Когда российские эксперты говорят о «двойственной политике» Анкары в отношении России и событий на Украине; экспансии «неосманизма» в тюркоязычном пространстве бывшего СССР и разногласиях с Москвой по сирийскому досье, они совсем упускают из виду т. н. «черкесское досье». А между тем 5 августа в Турции состоялась первая конференция по независимой Черкесии, при содействии местных властей стамбульского района Юскюдар, который контролируется правящей Партией справедливости и развития (ПСР). Эта конференция, организованная Советом объединенной Черкесии (CUC или Birleşik Çerkesya Konseyi), знаменует собой важную веху в формировании новой повестки дня турецкой экспансии или реанимации нового рычага давления на Россию. Отметим, что ничего нового здесь нет, это досье активно использовалось США в период холодной войны, но в основном с позиции Иордании и действующего там т. н. Фонда Льва Толстого. После распада СССР эта тема поутихла с небольшим оживлением в период двух антитеррористических кампаний на Северном Кавказе. С «небольшим оживлением» ровно по той причине, что черкесы и чеченцы совсем не одно и то же и отношения между ними исторически не настолько идеальны, хотя отряды последних под командованием печально известного Шамиля Басаева и воевали в Абхазии. Но в Чечне черкесы не воевали по одной важной причине: поддержка Москвой абхазов (а они полагаются родственными группами черкесам) и южных осетин может быть и испортили отношения с Тбилиси, но с другой стороны и что более важно – сделало черкесский Кавказ, как минимум, нейтральным к событиям в Чечне. То же самое справедливо и по отношению к зарубежной черкеской диаспоре в странах Ближнего и Среднего Востока, которая по численности превышает черкесов проживающих на Северном Кавказе. Теперь эта тема реанимируется , но уже не ЦРУ США (оно такие попытки предпринимает, но вяло), а исключительно турками, и не только в связи с какими-то внешнеполитическими планами конфронтации с Россией. Созданный в январе 2023 года, CUC является зонтичной организацией, объединяющей многочисленные группы и активистов, в основном выходцев из черкесской диаспоры, живущей в Турции, и различных других стран. Отсутствие возражений со стороны администрации губернатора Стамбула и последующий «зеленый свет» конференции сигнализируют о безоговорочном одобрении этого мероприятия правительством президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Конференция проходила в молодежном центре Юскюдара (Gençlik Merkezi), место проведения конференции было предоставлено муниципалитетом, управляемым ПСР. Некоторые докладчики также присоединились к конференции онлайн из-за рубежа, чтобы выступить с речами в поддержку независимой Черкесии в ущерб суверенитету России. Хотя решение Турции разрешить конференцию продиктовано более широкими стратегическими соображениями, включая желание расширить свое влияние на Кавказе и Центральной Азии, важно признать, что на выбор правительства Эрдогана также повлияли внутриполитические факторы в преддверии местных выборов в следующем году. Правящая ПСР стремится угодить своей политической базе, и этот шаг соответствует этой цели. Примечательно, что ПСР пользуется популярностью среди значительной части черкесского населения Турции, особенно в таких регионах, как Сакарья, Дюздже и Кайсери, где проживают значительные черкесские общины. Однако стоит упомянуть, что меньшая часть черкесов, придерживающихся левых идеологий, склонна поддерживать левоцентристскую Народно-республиканскую партию (НРП) на выборах. Это сложное сочетание политических пристрастий усложняет стратегические расчеты правительства и его желание обеспечить благоприятный исход предстоящих выборов. Движение за независимость возглавляет Кенан Каплан, 65-летний бывший учитель государственной школы и черкес в четвертом поколении. Каплан занимал пост президента Партии плюралистической демократии (Çoğulcu Demokrasi Partisi, ДПК), черкесской политической организации, созданной в 2014 году с основной целью пропаганды признания и продвижения черкесской этнической идентичности. CUC под руководством Каплана формулирует свои глубокие амбиции в своей учредительной хартии, доступной на его веб-сайте. Организация недвусмысленно