Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (1-7 февраля 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с ядерной программой Ирана и событиями в Афганистане. Президент ИРИ М. Ахмадинежад 7 февраля поручил Организации по атомной энергии Ирана начать работы по обогащению урана до уровня 20 проц для исследовательского реактора в Тегеране. Афганское оппозиционное радикальное исламистское движение «Талибан» отвергло предложение президента страны Х. Карзая о начале политического диалога.

Недавнее размещение Соединенными Штатами дополнительных сил и средств ПРО в зоне Персидского залива вызвало резко негативную реакцию в Иране, заявившем, что эта мера «ничего не даст» американцам и в Вашингтоне «не смогут вбить клин» между ИРИ и странами Персидского залива. По словам главы Объединенного центрального командования ВС США генерала Д. Петрэуса, усиление сил ПРО предназначено для защиты американских военных объектов в регионе и территории стран, союзных США. В то же время Бахрейн поддержал действия США, а в Кувейте заявили, что американские зенитные комплексы «Пэтриот» находятся на территории страны со времени ее освобождения от иракской оккупации в начале 1990-х гг. и предназначены «исключительно для оборонительных целей». Кувейт также подтвердил, что не позволит использовать свою территорию для нападения на соседние государства.

Распоряжение президента Ирана М. Ахмадинежада начать работы по обогащению урана до уровня 20 проц ставит под сомнение намерение Тегерана продолжать диалог с МАГАТЭ и международными посредниками по дообогащению иранского урана за рубежом, хотя иранская сторона и заявляет, что «двери для переговоров остаются открытыми». Ранее, 2 февраля М. Ахмадинежад заявил, что Иран обладает технологией обогащения урана до уровня 20 проц, однако не отказывается от обмена ядерного топлива как на своей территории, так и за рубежом. Страны Запада и Россия скептически отнеслись к этому заявлению, подчеркнув, что если в Тегеране готовы вернуться к согласованной ранее схеме дообогащения иранского урана, то ИРИ должна официально уведомить об этом МАГАТЭ. 6 февраля министр иностранных дел ИРИ М. Моттаки сообщил, что Иран и МАГАТЭ договорились о формуле обмена иранского урана для его дообогащения за рубежом, отметив при этом, что остается согласовать «детали», а именно время обмена, его место и количество обмениваемого урана. В этот же день глава МАГАТЭ Ю. Амано заявил после встречи с М. Моттаки, что глава иранской дипломатии не сделал каких-либо новых предложений по вопросу обмена урана за рубежом. Как представляется, действия Ирана, особенно последнее заявление М. Ахмадинежада может способствовать ускорению обсуждения вопроса о введении новых санкций в отношении ИРИ.

Между тем Иран продолжает наращивать свой военный потенциал. 3 февраля в Тегеране сообщили об испытании ракеты-носителя «Кавешгар-2», предназначенной, по официальной версии, для вывода ИСЗ на околоземную орбиту. Ракета доставила в космос «экспериментальную капсулу» с «живыми организмами», которая затем успешно вернулась на землю. На Западе пуск ракеты назвали «провокационным», т. к. опасаются, что она в дальнейшем может быть использована в качестве боевой ракеты, в т. ч. с ядерным зарядом. 6 февраля Иран объявил о начале производства двух новых типов ракет — зенитной и тактической.

Директор Национальной разведки США Д. Блэр сообщил 2 февраля, что Иран разрабатывает различные ядерные технологии «с целью приблизиться к обладанию возможностью производства ядерного оружия». По мнению советника президента США по национальной безопасности Дж. Джонса, упорство Ирана в реализации своей ядерной программы представляет собой «самую большую угрозу международной безопасности». Председатель Комитета начальников штабов (КНШ) ВС США адмирал М. Маллен также считает, что Иран продолжает «курс на разработку и развертывание ядерного оружия», а это может вызвать последствия, «которые мы не можем даже полностью предсказать». По словам адмирала, если президент США «решит прибегнуть к военному варианту действий» в отношении Ирана, «то мы будем готовы и к этому». В то же время госсекретарь США Х. Клинтон заявила 7 февраля, что хотя возможность получения ядерного оружия Ираном и представляет угрозу для Америки, но угроза со стороны транснационального исламского экстремизма является «значительно более опасной».

