монархом пожелание нормализовать отношения с Алжиром вряд ли изменит ситуацию – слишком глубоки противоречия между соседями по отношению к западносахарской проблеме и к вопросу о сотрудничестве Марокко и Израиля.