Иракские силы безопасности развернулись 3 сентября в северном иракском городе Киркук, чтобы предотвратить дальнейшее насилие, поскольку число погибших в столкновениях между этническими группами накануне возросло до четырех, сообщили источники в полиции и службе безопасности. Четверо протестующих были застрелены 2 сентября в ходе столкновений между этническими группами в Киркуке, которые вспыхнули после нескольких дней напряженности. Полиция и медицинские источники сообщили, что все четверо были курдами. Амир Швани, представитель полиции Киркука, заявил в заявлении для журналистов, что 3 сентября комендантский час был отменен, и транспортные средства в городе передвигались в обычном режиме, но силы безопасности вывели дополнительные войска на улицы, чтобы «предотвратить насилие и защитить гражданских лиц». Спор сосредоточен вокруг здания в Киркуке, которое когда-то было штаб-квартирой Демократической партии Курдистана (ДПК), но которое иракская армия использует в качестве базы с 2017 года. Федеральный верховный суд Ирака 3 сентября вынес срочное постановление, обязывающее правительство отложить процедуры, касающиеся передачи здания в Киркуке ДПК, сообщило государственное информационное агентство. Это решение собственно все беспорядки и локализовали, но, судя по всему на время. Местные жители сообщили, что полиция задержала в воскресенье нескольких человек, участвовавших в столкновениях, но правоохранители отказалась комментировать какие-либо аресты. Киркук, богатая нефтью провинция на севере Ирака, расположенная вдоль линии разделения между курдской автономией и районами, контролируемыми центральным правительством Ирака, в котором доминируют шииты, была центром одного из самых жестоких проявлений насилия в стране после создания группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). Арабские жители и группы меньшинств, которые говорят, что пострадали от курдского правления, протестовали против возвращения ДПК в город. Масуд Барзани, курдский лидер-ветеран, обвинил «бунтовщиков» в блокировании шоссе из Киркука в Эрбиль своей сидячей забастовкой и заявил, что это «создает напряженную и опасную ситуацию для жителей». Он сказал, что «удивительно», что силы безопасности не предотвратили «хаос и незаконное поведение тех, кто блокировал дорогу», в то время как в субботу «насилие было применено против курдской молодежи и демонстрантов». Его сын Масрур Барзани, премьер-министр автономного Региона Курдистан, призвал премьер-министра федерального правительства Мухаммеда Шиа ас-Судани «немедленно вмешаться, чтобы взять эту неприемлемую ситуацию под контроль» и призвал «курдских граждан, подвергающихся преследованиям в Киркуке, проявлять сдержанность и воздерживаться от насилия».
В чем суть нынешнего конфликта? Напомним, что курдские силы контролировали город Киркук после изгнания ИГ в 2014 году, но были вытеснены иракской армией в 2017 году, которая вернула город под контроль Багдада. Когда в прошлом году к власти пришел ас-Судани, он работал над улучшением отношений между своим правительством и ДПК и согласился разрешить ДПК вновь открыть свою штаб-квартиру в Киркуке. При этом речь идет о компромиссе: ДПК получает право открыть снова свою штаб-квартиру в Киркуке, но взамен соглашается отдать пост президента Ирака представителю ПСК (этот пост должен по конституции занимать курд). С 2005 года в соответствии с соглашением о разделе власти президентство в Ираке традиционно переходит к ПСК, а ДПК назначает президента иракского автономного Региона Курдистан, который осуществляет власть из города Эрбиль. Но только во второй раз в 2018 году ДПК пренебрегла этим неписанным законом и начала серьезную борьбу за пост федерального президента. В 2018 году Фуад Хусейн из ДПК бросил вызов кандидату от ПСК Бархаму Салиху в борьбе за пост президента, что не увенчалось успехом из-за широкой поддержки последнего шиитскими силами. Тогда ДПК вступила в союз с Муктадой ас-Садром, влиятельным шиитским священнослужителем, чье движение стало явным победителем октябрьских выборов и у ДПК были есть серьезные шансы получить президентское кресло. Таким образом, клан Барзани решил «пощекотать нервы» ас-Судани в рамках выбивания для себя неких преференций, спекулируя своим союзом с ас-Садром и имитируя желание занять пост федерального президента. На самом деле руководство ДПК