Руководство афганского движения «Талибан» отвергло последние предложения президента страны Х. Карзая о начале политических переговоров с целью достижения примирения, назвав их «бесполезными», «неискренними» и направленными «на эскалацию войны, а не на ее прекращение». Лидеры «Талибан» тем самым в очередной раз подтвердили свою позицию, отвергающую какие-либо «сделки» с кабульскими властями и западными странами до вывода из Афганистана иностранных войск. В то же время талибы сообщили о готовности к диалогу по вопросу об исламском государстве в Афганистане.

22-24 февраля президент Х. Карзай находился с визитом в Саудовской Аравии. Основной темой его переговоров с королем Абдаллой стали вопросы посредничества Эр-Рияда в афганском урегулировании. По заявлению главы саудовского МИДа, принца С. аль-Фейсала, королевство не желает участвовать в афганском урегулировании до тех пор, пока талибы не выдадут саудовским властям главу «Аль-Каиды» У. бен Ладена, что является предварительным условием для начала любых переговоров.

В Стамбуле на минувшей неделе прошла встреча министров обороны стран-членов НАТО, на которой главным был вопрос о положении в Афганистане. Генеральный секретарь альянса А. Ф. Расмуссен заявил по окончании встречи, что военный контингент западных союзников не уйдет из Афганистана в 2011 г., а останется там до окончательного выполнения своих задач. Однако в будущем году «будет проведена полномасштабная оценка результатов и стратегии» в Афганистане, куда в настоящее время прибывают дополнительные силы войск, а одновременно «решено прилагать усилия и в гражданской сфере». В целом, по словам А. Ф. Расмуссена, 2010 г. «должен стать годом, который определит будущее Афганистана».

Между тем, по словам председателя КНШ ВС США адмирала М. Маллена, обстановка в стране остается «гораздо хуже, чем считалось ранее». Талибы распространили свое влияние на большинство афганских провинций, а «количество совершаемых ими нападений значительно увеличилось».

Сложная ситуация сохраняется и в соседнем Пакистане. Боевики местного «Талибана» продолжают совершать нападения на автоколонны, доставляющие грузы силам западной коалиции в Афганистане. В различных районах страны не прекращаются теракты, жертвами которых становятся не только пакистанцы, но и военнослужащие ВС США. На минувшей неделе американские БПЛА только в течение только одного дня 3 февраля нанесли сразу восемь ракетных ударов по талибским боевикам на пакистанской территории, погибли до 30 человек.

3 февраля Независимая аппеляционная комиссия Ирака отменила как незаконное решение Комитета за справедливость и стабильность (более известен как Комитет по дебаасификации) отстранить от участия в парламентских выборах в марте с. г. более 500 кандидатов, обвиненных в связях с правившей при С. Хусейне, а ныне запрещенной партией Баас. В то же время комиссия заявила, что все эти лица после выборов должны будут ответить на предъявленные им обвинения. Иракское правительство во главе с Н. Аль-Малики назвало это решение «незаконным» и «неконституционным». Аналогичную позицию заняли и ведущие шиитские партии. Власти направили в Верховный суд страны иск о рассмотрении правомерности решения аппеляционной комиссии, а также потребовали созыва экстренного заседания парламента для решения вопроса о судьбе политиков, попавших в «черный список». В то же время вице-президент Ирака Т. аль-Хашеми (суннит) выступил в поддержку кандидатов в депутаты, которых пытаются отстранить от участия в выборах. 6 февраля Н. аль-Малики потребовал от посла США в Багдаде, высказавшегося в поддержку решения аппеляционной комиссии, «прекратить вмешательство во внутренние дела Ирака».

