Турецкие обозреватели об итогах визита президента Р.Т.Эрдогана в Сочи. Часть 3

4 сентября в Сочи, для встречи с президентом РФ В.В. Путиным, с рабочим визитом побывал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Продолжаем анализировать итоги этого визита в комментариях турецких обозревателей. Часть 2 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=101280.

Как можно заметить, турецкие аналитики немало говорят про уникальность положения Турции в сложившейся ситуации и про те возможности, которые возникают на фоне балансирования между Западом и Россией.

Возможностям и рискам для двусторонних отношений посвящена статья д. н. Мухаммета Кочака, преподавателя Анкарского университета социальных наук. Материал вышел в издании Yeni Şafak.

Как отмечается турецким исследователем, шаги, предпринимаемые Россией и Турцией в сферах безопасности, энергетики, экономики, финансов и туризма вносят свой вклад в повестку России по тому, чтобы сформировать мировой порядок, альтернативный гегемонии США. Основной риск, как его формулирует автор, заключается в том, что по ряду вопросов Россия занимает противоположную Турции позицию. Турция же при этом связана союзническими отношениями с Западом. В среднесрочной и долгосрочной перспективе такая конфигурация, на взгляд автора, несет определенные риски.

В материале турецкого автора выделяется вопрос непродления Россией так называемой «зерновой сделки» с переходом на попытки создания альтернативных каналов поставки – через Турцию с её мукомольной промышленностью и при финансовом обеспечении сделки Катаром.

Вот как оценивает турецкий эксперт роль Турции в новой сделке, касающейся российского зерна, цитируем:

«Хотя Турция будет играть ведущую роль в проекте с позитивной повесткой дня, например, в поставках муки в бедные страны, у нее также будет шанс сыграть более важную роль в мировой торговле зерном. Таким образом, ожидается, что проект внесет значительный вклад Турции в области экономики и мягкой силы. Подобно всемирно признанной роли Турции в реализации Зернового коридора, ее стратегия здесь также будет способствовать повышению международного престижа Турции.»

Заметим, что здесь автор не ведет о речи об Украине, хотя украинская сторона и пыталась добиваться того, чтобы Турция не вела бы никаких переговоров с Россией, которые бы прямо касались бы украинских интересов. Заметим, что изначальный план по тому, чтобы реализовывать зерновую сделку без России сейчас, при участии Турции и Катара, будет реализовываться с точностью до наоборот.

Переходя к вопросу о газовом (энергетическом) хабе, турецкий автор говорит о некоторых трудностях, связанных с реализацией этого проекта. Первая трудность заключается в необходимости строительства дополнительного трубопровода (трубопроводов). Вторая – в тех препятствиях, которые возникнут из-за возражений Запада против реализации проекта. Эти возражения, что надо учитывать, сопровождаются и решимостью Запада отказаться от поставок российского газа.

Но самое главное заключается в попытках нашей страны предложить альтернативную Западу модель мироустройства:

«Россия, чьи отношения с Западом были испорчены после украинско-российской войны, находится в поисках альтернативной экономической, правовой, политической и культурной международной системы. В этом контексте, хотя Россия улучшает свои экономические и политические отношения с дружественными странами, она также хочет ослабить международные институты и нормы, находящиеся под контролем Запада. Значение, которое в последние годы Россия придает таким институтам, как БРИКС и Евразийское экономическое сообщество, таким концепциям, как суверенная демократия, которую она разработала как альтернативу демократии Запада, и ее оппозиция международному доминирующему положению доллара являются продуктами этих усилий.»

Что же до отношений с Турцией, то в этой ситуации расклад видится автору следующим образом:

«В этом контексте Россия придает особое значение отношениям с Турцией, претендующей на роль региональной державы. Хотя Путин уважает Турцию, которую он считает независимой страной, в отличие от многих западных стран, он без колебаний навязывает интересы России в вопросах, по которым не может быть достигнуто соглашение. Кроме того, продолжающаяся война и санкции продолжают создавать серьезные препятствия для развития торговли между двумя странами. Таким образом, хотя партнерство, сложившееся с Россией в нынешних условиях, предлагает Турции важные возможности в определенных областях, оно также несет в себе риски в долгосрочной перспективе.»

Итак, заметим, что турецкий автор в данном материале сфокусирован на перспективах развития российско-турецких отношений и тех выгодах, которые они сулят, однако, указывает на вероятные проблемы, возникающие из-за позиции Запада, а также из-за готовности России «продавливать» свои национальные интересы.

Свое мнение по итогам переговоров в Сочи известный турецкий обозреватель Мурат Йеткин выразил в материале, опубликованном на авторском сайте под заголовком «Эрдоган не смог убедить Путина». Обратимся к словам турецкого обозревателя:

«Давайте внесем ясность. Из контактов министра иностранных дел Хакана Фидана с Украиной и Россией уже было ясно, что президент Тайип Эрдоган не сможет убедить своего российского коллегу Владимира Путина вернуться к зерновой сделке на встрече в Сочи 4 сентября. Дипломатические источники сочли бы это чудом, если вопрос решился бы в Сочи.

