Ситуация в Алжире: август 2023 г.

5 августа в интервью представителям алжирских СМИ президент АНДР Абдельмаджид Теббун заявил, что его государственный визит во Францию «по прежнему планируется», но его сроки зависят «от программы» Елисейского дворца. «Мы ожидаем программу этого визита от канцелярии президента Франции. Этот визит по прежнему планируется», — сказал он.

Напомним, что первоначально визит А.Теббуна во Францию планировался на начало мая. Затем он был перенесен на июнь, и вновь не состоялся. Зато в период с 13 по 17 июня он посетил Россию. Со своей стороны Елисейский дворец в июне заявил, что две страны «ведут дискуссию с целью найти приемлемые сроки».

В том же интервью А.Теббун заявил, что любое военное вмешательство в Нигере «представит собой прямую угрозу для Алжира». «Мы категорически отвергаем любое военное вмешательство», — подчеркнул он. А.Теббун утверждал, что в Нигере «не может быть никакого решения без нас (Алжира)». «Мы в первую очередь озабочены (проблемами Нигера), поскольку Алжир имеет общую границу (с этой страной) протяженностью почти в 1 тысячу км», — сказал он. «В какой ситуации оказались страны, столкнувшиеся с военной интервенцией?, — задал вопрос он, уточнив – посмотрите на то, что происходит в Ливии и Сирии». «Две страны (Мали и Буркина-Фасо) готовы принять участие в войне на стороне Нигера», — напомнил А.Теббун. Он предупредил, что в случае военной интервенции (в Нигере) «взорвется весь Сахель». «Алжир не будет использовать силу против своих соседей», — добавил А.Теббун.

23 августа Алжир, выступивший категорически против любого военного вмешательства в Нигере, отправил в турне по ряду африканских стран главу МИД АНДР Ахмеда Аттафа. В ходе турне он должен был посетить Нигерию, Бенин и Гану с тем, чтобы найти решения для выхода из кризиса в Нигере. Как сообщило МИД Алжира, министр А.Аттаф «по поручению А.Теббуна начинает сегодня рабочие поездки в Нигерию, Бенин и Гану». Он проведет «консультации по кризису в Нигере и по путям его решения» с его коллегами из этих стран, «которые входят в Экономическое сообщество стран Западной Африки», отмечалось в коммюнике.

Напомним, что алжирская дипломатия имеет залуженную репутацию посредника при урегулировании многочисленных международных конфликтов.

24 августа вслед за А.Аттафом в африканское турне отправился генеральный секретарь МИД Алжира и второе лицо в иерархии этого ведомства Лунес Маграман. Его первой целью был Нигер. В Ниамее он намеревался обсудить с «высокопоставленными ответственными лицами» пути мирного решения кризиса. Как сообщило МИД Алжира, поездка Л.Маграмана являет собой дополнительный этап в «неустанных и продолжающихся усилиях АНДР с целью способствования мирному решению кризиса в соседнем и братском Нигере». Позднее стало известно, что ему удалось встретиться, в частности, с премьер-министром Али Махаманом Ламином Зейном. Со свергнутым президентом Мохамедом Базумом от не встречался.

29 августа А.Аттаф сообщил, что Алжир предложил нигерийским военным, захватившим власть в Ниамее, «переходный план продолжительностью 6 месяцев», для того, чтобы вернуться к демократическому и конституционному порядку. Известно, что нигерийские военные во главе с генералом Абдурахманом Тиани предлагали переходный план «максимум на 3 года». А.Аттаф повторил позицию Алжира, категорически отвергающего любое иностранное военное вмешательство в дела Нигера. Он предупредил, что Алжир не допустит использования своего  воздушного пространства для этого.

В период с 31 июля по 2 августа начальник Генштаба Национальной народной армии (ННА) Алжира генерал армии Саид Шангриха посетил Россию, где его принимал министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. Он также встречался с заместителем министра обороны РФ Александром Фоминым  и директором Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Дмитрием Шугаевым. В ходе третьего дня визита С.Шанегриха посетил подмосковный Жуковский, где ему были продемонстрированы новейшие боевые самолеты российского производства. Он также посетил офис российской компании «Технодинамика».

15 августа стало известно, что Алжир по тихому запретил прокат фильма «Барби» в связи с тем, что его содержание якобы «покушается на общественную мораль». Где были запретители раньше – неясно. Известно, что этот фильм был к тому дню в прокате уже свыше трех недель. В ряде других арабских стран аналогичные меры объяснили тем, что фильм пропагандирует гомосексуализм. На тот день министерство культуры Алжира, которое уполномочено объяснять причины запретов подобного рода, предпочитало молчать.

