О ситуации вокруг оказания Германией помощи Марокко после разрушительного землетрясения

В ночь на 9 сентября в области Марракеш – Сафи в Марокко произошло разрушительное землетрясение, число жертв которого составило более 2,9 тыс. человек, а пострадавших – не менее 5,6 тыс. человек. Свою помощь в проведении спасательных и восстановительных работ Рабату предложили в Берлине, однако в итоге ФРГ попала в перечень государств, чья поддержка на межгосударственном уровне принята не была.

Лишь в середине текущей недели ситуацию прокомментировали представители федерального правительства на традиционной пресс-конференции. По словам пресс-секретаря внешнеполитического ведомства Германии в ответ на вопросы журналистов, «просьб о помощи от марокканских властей до сих пор нет», хотя стороны, по словам того же источника, «находятся в тесном контакте». В результате, федеральная республика ограничилась лишь отправкой в немецкое посольство в Рабате двух экспертов по преодолению последствий стихийных бедствий. Помимо этого, согласно информации МИД, в Марокко также работает медицинский персонал из ФРГ, однако, о какой численности таких сотрудников идет речь, и отправились ли они на место землетрясения, данные у пресс-секретаря отсутствовали.

Официальный представитель федерального правительства Ш.Хебештрайт в сложившихся обстоятельствах подчеркнул, что «не хочет спекулировать» по поводу причин, руководствуясь которыми Рабат не принял полноценную помощь Берлина, несмотря на тяжесть положения в пострадавших районах. Более того, по словам пресс-секретаря министра иностранных дел А.Бербок, «политические причины в этом случае можно исключить». Подобная фраза прозвучала из его уст не случайно. Позиция Марокко в отношении Германии после землетрясения напомнила многим обозревателям немецких СМИ о кризисе в двусторонних отношениях, с которым они столкнулись в 2021 г. Поводом для него послужил статус Западной Сахары, суверенитет Рабата над которой Германия не спешила признавать вслед за США. Впрочем, около года назад конфликт разрешился, символом чего послужил визит в североафриканскую страну А.Бербок. В июне текущего года уже в Берлине  состоялись переговоры на уровне министров иностранных дел, завершившиеся намерением укреплять отношения, в том числе в сфере энергетики, безопасности и разрешения региональных конфликтов. Кроме того, позитивно на динамике отношений Германии и Марокко сказалась  европейская критика в отношении Алжира за связи с Россией.

В результате, как полагает глава отдела международного сотрудничества Красного Креста Германии К.Йонен, мотивация марокканского правительства могла состоять в том, чтобы избежать «нескоординированной доставки помощи», которая также может осложнить работу спасательных служб. По его мнению, подобные опасения стали появляться у ряда государств после подводного землетрясения и вызванного им цунами в Юго-Восточной Азии в 2004 г., а потому, не исключено, что Рабат руководствуется как раз данными соображениями. Впрочем, представитель Красного Креста не утверждает, что точно знаком с ситуацией, говоря лишь, что сказанное им – это «логичное объяснение».

Пока на межгосударственном уровне установить контакт не удалось, были предприняты попытки оказать содействие по линии связей Красного Креста Германии и Красного Полумесяца в Марокко и немецкого подразделения Детского фонда ООН UNICEF. Впрочем, и здесь возникли трудности. В частности, как стало известно в четверг, рейс, запланированный на тот же день в район землетрясения с гуманитарным грузом, собранным при поддержке Немецкого Красного Креста «по независящим причинам» не смог отправиться, так как «в короткие сроки были обновлены правила, делающие невозможным взлет» воздушного судна. По каким именно причинам изменился порядок, и сумел ли борт отправится на следующий день, в открытых источниках не говорится.

Наконец, делать пожертвования пострадавшим от стихийных бедствий в Марокко и Ливии в пятницу призвал Координационный совет мусульман Германии, в который входит не только Центральный совет марокканцев ФРГ, но и крупнейшие в федеральной республике исламские ассоциации, включая Центральный совет мусульман Германии и Турецко-исламский союз DITIB. Данное обстоятельства весьма показательно, если учесть, что Марокко с религиозной точки зрения рассматривается как более умеренная страна, в то время как в отношении перечисленных крупнейших зонтичных организаций в ФРГ федеральное ведомство по защите конституции высказывало подозрения в обратном.

В целом обстановка в Марокко после землетрясения остается крайне сложной, а потому трудно не согласиться со словам Ш.Хебештрайта о спекуляциях и К.Йонена о возможных технических соображениях, оказавших влияние на то, как Рабат координирует контакты иностранными партерами в области содействия спасательным и восстановительными работам. При этом, даже допуская отсутствие геополитической мотивации, которой потенциально могло бы руководствоваться североафриканское государство, сложившаяся обстановка заметно усиливает внешнее давление на него, что чревато в будущем дипломатическими последствиями.

55.98MB | MySQL:116 | 0,855sec