заявляет, что «конечной целью этой организации является создание независимой Черкесии на исторических черкесских землях», позиция, которая, в частности, включает регионы, которые в настоящее время являются частью территории России. «Эта организация … будет работать над достижением цели создания независимой государственной структуры на родине Черкесии, которая была вынуждена жить в разных автономных республиках под суверенитетом Российской Федерации», — отмечается далее в документе. Заключительная резолюция конференции, одобренная и подписанная ее участниками призывала к созданию независимой Черкесии. На конференции по вопросам независимости было представлено множество докладчиков из разных стран, включая Соединенные Штаты, Украину, Австрию и Польшу. Среди выступавших также были представители уйгурской, татарской, чеченской и кавказской общин. Среди участников были Анна Эльжбета Фотыга, бывший министр иностранных дел Польши и нынешний член Европейского парламента; украинские законодатели Алексей Алексеевич и Олег Андреевич Дунда; Дмитрий Корчинский, известный крайне правый украинский политик и лидер украинской политической партии «Братство»; Гюнтер Фелингер, австрийский экономист, выступающий за расширение НАТО; несколько человек из турецкой черкесской общины. Януш Бугайски, старший научный сотрудник Джеймстаунского фонда в Вашингтоне, округ Колумбия, изложил план создания независимой Черкесии. По оценке Бугайски, распад того, что он назвал «имперской Россией», откроет путь для черкесской нации и других групп реализовать их соответствующие стремления к независимости. «Несмотря на попытки Москвы уничтожить вашу нацию и государство со времен геноцида 19 века, Черкесия выжила и возродится по мере ослабления и раскола России», — заявил он, предупредив, что Москва попытается усилить свою политику раскола, натравливая народы друг на друга, в том числе на народы Северного Кавказа. Черкесы должны избегать попадания в эту ловушку, предупредил он.
«Никто не может быть уверен, сколько новых государств возникнет в результате распада России и какие именно политические структуры будут созданы в каждом. Однако одним из административных форматов, который может иметь широкую привлекательность, является создание панрегионального или панреспубликанского конфедеративного государства, которое будет иметь значительное население и охватывать более широкую территорию между Черным и Каспийским морями», — добавил он. В данном случае надо отметить попытки реанимации темы т. н. «черкесского геноцида», когда в 19 веке черкесы подверглись массовому перемещению и принудительной депортации из Кавказского региона из-за конфликта между царской Россией и Османской Империей с 1860 по 1864 год. Эта трагедия заставила многих черкесов искать убежища в Османской Империи, а также в Европе, на Ближнем Востоке и в Соединенных Штатах. По самым скромным оценкам, имея численность от 2 до 3 млн человек, черкесы составляют значительное этническое меньшинство, обладающее заметным влиянием в аппарате безопасности Турции, особенно в разведывательной и военной сферах, благодаря своему неофициальному статусу второго по величине этнического меньшинства в стране. Стремления лиц черкесского происхождения в Турции иногда ставили страну в сложные ситуации, связанные с Россией и Грузией. В этих случаях Анкара пыталась соблюсти хрупкий баланс между своими внешнеполитическими целями и внутриполитическими соображениями на фоне продолжающегося регионального соперничества. В частности, конфликты в Чечне в 1990-х годах и конфликт в Грузии в начале 2000-х годов подчеркнули влияние черкесского лобби в Турции. Во время чеченского конфликта черкесское лобби занимало позицию, противоположную России, в то время как в случае грузинского конфликта оно выступило на стороне России против Грузии. Эти эпизоды высветили влияние, которым обладает черкесская община в Турции, иллюстрируя, как ее интересы могут осложнить позицию страны в региональной динамике. На протяжении десятилетий сменявшие друг друга турецкие правительства сталкивались со своей долей проблем в налаживании отношений с черкесской общиной внутри страны. Например, когда правительство Эрдогана предприняло безуспешные попытки решить давнюю курдскую проблему в Турции в 2009 и 2011 годах — например, рассмотреть возможность получения образования на родном языке, — черкесы также добивались аналогичных прав. В этом контексте именно К.