Тем временем на минувшей неделе в Багдаде и священном для шиитов г. Кербеле были совершены новые крупные теракты, в результате которых погибли около 100 и получили ранения свыше 250 человек. Акции были приурочены к завершению религиозной церемонии, посвященной окончанию 40-дневнего траура по особо почитаемому шиитами имаму Хусейну, внуку пророка Мухаммеда.

2 февраля йеменское правительство одобрило итоги международной конференции по Йемену, состоявшейся в Лондоне 27 января. При этом было отмечено стремление участников форума оказать содействие республике в решении проблем в сферах экономики, управления, безопасности и борьбы с коррупцией. В Сане особо отметили уважение участников встречи «суверенитета Йемена, их приверженности невмешательству в его внутренние дела, поддержку мировым сообществом единства, стабильности, безопасности и процветания Йемена». Ранее решения конференции одобрила Саудовская Аравия.

Власти Йемена 6 февраля предложили шиитским мятежникам, действующим на северо-западе страны, принять переданные им через посредников предложения по прекращению огня и урегулированию конфликта. В качестве первого шага правительство требует разблокировать дороги. К другим предложениям относятся вывод отрядов мятежников из захваченных районов; возврат властям захваченного в ходе боевых действий оружия, военного снаряжения и государственного имущества; освобождение гражданских и военных заложников и пленных, в т. ч. саудовцев; соблюдение конституции и законов Йемена.

Международный уголовный суд (МУС) в Гааге 3 февраля постановил, что президенту Судана О. аль-Баширу может быть предъявлено обвинение в геноциде в западном регионе страны Дарфур. Суд удовлетворил ходатайство главного прокурора по этому делу, который полагает, что для подобного обвинения существует достаточно доказательств. Решение о выдвижении обвинений может быть принято в течение ближайших недель. Как известно, в марте 2009 г. МУС выдал ордер на арест суданского президента по обвинению в преступлениях против человечности и военных преступлениях. По мнению Африканского союза, решение Международного суда о возможном предъявлении О. аль-Баширу новых обвинений наносит ущерб мирному процессу в Судане. В Хартуме также осудили намерение МУС. Здесь считают, что время, выбранное для выдвижения новых обвинений против О. аль-Башира, показывает, что Международный суд «стремится раскачать стабилизировавшуюся накануне всеобщих выборов ситуацию в Судане», пытается сорвать как выборы в апреле 2010 г., так и референдум о будущем юга страны в 2011 г.

В различных районах Сомали продолжаются бои между правительственными войсками и отрядами боевиков радикальных исламистских группировок. На прошедшей неделе наиболее ожесточенные вооруженные столкновения имели место в столице страны Могадишо. На прошедшем недавно в Аддис-Абебе саммите Африканского союза было заявлено, что «кризис в Сомали представляет такую же серьезную угрозу глобальной безопасности, как и Афганистан. Игнорирование международным сообществом этой проблемы преступно и может привести к непоправимым последствиям».

6 февраля глава Палестинской национальной администрации М. Аббас после встречи с президентом Египта Х. Мубараком заявил, что в позиции палестинцев по вопросу о возобновлении мирных переговорах с Израилем не произошло каких-либо изменений, особенно это относится к проблеме строительства еврейских поселений. В то же время премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху 3 февраля сообщил о возможном возобновлении переговоров с палестинцами «в ближайшие недели», причем без каких-либо предварительных условий.

Приложение

О сирийской партии Баас

Партия арабского возрождения (араб., баас) в Сирии была создана на учредительном съезде в Дамаске в апреле 1947 г. В 1954 г. после объединения с Арабской социалистической партией она принимает свое нынешнее название – Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ, партия Баас). Основой идеологии партии с момента ее образования является арабский национализм, тезис о единстве «арабской родины» и необходимости восстановления единства арабской нации, без чего невозможно достижение двух других целей баасизма – свободы (от иностранного угнетения и влияния) и социализма («научного», на «демократических началах»). По взглядам баасистов, арабский мир, несмотря на разделение на реально существующие исторически сложившиеся государства, «представляет собой не только геополитическое, но и национальное целое». Важно отметить, что баасизм является светской идеологией, не имеющей определенной связи с религией, но признающей особую значимость и важность ислама в арабском мире.

