Американские эксперты о политической ситуации в Ираке накануне провинциальных выборов

Как полагают американские эксперты, спустя более 20 лет после возглавляемого США вторжения, в результате которого режим президента Саддама Хусейна был свергнут, Ирак добился значительного прогресса. Достигнут определенный уровень политической стабильности, экспорт иракской нефти процветает, а Багдад реинтегрировался в арабское сообщество после десятилетия остракизма, последовавшего за катастрофическим вторжением Саддама Хусейна в Кувейт 2 августа 1990 года. Однако глубинные расколы и напряженность между основными религиозными и этническими общинами Ирака сохранились и усугубились публичными призывами к большей подотчетности правительства и прозрачности его деятельности. И иракским политическим лидерам по-прежнему трудно балансировать в своих отношениях с двумя партнерами, которые являются историческими противниками друг друга, Соединенными Штатами и Ираном. Тегеран, в частности, располагает многочисленными рычагами влияния на иракских политиков, не последним из которых является спецподразделение «Аль-Кудс» КСИР, вооружающее и обучающее несколько шиитских военно-политических группировок, которые остаются вне командования центрального правительства, включая «Катаиб Хизбаоллу», «Асаиб Ахль аль-Хак», «Харакат ан-Нуджабу» и  «Бадр». Шиитские военно-политические группировки составляют «Координационной структуры» – коалиции арабских шиитских групп, собранной бывшим премьер-министром Нури аль-Малики, которая в конце 2022 года переиграла другие шиитские группы и сформировала нынешнее правительство во главе с премьер-министром Мухаммедом Шиа ас-Судани, который был союзником аль-Малики, но, будучи премьер-министром, он дистанцировал свое правительство от безоговорочного сближения с Ираном. Несмотря на призывы некоторых группировок «Координационной структуры» вывести американские войска из Ирака — за что выступает Тегеран, – ас-Судани поддержал текущую миссию США, выполняемую примерно 2500 американскими военнослужащими, для обучения и консультирования иракских сил, борющихся с остатками организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). Однако отражая усиление давления со стороны Тегерана, аль-Малики и лидеров проиранского шиитского ополчения, ас-Судани заявил на встрече 15 августа с руководством иракской армии, что Ирак «больше не нуждается в присутствии иностранных боевых сил на своей земле. Мы ведем продвинутые диалоги, чтобы определить форму будущих отношений и сотрудничества с международной коалицией…» во главе с Соединенными Штатами. Впоследствии, 30 августа, и снова отражая растущую агитацию Тегерана против влияния США в Ираке, экс-премьер-министр аль-Малики обвинил силы США в Ираке в том, что они планируют закрыть границу между Сирией и Ираком, чтобы способствовать свержению режима президента Сирии Башара Асада – ключевого союзника Ирана. Эти комментарии аль-Малики следует рассматривать в контексте возобновления протестов против режима Асада, главным образом на юге Сирии, и отражают обеспокоенность Тегерана потенциальной угрозой, которую представляют протесты для режима Асада. Предположение ас-Судани о том, что американские войска, возможно, больше не понадобятся в Ираке, несомненно, обеспокоило официальных лиц США, поскольку комментарии прозвучали всего через неделю после того, как министр обороны Ллойд Остин  приветствовал министра обороны Ирака Табита Мухаммеда аль-Абасси на открытии американо-иракского Совместного диалога по сотрудничеству в области безопасности (JSCD). Официальные лица США объяснили соглашение о сотрудничестве как установление долгосрочных американо-иракских отношений в области безопасности, выходящего далеко за рамки совместных усилий по разгрому ИГ.