16 августа бывший президент Франции Николя Саркози в интервью газете «Фигаро» рекомендовал своему преемнику Эммануэлю Макрону не пытаться «строить искусственную дружбу с алжирскими руководителями, которые систематически используют Францию в качестве козла отпущения с тем, чтобы замаскировать их собственные ошибки и дефицит законности». Он предостерег против деградации отношений между Францией и Марокко. «Я поддержал Макрона на последних президентских выборах. Но это не говорит о том, что мы согласны с ним по всем вопросам», — сказал он.

27 августа в Париже было объявлено, что Франция намерена еще больше смягчить доступ к архивам относительно войны в Алжире (1954 – 1962), разрешив консультации с досье, касающихся несовершеннолетних. Соответствующее решение было опубликовано в «Официальной газете».

Напомним, что в декабре 2021г. Франция на 15 лет раньше установленных сроков открыла юридические активы, связанные с войной в Алжире. Но, как заявил для «Монд» в ноябре 2022г. французский историк Марк Андре, доступ к этим документам «остается затруднительным» как для членов семей, так и для исследователей. Во многом так получается с досье, касавшихся несовершеннолетних, то есть лиц младше 21 года – согласно действующему законодательству они должны быть закрыты в течение 100 лет.

Новое смягчение доступа к французским архивам вписывается в политику примирения (с Алжиром) президента Э.Макрона. Оно основывается на  рекомендациях французского историка Бенджамина Сторы.

29 августа стало известно, что трибунал г.Константина приговорил к 2-м годам тюрьмы строгого режима каждого алжиро-канадского исследователя Рауфа Фарраха и алжирского журналиста Мустафу Бендджама, до этого находившихся в течение 6 месяцев в предварительном заключении. 36-летний Р.Фаррах и 32-летний М.Бендджама юыли осуждены по обвинению в «публикации информации и документов, содержание которых частично или полностью относилось к разряду секретных данных». Р.Фаррах также признан виновным в «получении средств от иностранных и внутренних институтов с целью совершения актов, которые могут нанести ущерб общественному порядку». По этому же обвинению его 67-летний отец получил один год тюрьмы условно и крупный штраф. Адвокаты осужденных тут же подали апелляцию на приговор.

Р.Фаррах, работающий на организацию Всемирная инициатива против организованной транснациональной преступности (GI-TOC) был арестован 14 февраля в доме его родителей в Аннабе. М.Бендджама является главным редактором частной франкоязычной газеты «Ле Провинсиаль», базирующейся в Аннабе. Его неоднократно привлекали к уголовному преследованию за участие в протестном движении «Хирак» в 2019 г., активистом которого он был в Аннабе. Журналист был арестован в помещении редакции 8 февраля.

29 августа швейцарская юстиция предъявила обвинение бывшему министру обороны Алжира и члену Высшего государственного совета (ВГС, временный коллективный орган руководства Алжира после отстранения от власти президента Шадли Бенджедида в 1992 г.) генералу Халеду Неззару в совершении, в частности, преступлений против человечности и способствовании пыткам в ходе внутриалжирского противостояния в 90-е годы прошлого столетия. В Швейцарии не стали замечать, что именно Х.Неззар фактически предотвратил превращение Алжира в исламское государство. Действия генерала в то время были названы «уничтожением исламистской оппозиции».

85-летний Х.Неззар был допрошен при поездке в Женеву в октябре 2011 г. на основании иска, поданного одной из неправительственных организаций. После допроса он покинул Швейцарию. В 2017 г. генеральный прокурор Швейцарии засекретил процедуру, объяснив этот шаг тем, что внутриалжирское противостояние не являлось «внутренним вооруженным конфликтом», и что Швейцария не компетентна для того, чтобы судить о возможных военных преступлениях (в ходе конфликта). Тем не менее в 2018 г. Федеральный уголовный суд, реагируя на поданный в него иск, пришел к выводу, что интенсивность вооруженной борьбы в ходе внутриалжирского противостояния подпадает под понятие вооруженный конфликт, что позволило швейцарской юстиции возобновить процедуру преследования Х.Неззара. Он подозревается в том, что «по меньшей мере одобрял, координировал и поощрял, умело и ответственно, бесчеловечные пытки и другие акты жестокости, покушения на физическое и психическое здоровье, изоляцию и произвольные акты осуждения, а также во внесудебных расправах».

Согласно официальным данным, в ходе внутриалжирского противостояния в 90-е годы прошлого столетия погибли 200 тысяч алжирцев.

В целом, удивили действия швейцарской Фемида против Х.Неззара. Похоже, те, кто пошел на поводу у истцов к генералу, не поняли, что могло бы случится для Европы, если бы в результате внутриалжирского противостояния победили радикальные исламисты.

55.76MB | MySQL:118 | 0,652sec