Панарабские установки баасистов обязывали партию не замыкаться в границах только одной Сирии, а распространять свои идеи и деятельность на другие арабские страны. Со временем организации ПАСВ появились в Ираке, Иордании, Йемене, Ливане, Тунисе, Судане, Алжире, на палестинских территориях и даже в Эритрее. Для координации их деятельности в 1959 г. создается общеарабское руководство ПАСВ. Однако на практике идеи баасизма получили широкое распространение лишь в Сирии и Ираке, где ПАСВ смогла прийти к власти. В других же арабских странах баасистские организации не смогли утвердить свои позиции, оставаясь, как правило, малочисленными и не имеющими заметного влияния. В 1966 г. ПАСВ разделилась на просирийскую и проиракскую ветви, а фактически на две самостоятельные партии, хотя и сохранившие общую идеологическую основу. Это произошло из-за межгосударственных разногласий между Сирией и Ираком, обоюдных претензий сторон на лидирующие позиции в арабском мире и бааситском движении. Позднее ситуация усугубилась взаимной неприязнью двух лидеров – Х. Асада и С. Хусейна.

В Сирии ПАСВ пришла к власти в результате военного переворота в марте 1963 г. и по настоящее время остается правящей партией страны. Первые годы бааситского правления характеризовались острой межфракционной борьбой, завершившейся в ноябре 1970 г. приходом к власти в партии и стране «военной» группировки во главе с Х. Асадом, который провел основательную чистку партийных рядов, причем, в отличие от С. Хусейна, сделал это без крови. За годы правления Х. Асада (1970-2000 гг.) сирийская ПАСВ постепенно утратила свой радикальный идеологический заряд, во многом превратившись в партию военных и гражданских чиновников и «прочих новых кадров оппортунистического образца». Партия была встроена в административно-командную систему власти, а работа всех ее звеньев снизу доверху в значительной степени оказалась заформализованной.

Статья 8 конституции САР провозглашает ПАСВ «руководящей силой общества и государства», а согласно статье 84, только руководство Баас имеет право предлагать кандидатуру президента республики, для его последующего избрания на всеобщем референдуме. Партия занимает монопольное положение во властных структурах, армии и спецслужбах. Все высшие руководители вооруженных сил и органов безопасности являются членами ПАСВ, а некоторые из них входят в состав высшего партийного руководства.

Политические реалии показали утопичность, иллюзорность идей «арабского единства», создания единого арабского государства. Это вынудило руководство ПАСВ в 1980-е гг. отодвинуть на второй план панарабские идеи, что отразилось на значимости общеарабского и сирийского регионального (странового) руководства Баас. «Регионалы» стали главными в партийной иерархии, а общеарабское руководство фактически трансформировалось в отдел международных связей сирийской ПАСВ. Последний же общеарабский съезд просирийской Баас состоялся в 1980 г. Кстати, аналогичная ситуация сложилась и в проиракской ветви ПАСВ.

Процессы, начавшиеся в мире, регионе и в самой Сирии в 1980-е гг., подтолкнули руководителей САР и ПАСВ к изменениям внутри страны, в первую очередь, в экономической сфере. Идеи социализма и социальной справедливости как одна из основ баасистской идеологии уже явно не отвечали требованиям времени. Однако ПАСВ, на практике в значительной степени отказавшись от прежних идейных установок, не смогла выработать новую идеологическую концепцию. Вместе с тем, этот вопрос остается актуальным в связи с необходимостью эффективного противодействия происходящему заполнению идеологического вакуума в обществе идеями исламского фундаментализма, растущей угрозе со стороны его адептов. Во многом именно по этой причине откладывался созыв очередного съезда Баас, который должен проводиться через каждые пять лет: VIII-й съезд партии состоялся в 1985 г., а IX-й – в 2000 г., но он созывался после смерти Х. Асада исключительно для избрания его сына Башара генеральным секретарем ПАСВ.

