Об усилении конкуренции России с Францией за алжирский зерновой рынок

Россия усиливает конкуренцию с Францией на алжирском зерновом рынке, вытесняя Париж из прежде контролируемой им ниши поставок пшеницы. Причем данный успех России может распространиться и на другие африканские страны.

Россия продолжает развивать успехи в деле завоевания алжирского рынка пшеницы, вытесняя оттуда французских конкурентов.

Важно заметить, что до 2021 г. российские зерновые там закупались мало и скорее эпизодически. Дело в том, что алжирские власти установили очень высокие требования к качеству закупаемого зерна. Соответственно, российская пшеница с более высоким, чем французская, содержанием в ней вредных насекомых вроде клопа-черепашки не проходила по этим требованиям.

Однако уже в 2021 году под влиянием заметного удорожания зерновых на мировом рынке и снижения алжирских золотовалютных резервов руководство АНДР решило отныне экономить на их закупках. Поэтому требования к качеству пшеницы были снижены, что и дало алжирским властям возможность покупать более дешевую российскую продукцию.

На практике это создает большие проблемы для французского аграрного сектора, ведь до последнего времени именно Алжир восполнял до 60% своих в зерновых именно за счет Франции.

Причем конкурировать Франции было сложно из-за былой дешевизны российской пшеницы. Так, в течение 2023 года на пике ценовых колебаний тонна российского зерна стоила ниже французской более чем на 40 долларов.

Не случайно, что в течение 2023 года Россия удерживала по поставкам зерновых в Алжир второе место, создавая прямую угрозу Франции, пока еще имеющей в этом сегменте первое место.

Интересно, что ситуацию для Парижа не спас даже разрыв Москвой зерновой сделки с Турцией, из-за чего стоимость российского сырья заметно повысилась.

Так, представители аграрного сектора Франции с удивлением отметили, что даже когда в последние два месяца ценовые колебания в какой-то момент делали российское зерно даже дороже французского, это не заставило Алжир отказаться от покупки пшеницы у Москвы.

А это уже свидетельство того, что российская продукция имеет все шансы не только сохранить свою долю на алжирском рынке, но и продолжить вытеснение оттуда французского зерна. Причем причины этого явления, как мы видим, отнюдь не только экономические.

Представители алжирской стороны напоминают, что этому предшествовал инцидент 2021 года с обнаружением во французской пшенице трупов свиней, из-за чего доверие алжирцев к продукции из Франции было сильно подорвано. Дескать, многие алжирские мусульмане после этого начали интересоваться, из какой именно муки сделан тот или иной хлеб, макаронные и прочие пищевые изделия и т. д., отказываясь от покупки, если они были произведены из французского сырья.

Разумеется, занимающееся закупками пшеницы алжирское межпрофессиональное Управление по зерну (OAIC) объясняет участившийся выбор в приобретении российского зерна исключительно его стоимостью.

Тем не менее, полностью отказываться от покупки дорогостоящей элитной французской пшеницы представители АНДР не намерены. Они указывают, что только последний июньский контракт предусматривает приобретение Алжиром 400 000 тонн пшеницы у Парижа.

Ее они намереваются пускать на особые нужды для производства востребованной у зажиточных слоев алжирского населения пищевой продукции.

Одна из причин нежелания отказываться от французской пшеницы – стремление диверсифицировать поставки сырья и не зависеть от одной страны.

Причем надо понимать, что Париж не сдаст так просто алжирский и тем более североафриканский рынок другим державам, и не только России. Этому способствует и то, что постепенно, год от года потребности стран Магриба будут только увеличиваться по мере дальнейшего роста местного населения и усиления природных катаклизмов.

В частности, из-за продолжительной засухи, чередовавшейся с опустошительными наводнениями, многие алжирские провинции в текущем году утратили до 90% своего урожая зерновых. И, по мнению климатологов, стихийные бедствия в условиях глобального потепления в Северной Африке будут учащаться.

Соответственно, бесперебойные поставки из-за рубежа дешевой пшеницы станут все более важным рынком для этого региона.

Соответственно, важным фактором, влияющим на выбор зерна той или иной страны будет оставаться его стоимость. Что уже бьет по интересам Парижа.

Например, как ожидается, Франция в общей сложности отправит в 2023 г. в Алжир и Марокко 4,3 млн тонн мягкой пшеницы или 45% от ее всего экспорта в третьи страны.

Однако Париж не может скрыть растущую тревогу относительно российского «вторжения» в эту очень чувствительную для нее отрасль. Ведь, например, в 2013 – 2020 гг. в среднем общий французский экспорт в Алжир и Марокко составлял 7 млн тонн.

В результате у Франции по итогам 2023 г. может остаться излишек пшеницы в размере почти 17 млн тонн, который она не сможет реализовать ни на своем местном, ни на других рынках сбыта с учетом денежных сложностей у других потребителей, например, Египта.

Причем российское зерновое «вторжение» создает серьезные угрозы французскому доминированию вообще на североафриканском зерновом рынке. Дело в том, что объемы поставок российской пшеницы позволяют закрывать соответствующие потребности не только Алжира и Египта, но и Марокко с Тунисом и Ливией.

И если проникновение Москвы на сельскохозяйственный рынок североафриканских стран продолжится, то для французского аграрного сектора могут наступить действительно тяжелые времена. А это неизбежно скажется и на социально-экономической ситуации в самой Франции.

55.15MB | MySQL:108 | 0,587sec