Потому что Россия не видела в Турции источник проблемы. Генеральный секретарь ООН обещал, но не смог убедить США и ЕС ослабить санкции, чтобы Россия могла экспортировать зерно и удобрения, как Украина. В глазах Путина Эрдоган был надежным каналом связи между НАТО и Россией, и, судя по тому, что он сказал после трехчасовой встречи (1,5 часа с глазу на глаз), он остается им и по сей день.

Эрдоган не обязательно выиграл выборы только потому, что Путин дал ему 20 с лишним миллиардов долларов в виде помощи в виде акций АЭС Аккую и отсрочки погашения долгов BOTAŞ за природный газ. Но Путин явно пытался таким образом повлиять на турецкие выборы в пользу Эрдогана. Смогут ли новые газовые сделки погасить старые долги? И в обмен на что?»

Итак, главное, что просматривается в изложенном выше:

  1. Президент Эрдоган, на взгляд турецкого автора, не смог достичь своей цели по убеждению Путина вернуться в зерновую сделку.
  2. При этом президент Эрдоган продолжает оставаться каналом связи между Россией и Западом. Последние по времени события не поколебали этого статуса турецкого лидера.
  3. Россия не обеспечила победу Р.Т. Эрдогану на выборах, однако, она пыталась на турецкие выборы влиять разного рода действиями – от перевода средств, в полном объеме, на строительство АЭС «Аккую» в Турцию до отсрочки платежей за газ со стороны трубопроводной компании BOTAŞ

Иными словами, турецкий автор говорит о наличии между президентами В.В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом целой системы «взаиморасчетов и взаимозачетов», включающей широкий спектр вопросов. Развивая эту мысль, можно сказать о том, что подобная система способна (до определенного предела) сглаживать углы и противоречия, которые регулярно возникают между двумя странами.

Про цель России в текущем конфликте пишет обозреватель известной проправительственной газеты «Сабах» Окан Мюдеррисоглу. Цитируем:

«Да, война на Украине и последующие санкции заставили Россию пересмотреть все свои расчеты и заплатить серьезную цену. Однако заявления, которые обнаруживаются между строк посланий Путина, показали, что Москва готовится к иному мировому порядку и полна решимости создать блок, который поставит Запад под сомнение и даже загонит его в угол».

Послания Путина турецкой стороны турецкий автор перечисляет следующим образом:

«Расшифровывая высказывания Путина, приходишь к следующему резюме: «Господин Эрдоган, Запад нас обманул. Мы им не доверяем. Мы ценим ваши инициативы. Но давайте сосредоточимся на наших двусторонних отношениях…».

Если мы пройдемся по этим ментальным кодам, повестка дня России в отношении Турции выглядит следующим образом:

  • Турция-Россия-Катар могут вместе переработать 1 миллион тонн зерна в муку и доставить ее в беднейшие страны Африки.
  • Две страны могут развивать инфраструктуру торговли с использованием своих национальных валют.
  • Мы хотим, чтобы во Фракии был создан газовый центр, и для этой цели мы представили BOTAŞ дорожную карту. Мы также занимаемся транзитной торговлей газом.
  • Мы продолжим поставлять дешевое топливо в турецкую экономику.
  • Мы всеми силами работаем над тем, чтобы первый энергоблок АЭС «Аккую» был введен в эксплуатацию в 2024 году. Мы также можем договориться о второй электростанции, которую планируется построить в Синопе.
  • В прошлом году Турцию посетили более 5 миллионов российских туристов. За первые 7 месяцев этого года их число достигло 2,2 миллиона. Мы продолжим отправлять туристов в Турцию.
  • Мы придаем большое значение сотрудничеству с Турцией для решения проблемы Сирии.
  • Мы также можем работать вместе в Ливии».

Как выглядит то, что турецкий автор окрестил «доктриной Путина»? – Следующим образом:

«Он стремится создать полюс против группы стран во главе с США и ЕС с Россией в центре полюса малых и средних стран, которые протестуют против современного колониализма и страдают из-за давления Западного блока.

Очевидно… Эрдоган примет участие… в саммите «Большой двадцатки» в Индии, Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке и в возможном визите в Германию, где он встретится с лидерами ЕС. Он станет свидетелем высокого политического взаимодействия, инновационных подходов и стратегических обещаний. Давайте подождем и посмотрим…».

Заметим, что в этих рассуждениях Турция выводится за скобки, как страна, которая не приняла ещё своего никакого решения. Но в адрес которой могут прозвучать серьезные предложения со стороны западных стран на перечисленных выше мероприятиях. Турция, в этом смысле, турецким автором рассматривается в качестве стороны, которая достаточно ценна, чтобы ей можно было бы сделать серьезное предложение по тому, чтобы принять свою сторону в этом конфликте – конфликте между существующим миропорядком и поисками ему альтернативной модели.

Как мы не раз говорили, ценность визита в Сочи турецкого лидера, помимо всего прочего, состоит в том, что он происходит перед крупными международными мероприятиями, которым турецкая сторона хочет добавить и повестки, и поводов для ведения с собой переговоров.

56.03MB | MySQL:116 | 0,720sec