Попытки Ирана оказывать преобладающее влияние на иракские дела также усугубили раскол между арабским большинством Ирака и его курдским меньшинством. Курды преобладают в трех северных провинциях, которыми управляет конституционно автономное региональное правительство Курдистана (КРГ). Представляя повышенное внимание Тегерана к иранско-курдским оппозиционным группам, которые действуют на территории курдской автономии на севере Ирака, официальный представитель Министерства иностранных дел Ирана Насер Канани 28 августа заявил, что Багдад согласился с его требованием о разоружении и передислокации таких группировок к 19 сентября. Иракские курдские лидеры в ответ назвали сделку попыткой Ирана и его союзников в Багдаде подорвать курдское самоуправление, создав предлог для отправки дополнительных правительственных сил и шиитского ополчения в Иракский Курдистан. Ирано-иракское соглашение дополняет шаги, предпринимаемые Багдадом для ограничения автономии КРГ путем ограничения источников его финансирования. В марте 2023 года иракское правительство выиграло арбитражное решение по делу, поданному девять лет назад, чтобы помешать Турции помогать КРГ экспортировать нефть из северного Ирака. Багдад заявил, что только иракская национальная нефтяная компания имеет полномочия заключать соглашения об экспорте нефти с внешними сторонами, а власти Турция перекрыли нефтепровод из Северного Ирака в турецкий порт Джейхан. Согласно отчету Bloomberg от 31 августа, закрытие этого экспортного маршрута, которое остановило экспорт 370 000 баррелей сырой нефти в сутки, поставляемой КРГ, а также 75 000 баррелей нефти в сутки, контролируемой Багдадом, что на сегодняшний день обошлось КРГ, а также государственной казне Ирака примерно в 4 млрд долларов. Потеря доходов от экспорта нефти в сочетании с сокращением Багдадом выплат КРГ по разделу доходов, вызвала финансовые трудности в Эрбиле и обострила напряженность между двумя основными курдскими партиями — Демократической партией Курдистана (ДПК) и Патриотическим союзом Курдистана (ПСК). ДПК стала доминирующей фракцией в иерархии КРГ, что дает ей возможность влиять на поступление доходов и льгот от КРГ и центрального правительства в адрес ПСК. В знак протеста против ДПК вооруженные сторонники ПСК  ограничили свое сотрудничество с пешмергой ДПК и объединенным Министерством по делам пешмерга КРГ. 20 августа генерал-майор Мэтью Макфарлейн, уходящий в отставку командующий Объединенной оперативной группой — операцией «Присущая решимость», которая борется с «Исламским государством», поставил под сомнение будущее военного сотрудничества США с курдами, если они не примирятся. Он заявил: «Неспособность КРГ достичь целей, ключевых результатов или вех, изложенных в Меморандуме о взаимопонимании с Соединенными Штатами, может негативно повлиять на способность Министерства обороны продолжать оказывать помощь в области безопасности Министерству по делам пешмерга … если мы продолжим видеть отсутствие прогресса, мы рассмотрим возможность принятия соответствующих мер для обеспечения того, чтобы мы инвестировали во что-то, имеющее жизнеспособное будущее”.

Все перекрестные течения в иракской политике и обществе, в том числе на севере Ирака, будут задействованы на предстоящих провинциальных выборах, назначенных на 18 декабря. Созданные в соответствии с конституцией 2005 года после свержения Саддама Хусейна, провинциальные советы являются влиятельными органами, которые определяют бюджеты для нескольких секторов, таких как образование, здравоохранение и транспорт. Выборы, на которые в начале августа закрылась регистрация кандидатов, восстановят советы после четырехлетнего перерыва; они были распущены в 2019 году после общенациональных протестов, вспыхнувших в октябре того же года с требованием положить конец коррупции и кумовству, практикуемым основными иракскими группировками. Выборы в провинциальные советы не будут проведены в провинциях автономного Региона Курдистан, но выборы пройдут в Киркуке – провинции, населенной преимущественно курдами, но где курды потеряли политическую власть в 2017 году после референдума о независимости Иракского Курдистана, вызвавшего негативную реакцию Багдада против Эрбиля. Курды будут стремиться вернуться к власти в провинции, но, отражая их напряженность, призывы к созданию совместной коалиции ДПК-ПСК для участия в выборах в совет Киркука оказались безуспешными. 2 сентября напряженность переросла в массовые протесты курдских жителей Киркука против сил центрального правительства, развернутых в провинции. Маловероятно, что провинциальные выборы или какая-либо отдельная правительственная политика или инициатива разрешат фундаментальную напряженность, которая пронизывает иракскую политику, управление и общество.

Основные выводы

— Ирак продолжает сталкиваться с разнообразными проблемами, включая внутренние разногласия внутри его основных общин и между ними, а также давление со стороны его могущественного соседа, Исламской Республики Иран.

— Шиитские союзники Тегерана в Ираке, которые доминируют в правительстве Багдада, пытаются ограничить самоуправление иракских курдов на севере Ирака.

— Разногласия внутри курдской общины на севере Ирака усилились, осложняя партнерство курдов с Соединенными Штатами против «Исламского государства».

— Декабрьские провинциальные выборы в Ираке усилят напряженность между основными партиями и фракциями и вряд ли решат многие политические проблемы страны.

56.01MB | MySQL:116 | 0,792sec