Ситуация в Египте: январь 2010г.

Новый год в Египте начался с очередных — и очень ожесточенных — столкновений на межконфессиональной почве между египетскими мусульманами и коптами. Все началось вечером 6 января в деревне Нагаа Хамади в Верхнем Египте, где трое неизвестных из машины открыли огонь из автоматического оружия по коптам, когда те выходили из церкви после Рождественской службы. В результате теракта погибли семеро египетских христиан и полицейский-мусульманин, 9 коптов получили ранения. Похороны погибших коптов день спустя вылились в ожесточенные столкновения между христианами и полицией. В похоронной процессии приняли участие свыше 2 тыс.человек. Они несли транспаранты с надписями «Нет — угнетению» и «Мы защитим крест нашими душами и нашей кровью».

Затем межобщинные столкновения перекинулись на соседнюю деревню Бахгура /провинция Кена, 700 км к югу от Каира/. Там в ходе столкновений мусульмане, оказавшиеся в численном превосходстве, сожгли 11 лавок, принадлежавших коптам, а также восемь их домов. Кровопролитие было остановлено только после достаточно избирательного вмешательства сил безопасности, арестовавших 42 человека — 14 мусульман и 28 коптов.

Уже 8 января полиция арестовала трех лиц, подозреваемых в расстреле коптов. Они были представлены как «лица с криминальным прошлым». В то же время по словам епископа Нагаа Хамади Анбы Киролоса, один из стрелявших «хорошо известен властям», однако он пользуется покровительством ряда влиятельных лиц, близких к правящей Национал-демократической партии.

Расстрел коптов вызвал очень резкую реакцию в мире. Римский папа Бенедикт XVI осудил происшедшее. «Насилие по отношению к христианам в некоторых странах вызывает возмущение», — заметил он, призвав власти Египта выполнить их долг и наказать виновных. Официальный Париж потребовал от Каира обеспечить безопасность коптов, составляющих /по официальным данным/ 8 проц. от 80-миллионного населения Египта. 8 января председатель ватиканского Совета за единство христиан кардинал Вальтер Каспер в письме на имя главы коптской церкви папы Шенуды III призвал «всех христиан объединиться перед лицом опасности и вместе добиваться мира, который может дать только Христос».

Как считает политолог из египетского Центра политических и стратегических исследований Аль-Ахрам Амр аш-Шубаки, «копты все больше и больше чувствуют себя чужими в Египте из-за растущей за последние 30 лет исламизации общества и преобладания в нем идеологии салафистского исламизма». «В качестве ответной реакции копты самоизолируются за дверями их храмов. Они становятся все более восприимчивыми к идеологии экстремистов, принятой некоторыми группами коптов, эмигрировавших, в частности, в Соединенные Штаты», — полагает он.

Коллега Аш-Шубаки — Набиль Абдель Фаттах — считает, что «салафистские группы распространились в египетском обществе, создав своего рода зрительную дискриминацию через пропаганду ношения никаба мусульманками и бороды — мусульманами». Оба исследователя из центра Аль-Ахрам полагают, что ответственность за маргинализацию египетских коптов лежит на властях АРЕ.

«В настоящее время мы являемся свидетелями вертикального разделения общества на мусульман и христиан, — полагает Абдель Фаттах. — Государство вместо того, чтобы применять закон в случаях конфликтов — гражданских или уголовных — между мусульманами и коптами, способствовало появлению комитетов по примирению, в результате деятельности которых ответственные за конфликты избежали наказаний». «Государство терпимо относилось к выступлениям проповедников салафизма в мечетях и на государственном телевидении, поскольку они не пересекали начерченную для них красную линию — не обсуждали вопросы политики», — вторит ему Аш-Шубаки.

Египетские копты по меньшей мере два десятилетия постоянно указывают на то, что египетские власти систематически подавляют их самобытность, не позволяют представителям их общины занимать высокие посты в администрации, армии, полиции, университетах, юридической системе.

16 января стало известно, что дело трех подозреваемых в расстреле коптов будет рассмотрено чрезвычайным судом. Как отмечалось в коммюнике генерального прокурора страны Абдель Магида Махмуда, подозреваемые обвиняются в совершении «предумышленного убийства, нацеленного против интересов нации». Как отметил в этой связи египетский правозащитник Хафез Абу Саада, власти впервые прибегли к чрезвычайному суду при рассмотрении дела, касающегося межконфессионального насилия. «Это — примирительное послание, адресованное коптам. Оно призвано подчеркнуть роль государства в этом деле», — отметил он.