Каплан сыграл определенную роль, возглавив демонстрации как в Анкаре, так и в Стамбуле в марте 2011 года, как раз перед национальными выборами. Организованные в рамках Инициативы по защите прав черкесов, эти протесты были направлены на то, чтобы сформулировать всеобъемлющий набор требований к турецкому правительству. Стремление черкесской общины к справедливому обращению и признанию нашло отклик параллельно с более широкими общественными дискуссиями, касающимися прав меньшинств и языкового представительства. В этом контексте черкесская община в Турции выдвинула ряд первоочередных требований, которые включают в себя право на образование на родном языке, доступное в качестве факультатива от дошкольного учреждения до университета. Кроме того, она выступает за создание специализированных черкесских радио- и телевизионных станций, наряду с усилиями по восстановлению измененных черкесских географических названий и фамилий. Еще одним важным требованием является очищение репутации Черкеза Этема (Circassian Ethem), лидера турецкого ополчения черкесского происхождения, который изображается как предатель в турецких исторических источниках. Эти требования в совокупности подчеркивают стремление черкесской общины к культурному признанию, языковому представительству и исторической точности в Турции. Среди важнейших устремлений черкесской общины — признание трагических событий, произошедших в 1864 году в царской России, первым случаем геноцида, направленного против этнической и религиозной группы, в соответствии с определением, изложенным в конвенции 1948 года (при этом напрочь забывается, что черкесы тогда воевали против России под знаменами Шамиля — авт.) Это глубоко укоренившееся желание проистекает из травмы, которую испытали поколения в связи с изгнанием, в результате которых более 1,5 млн черкесов (или 90% черкесского населения) были вынуждены покинуть земли своих предков после безуспешного сопротивления Российской Империи на Северном Кавказе. Это насильственное изгнание привело к потере почти половины перемещенного населения, которое погибло из-за тяжелых условий во время их путешествия и в новых пунктах назначения — из-за голода, болезней и проблем, связанных с их перемещением. Создание новой жизни на принятой ими родине было для черкесов серьезным испытанием. Несмотря на то, что черкесский путь был неотъемлемой частью становления республиканской Турции в начале 1920-х годов после распада Османской Империи, он был отмечен сложностями. В этот период черкесское ополчение активно участвовало наряду с регулярной армией в войне за независимость, внеся значительный вклад в основание нации, однако черкесское население оказалось на обочине из-за основателей республики, которые пропагандировали турецкую идеологию расовой изоляции. В ту эпоху были введены меры, которые включали запрет языков меньшинств, изгнание некоторых черкесских лидеров и принуждение к принудительной миграции в пределах границ Турции. Более того, правящая элита изменила названия черкесских городов и деревень на их турецкие эквиваленты, помешала черкесам официально регистрировать свои традиционные имена в записях о рождении и провела политику тюркизации этих имен. Таким образом, несмотря на их значительную роль в формировании современной Турции, черкесы столкнулись со сложным переплетением проблем, связанных с культурной ассимиляцией и сохранением идентичности, что еще больше подчеркивает запутанный рисунок их истории внутри страны. Постепенно черкесы стратегически расширили свое присутствие в важнейших институтах Турции, включая военную и разведывательную сферы. Эти усилия позволили им обеспечить влияние и внести свой вклад в важнейшие функции страны. Одновременно они приступили к успешным предпринимательским начинаниям, основав предприятия, которые укрепили их социально-экономическое положение. В частном порядке черкесская община предприняла пропагандистские и лоббистские усилия, направленные на обеспечение общественного признания их уникальной истории и самобытности, и которые отражают сбалансированный подход, учитывающий сложности сохранения культуры, институционального участия и общественного признания в меняющемся ландшафте современной Турции.