не было изначально заинтересовано в должности федерального президента, их реальной целью было восстановление контроля над спорным — и богатой нефтью провинцией Киркук. «На самом деле мы не заинтересованы в получении поста федерального президента. Наша конкуренция за этот пост — тактический ход для давления на ПСК и Багдад. У нас есть конкретные требования. Если ПСК пообещает их выполнить, мы снимем наших кандидатов и оставим им эту должность. Кого волнует должность президента? Должность губернатора Киркука для нас важнее, чем должность президентов республики и парламента. Наша переговорная команда сказала переговорной команде ПСК, что они должны дать нам письменное обещание гарантировать, что мы получим должность губернатора Киркука и активируем статью 140, и мы предоставим им должность президента», — сказал тогда высокопоставленный представитель ДПК, близкий к Барзани. Статья 140 Конституции Ирака гарантирует участие курдов в управлении районами, спорными между Багдадом и Эрбилем, до тех пор, пока не будет урегулирован их окончательный статус. Она функционировала до тех пор, пока ДПК не объявила, что срок ее действия истек после того, как его войска захватили контроль над Киркуком и его окрестностями в 2014 году. Стремления ДПК логичны и понятны. Провинция Киркук, где сосредоточены пятые по величине запасы нефти в мире, является наиболее важной и крупнейшей территорией, спорной между федеральным правительством, базирующимся в Багдаде, и правительством автономного Региона Курдистана. После 2014 года курдские власти использовали хаос после вторжения ИГ и крах федеральных сил безопасности, чтобы усилить свой контроль над провинцией, но последующие попытки курдов отделиться от Ирака, кульминацией которых стал референдум в сентябре 2017 года, вызвали жесткую реакцию Багдада и побудили Хайдера аль-Абади, тогдашнего премьер-министра Ирака, возглавить крупную военную кампанию по восстановлению контроля над Киркуком и другими спорными районами поблизости. Курдские силы в результате были оттеснены в их конституционно согласованные границы, во многом благодаря тому, что тогда ПСК заключил сделку с Багдадом и вывел свои войска из Киркука, что, по сути, позволило Багдаду выдавить ДПК. С тех пор руководство ДПК искало возможность для реванша, и тема президентства и союза с ас-Садром стали козырями в этой борьбе. Регион Курдистан (и ДПК) таким образом из-за очевидного политического просчета клана Барзани потерял один из своих важнейших финансовых активов и стратегический контроль над прилегающими районами. «Нефтяные месторождения Киркука важны, но есть нечто более важное, чем они. Киркук — один из важнейших ключей к обеспечению безопасности Эрбиля. Эрбиль в настоящее время находится во власти шиитских ополченцев, ИГ и Ирана. Он осажден с трех сторон. Иран с востока, ополченцы и ИГ с юга и севера. В настоящее время мы не знаем, что происходит в Киркуке, и мы не можем это контролировать. Он стал рассадником боевиков и банд, занимающихся контрабандой наркотиков, и это представляет реальную угрозу безопасности и стабильности Эрбиля», — дал понять недавно один из лидеров ДПК. Эрбиль, столица Региона Курдистан, подвергался ракетным атакам и ударам беспилотников по меньшей мере четыре раза за последний год. Наиболее значительный из них произошел в феврале, когда ракетный удар был нанесен по военной базе США в аэропорту Эрбиля, в результате чего погиб гражданский подрядчик и были ранены 9 американцев. Курдские региональные службы безопасности заявили, что эти нападения были совершены поддерживаемыми Ираном шиитскими вооруженными группировками, развернутыми в провинциях Киркук и Мосул.
Таким образом, можно констатировать, что попытка ДПК вернуться в Киркук была провалена, и рискнем предположить, что в данном случае и Багдад, и ПСК были молчаливыми участниками этой операции. Они использовали «недовольства местного населения» и через решение Федерального верховного суда пока «подвесили» ситуацию под благовидным предлогом выполнение своего неформального обещания ДПК. В чем причина? А причина в новом торге. В феврале 2022 года Федеральный верховный суд Ирака признал недействительными продажи нефти Ираксим Курдистаном, постановив, что только федеральное правительство имеет конституционные полномочия экспортировать сырую нефть и заключать международные соглашения.
