Политический баланс в Турции после всеобщих выборов 2023 г. Часть 51

О 100 днях нового правительства Р.Т.Эрдогана

 11 сентября наступает ровно 100 дней со дня официального вступления в должность Реджепа Тайипа Эрдогана. В этой серии статей, где мы, в основном, анализируем промежуточное состояние турецкой политики после всеобщих выборов, чаще всего пишем о положении оппозиционных партий. Связано это с тем, что важных новостей вокруг проэрдогановских партий не так много. Вокруг оппозиции сложилась более роковая ситуация. Но такая относительная тишина является обманчивой, несмотря на меньшую интенсивность событий.

Во-первых, экономика осталась основной темой для правительства. Появление новой команды в лице министра финансов и казначейства Мехмета Шимшека и главы Центрального банка Турции Хафизе Гайе Эркан воспринималось позитивно. После выборов Центральный банк трижды повышал процентную ставку: в июне – с 8,5% до 15%, в июле – с 15% до 17,5% и в августе – с 17,5% до 25%. Однако показательного эффекта это пока не возымело. Сразу после выборов курс национальной валюты изменился с 20 лир за доллар до пикового значения в 27,2 лир. Также по официальным данным, опубликованным в июле, августе и сентябре, начала расти инфляция. В сентябре она достигла 58,9%. В июле этот показатель находился на уровне 38,2%. Критичность ситуации связана с тем, что до этого инфляция не росла на протяжении 8 месяцев. В качестве причин экономической ситуации называют повышение ряда налогов, которое было инициировано после выборов. Правительство пытается снизить влияние этой ситуации на население. В июне были повышены уровень прожиточного минимума и минимальная зарплата для чиновников. В августе появились новости о появлении критериев для телефонов для молодежи, на которые не будет введен налог на добавленную стоимость. Экономическая ситуация после выборов ухудшилась. Качественного эффекта от действий новой команды пока что нет. Отмечаем, что предвыборные меры, приведшие к стабилизации ситуации, на данный момент, исчерпаны. Ожидаем, что перед муниципальными выборами роль экономики не изменится. Вероятнее всего, будет использоваться стратегия популистской экономики, опробованная перед всеобщими выборами.

Еще одной интригующей темой стала внешняя политика ввиду смены министра иностранных дел. Назначение на этот пост Хакана Фидана ожидалось с нетерпением. Неудивительно, что это направление стало основным в течение первых 100 дней правительства. Первые визиты после переизбрания Р.Т.Эрдоган совершил в страны Персидского залива. Такой выбор оказался крайне важным и с точки зрения внутренней политики. Его связывали с экономической ситуацией и с нехваткой финансовых резервов для контроля курса национальной валюты, в частности. С Саудовской Аравией Турция подписала ряд договоров. Наибольшее внимание привлекло соглашение, посвященное сотрудничеству в военной сфере. С Катаром новых соглашений подписано не было. Наиболее прорывным стал визит Эрдогана в ОАЭ. Стороны пришли к соглашению по созданию Стратегического совета высшего уровня. Между двумя странами было подписано 13 документов на общую сумму в 50,7 млрд долларов. Кроме того, между Анкарой и Абу-Даби был подписан договор об экстрадиции преступников. Это довольно важная часть договоренностей, так как именно в ОАЭ проживает один из главарей турецкой мафии Седат Пекер, который в 2021 г. в YouTube выпускал видео, где обвинял турецких политических деятелей в совершении ряда преступлений. Поэтому этот визит повысил уровень отношений между этими странами, после чего Турция будет ожидать инвестиций в экономику.

Помимо этого, Анкара в эти 100 дней продолжила политику налаживания отношений с разными странами. В июле было объявлено о восстановлении дипломатических отношений между Турцией и Египтом спустя 10 лет после их разрыва. Здесь нужно упомянуть и про соглашения между Турцией и Швецией по вступлению скандинавского государства в НАТО. Рассматривать его в качестве 100%-ого снятия вето со стороны Анкары не стоит. Но Турция поменяла свою тактику, и вместо ультиматумов предложила новые условия, которые могут быть полезными для нее в условиях существования экономических проблем. Здесь же стоит упомянуть об уменьшении напряжения в отношениях с Грецией. О более спокойной политике говорит и встреча президента России Владимира Путина и президента Турции Реджепа Таййипа Эрдогана в Сочи.

Подытоживая статью, мы отметим, что новое правительство Эрдогана радикально не отличается от предыдущего кабинета министров. В его фокусе основное место занимают экономика и внешняя политика. Эти темы были актуальными для Эрдогана и до выборов. Новая экономическая команда отказалась от нетрадиционной политики и вернулась к практике высоких процентных ставок. Но, на данный момент, ситуацию в экономике она не изменила. Что касается внешней политики, то здесь правительство предпочитает проводить более мягкий и компромиссный курс. Отмечается новый статус отношений с ОАЭ. Помимо этого, при новом министре иностранных дел окончательно восстановились отношения с Египтом, новое развитие получили турецко-шведские отношения. В основном, внешнеполитические инициативы 2021-2022 гг. развиваются и переизбрания Эрдогана. Поэтому на этом этапе радикальных изменений не отмечено.

55.89MB | MySQL:116 | 1,289sec