Не исключено, что будет возбуждено еще одно дело. По имеющимся данным, группа коптов, мусульман и представителей оппозиционного движения «Кефайя» подала жалобу в прокуратуру на силы безопасности Египта, которые обвиняются в неспособности защитить здания отправления культа.

Только 18 января слово взял президент АРЕ Хосни Мубарак, призвавший египетских мусульман и коптов к единству, поскольку «разобщенность даст новый предлог тем, кто пытается посеять раздор между ними». Уже 21 января Мубарак признал, что межконфессиональный конфликт угрожает единству Египта.

6 января имел место еще один вооруженный инцидент, который также может иметь большие последствия. Он произошел на границе между Египтом и сектором Газа, где в перестрелке между палестинцами и египетскими полицейскими один страж порядка погиб, ранения получили пятеро палестинцев. Все началось с того, что примерно 200 палестинцев собрались в пограничном Рафахе на манифестацию против возведения Египтом подземной защитной стены. Затем они начали забрасывать камнями египетских полицейских, после чего с обеих сторон началась стрельба.

Еще 15 участников манифестации получили ранения в самом Рафахе, когда силы безопасности контролирующего Газу движения ХАМАС попытались с помощью дубинок и слезоточивого газа рассеять участников акции протеста, организованной по призыву все того же ХАМАС. «У нас нет ни малейшего интереса в нагнетании напряженности на границе», — заявил для АФП представитель ХАМАС Сами Абу Зухри. Одновременно он осудил решение Египта воздвигнуть стену на границе с тем, чтобы помешать контрабанде в сектор Газа через системы подземных туннелей.

Египетские власти, опасаясь повторения инцидентов на границе, немедленно перебросили в район Рафаха подкрепления — несколько сотен полицейских, машины с водометами. Одновременно они ускоренными темпами ведут строительство стены. Решение об ее возведении было принято Каиром сразу после того, как провалились инициированные Египтом попытки достичь межпалестинского примирения.

15 января представитель руководства движения ХАМАС Халед Машаль призвал Египет прекратить строительство подземной стальной стены на границе с сектором Газа, который исламисты контролируют с июня . Выступая в Бейруте на «Арабском и международном форуме в поддержку сопротивления», он утверждал, что подобные стены «сооружаются между врагами, а не братьями». Это заявление в любом случае отразило тревогу руководства ХАМАС сооружением стены, которая обрекает исламистов на обострение гуманитарного кризиса в секторе Газа. В этой связи многие наблюдатели сходятся во мнении, что для недопущения обострения ситуации в секторе исламисты сделают некие примирительные жесты в адрес Египта, ранее относительно терпимо относившегося к существованию системы туннелей на границе с Газой.

16 января стало известно имя нового руководителя крупнейшей оппозиционной организации «Братья-мусульмане». Как и ожидалось, им стал представитель консервативного крыла организации Мохаммед Бади. Он сменил на этом посту Мохаммеда Мехди Акефа, решившего не баллотироваться на новый срок.

Новый верховный руководитель «Братьев» родился в 1943 году в г.Махалла в дельте Нила. По образованию — ветеринар. В 60-е годы ХХ-го века Бади примыкал к радикальному крылу движения, лидер которого Сейид Кутб был казнен в 1966г. Сам Бади в этот период провел 9 лет в тюрьме. Еще один раз он попал в тюрьму в 1999г., где провел четыре года. До избрания на пост верховного руководителя Бади в руководстве организации курировал вопросы идеологии. Он стал восьмым по счету главой «Братьев» после того, как это движение было основано в 1928 году Хасаном аль-Банной.

В первом же заявлении Бади попытался отмежеваться от имевшегося у него образа радикала. «Мы выступаем за постепенную реформу с использованием мирных и конституционных средств. Мы отвергаем насилие, — утверждал он. — «Братья-мусульмане» считают, что любой политический режим должен соблюдать индивидуальные свободы и принципы демократии. Они поддерживают принцип разделения властей».

В отношении действующих египетских властей и других режимов мусульманского мира Бади высказался очень сдержанно, заметив, что «они не являются врагами». «Наша позиция в отношении существующих режимов состоит в том, чтобы поддерживать те из них, которые нам представляются хорошими, и бороться с теми, которые нам представляются плохими», — заметил он.

Усиление консервативного крыла в руководстве «Братьев» может означать их постепенный уход с арены политической борьбы, на которой они достигли определенных результатов благодаря деятельности крыла реформаторов. Причем это произойдет в преддверии назначенных на осень 2010 года парламентских выборов и президентских выборов 2011 года. Если так случится, то первыми выигравшими от этого будут только действующие власти Египта, которые до сих пор рассматривали «Братьев» как наиболее опасную и влиятельную оппозиционную силу.

52.27MB | MySQL:103 | 0,500sec