Правительство Региона Курдистан столкнулось с очередной неудачей в получении доходов в марте прошлого года, когда было установлено, что Анкара нарушила двустороннее соглашение 1973 года с Багдадом (возобновленное в 2010 году), которое давало федеральному правительству Ирака полный контроль над поставкам иракской нефти по трубопроводу в Турцию. Жалоба была подана в Международную торговую палату, которая обязала Турцию выплатить центральным властям Ирака 1,47 млрд долларов за нарушение соглашения и закупки напрямую у курдов без разрешения Багдада. Эти решения ограничили способность Эрбиля продавать самостоятельно нефть — экономическую основу курдской автономии — и ослабили его позиции за столом переговоров с Багдадом. Правительства двух стран, среди прочих вопросов, с 2013 года ведут переговоры по вопросам федерального бюджета, экспорта нефти и границы. Внутренние распри на курдской политической сцене также способствовали снижению влияния и авторитета Региона Курдистан. Юридические споры между курдской оппозицией и двумя основными правящими партиями, Демократической партией Курдистана (ДПК) и Патриотическим союзом Курдистана (ПСК), привели к тому, что Федеральный верховный суд Ирака стал конечной инстанцией в разрешении межпартийного конфликта. Ограничения федерального правительства на экспорт нефти привели к административному и военному выводу курдских сил с обширных территорий, составляющих спорные территории между Эрбилем и Багдадом, в первую очередь из богатой нефтью провинции Киркук. Это продолжалось более года, пока в 2018 году обе стороны не достигли временного взаимопонимания относительно экспорта нефти из Киркука по трубопроводу, проходящему через Иракский Курдистан в Турцию. Федеральный верховный суд Ирака впоследствии вынес свое решение прекратить прокачку нефти из Иракского Курдистана через Турцию, запретив Эрбилю самостоятельно экспортировать свою нефть. Затем Федеральный верховный суд вынес решение против продления полномочий парламента Региона Курдистан, объявив его неконституционным после иска оппозиционных партий в Эрбиле.
Решению предшествовали дни внезапных изменений в проекте бюджета, которые ДПК сочла «переворотом против политических соглашений», заключенных в рамках коалиции государственного управления, формирующей правительство премьер-министра Ирака Мухаммеда Шиа ас-Судани. В Эрбиле утверждали, что изменения, внесенные в проект бюджета членами финансового комитета парламента, были неконституционными и несовместимыми с соглашением, подписанным между региональным и федеральным правительствами.
Введенные поправки к федеральному бюджету, действующие в течение следующих трех лет, являются последним, но не менее важным толчком к подрыву авторитета и независимости Эрбиля, которыми он когда-то пользовался. К тому же правительство Региона Курдистан еще больше ослаблено внутриполитическим расколом, что позволило федеральному правительству быстро восстановить контроль над ликвидным «золотом» Иракского Курдистана и его доходами. Это стало вопиющей неудачей для Эрбиля, который мог свободно экспортировать свою нефть с 2013 года. Тем временем курдские оппозиционные партии оспорили в судебном порядке голосование парламента Региона Курдистан о продлении срока полномочий законодательного органа, утверждая, что продление сведет на нет один из трех столпов региона — президентский, парламентский и правительственный. Однако само продление произошло из-за разногласий между правящими партиями по поводу нового закона о выборах и последующих задержек в проведении голосования.
Результатом судебного процесса стало решение Федерального верховного суда, признавшего продление неконституционным.
Есть несколько факторов, которые способствовали падению авторитета Эрбиля, включая предпочтение партийных выгод национальным интересам основными курдскими партиями и глубокие политические разногласия между ними. Хронический раскол между соперничающими партиями, особенно после референдума о государственности в 2017 году, способствовал потере Иракским Курдистаном политического влияния, как в Багдаде, так и на региональной и международной арене, оппоненты и даже некоторые близкие союзники считают Регион Курдистан слабым и находящимся на грани гражданской войны.
Курдская автономия разделена по вопросам безопасности, финансов и управления в результате внутренней напряженности, которая долгое время подвергалась критике со стороны внешних сил. Относительный провал нефтяной политики Эрбиля также сыграл значительную роль в ослаблении Иракского Курдистана. Несмотря на множество контрактов, иностранные инвестиции и создание рабочих мест, в автономии по-прежнему накоплен долг перед нефтяными компаниями в 3,348 млрд долларов.
Случайные назначения в сильно пристрастных правительственных структурах также проложили путь к системной коррупции, которая поставила политические партии выше людей. Кульминацией стала неспособность Эрбиля регулярно и в полном объеме выплачивать заработную плату, даже после нескольких лет ежедневных продаж нефти и отсроченных платежей по экспортным расходам. Неспособность правительства Региона Курдистан инвестировать в центры стратегических исследований также привела к отсутствию разумной стратегической политики, которая бы решала растущие геополитические проблемы. Существующими курдскими институтами управляют неквалифицированные люди, которых нанимают по клановым мотивам.
Всем этим активно пользуется Багдад в рамках активизации своих усилий по снижению «независимого статуса» Иракского Курдистана, в том числе и с помощью поощрения создания новых политических сил. В последние годы Федеральный верховный суд стал убежищем для оппозиционных групп, таких как исламские партии и движение «Новое поколение», стремящихся помешать власти двух правящих партий и извлечь свою выгоду. Таким образом, Регион Курдистан сталкивается с хорошо спланированной кампанией по подрыву его авторитета со стороны федерального правительства Ирака и соседних государств, Турции и Ирана, посредством санкций и других мер. И последние события в Куркуке тому лишнее подтверждение.