Как указывают турецкие аналитики, Россия применяет различные стратегии в попытке наладить взаимодействие с черкесской диаспорой, хотя и сохраняет определенную степень подозрительности из-за опасений по поводу потенциальных сепаратистских устремлений. После холодной войны наступил период ограниченного сближения между Россией и черкесской диаспорой, который продолжался примерно до 2011 года. Российские инициативы были организованы благодаря усилиям, координируемым посольством России в Анкаре. Кульминацией этих инициатив стало знаменательное событие — встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова с представителями черкесской диаспоры в Стамбуле 2 сентября 2008 года. Деятельность России включала предоставление стипендий черкесской молодежи в Турции, что позволило им продолжить обучение в университетах, расположенных в Майкопе и Нальчике в регионе Северо-Западного Кавказа. Хотя эти усилия были направлены на укрепление связей и смягчение озабоченностей, подспудные опасения по поводу сепаратистских настроений усложнили взаимодействие России с черкесской диаспорой, сформировав тонкие отношения между ними. Траектория этой разрядки начала меняться после 2010 года из-за растущего интереса к движению за независимость и активизации усилий различных групп черкесской диаспоры добиться признания событий 1864 года геноцидом. Эта развивающаяся динамика нарушила ранее установленное сближение. В ответ Москва якобы инициировала жесткие репрессии в отношении черкесских активистов по всей стране, особенно в преддверии Олимпийских игр 2014 года в Сочи. 10 февраля 2014 года президент РФ Владимир Путин изложил свою точку зрения на черкесский вопрос, заявив, что он намеренно раздувается в качестве тактики усиления разногласий между Россией и Западом. Он также заявил, что такой подход направлен на то, чтобы очернить глобальный имидж России. Это заявление ознаменовало явный сдвиг в подходе России, свидетельствующий о растущей озабоченности по поводу потенциального влияния черкесского правозащитного движения на внутреннюю сплоченность страны и международный авторитет. Подход Турции к требованиям черкесов продемонстрировал определенную гибкость, часто совпадающую с целями ее внешней политики. Это стало очевидным в мае 2015 года, когда позиция Турции по черкесским вопросам совпала с ее интересами в период напряженных отношений с Россией после того, как 24 ноября 2015 года турецкий F-16 сбил российский самолет Су-24 в воздушном пространстве над турецко-сирийской границей. Москва жестко отреагировала на инцидент, объявив полное эмбарго на турецкие товары, и начала глобальную кампанию по выявлению доказательств преступного сотрудничества между правительством Эрдогана и джихадистскими группировками, включая «Исламское государство Ирака и Сирии» и «Аль-Каиду» (обе организации запрещены в России). В ответ Министерство иностранных дел Турции официально признало этот день в память о массовом принудительном переселении сотен тысяч черкесов из царской России в Османскую Империю в 1864 году. Это признание сопровождалось посланием с соболезнованиями жертвам того, что Турция назвала «систематическим насилием». Этот стратегический жест ознаменовал совпадение интересов, когда Турция признала исторические обиды черкесов таким образом, который также соответствовал ее внешнеполитическим приоритетам того времени. Этот эпизод подчеркивает, как на подход Турции к черкесским проблемам могут влиять ее более широкие международные отношения и геополитические соображения. Аналогичным образом, проведение первой конференции по вопросам независимости черкесов в Стамбуле потенциально может быть стратегическим шагом правительства Эрдогана по оказанию давления на Россию и, возможно, усилению позиции Турции на переговорах в областях, представляющих взаимный интерес. По мере дальнейшего развития ситуации, особенно судьбы российско-украинского конфликта, и по мере появления дополнительной информации о стратегии Турции, истинные намерения Турции, стоящие за этим шагом, станут намного яснее.