X-й съезд сирийской Баас состоялся в 2005 г., но на нем не были приняты значимые решения по идеологическим вопросам. Главным же его итогом можно считать четко выраженное намерение партии сохранить власть в Сирии в своих руках. Все остальные решения, заявления и рекомендации, принятые и высказанные на партийном форуме, подчинены именно решению этой задачи. Президент САР и генеральный секретарь ПАСВ Б. Асад, выступая на съезде, подчеркнул, что «партия Баас продолжит играть основную роль в жизни общества, поскольку она является основой его стабильности и развития». Из документов и материалов Х-го съезда следует, что все намеченные в стране перемены должны осуществляться при сохранении ведущей роли ПАСВ и основных принципов, на которых построено сирийское общество, что вовсе не предполагает серьезной либерализации жестко контролируемой сверху политической системы САР. Тем самым руководство Сирии и партии Баас подтвердило намерение придерживаться курса на неспешные, эволюционные перемены в стране и обществе, действуя испытанным методом тщательно выверяемых и осторожных шагов. В результате многие реформаторские намерения Б. Асада не получили развития. Это произошло главным образом из-за того, что влия-тельная консервативная прослойка государственной и партийной бюрократии в интересах, как она считает, сохранения собственных позиций предпочла дистанцироваться от инициатив президента, особенно в политической сфере. Еще одной причиной «замораживания» политических реформ, в т. ч. создания в Сирии реальной многопартийной системы взамен ныне дейст-вующего ее суррогата, а также ослабления действия закона о чрезвычайном положении (введен в 1963 г.) эксперты называют «громадное усиление» давления на САР внешних сил, особенно США после падения в 2003 г. режима С. Хусейна в соседнем Ираке.

Таким образом, предреформенное состояние в Сирии затягивается, вызывая усиливающееся беспокойство в обществе, ожидающем перемен. Причем нынешняя ситуация негативно отражается и на основной массе членов ПАСВ, которые все больше разочаровываются в политике руководства. Так, до 80 проц рядовых баасистов нерегулярно посещают партийные собрания, потому что их требования «модернизации страны и предоставления возможностей другим политическим силам» не услышаны партийными верхами. Лидеры ПАСВ называют ее «партией миллиона членов», однако многие сирийцы состоят в Баас не из-за приверженности ее идеям, а по карьерным соображениям, из-за льгот при трудоустройстве, получении образования и др.

Сирия в последние годы заметно продвинулась по пути перехода от экономики во многом контролируемой государством к рыночно ориентированной модели. Приняты законы, способствующие развитию частного предпринимательства в различных сферах. По информации СМИ, в настоящее время в Баас идет «серьезная внутренняя дискуссия» по поиску путей состыковки» «социалистической доктрины партии и частного сектора в сирийской экономике». Это делается в интересах сохранения за Баас «высшего авторитета» при продвижении экономических реформ либеральной направленности. Еще в 2003 г. руководство ПАСВ приняло решение ослабить партийное вмешательство в экономическую жизнь, «не подменять исполни-тельную власть», но «направлять и следить за работой государственных структур». Некоторые эксперты даже утверждают, что в Баас «стал доминировать класс предпринимателей, который проталкивает либерализацию экономики».

В целом партия Баас остается крупнейшей политической силой, контролирующей многие сферы жизни сирийского общества. Вместе с тем, затягивание реформирования политической и экономической системы САР, да и самой ПАСВ может привести к осложнению внутриполитического положения в Сирии, ускорению процесса снижения влияния и авторитета пар-тии в стране. В этих условиях «партийных скреп», обеспечивавших власть Баас и «стягивавших общество» на протяжении многих десятилетий может оказаться недостаточно для сохранения у власти баасистского режима.

52.38MB | MySQL:103 | 0,446sec