Индийский фактор в американо-пакистанских отношениях

В то время, когда США пытаются осуществлять на практике новую стратегию в отношении Афганистана и Пакистана, объявленную президентом Бараком Обамой осенью прошлого года, которая подразумевает общее улучшение американо-пакистанских отношений и, как следствие этого, стремление Вашингтона в еще большей степени воздействовать на Пакистан, с целью большего участия Исламабада в борьбе против радикальных исламистов из «Талибана» и террористической группировки «Аль-Каида» большой интерес представляет собой анализ индийского фактора в отношениях между США и Пакистаном, который в последнее время приобретает все большую значимость. Причем этот фактор включает в себя несколько стратегических и политико-военных составляющих, которые очень важны для понимания общей ситуации в регионе Южная Азия и в пространстве АфПака. Попытаемся проанализировать этот фактор и дать нашу оценку его влияния на американо-пакистанские взаимоотношения.

В январе этого года министр обороны США совершил свой первый, после 2008 года, визит в Индию и Пакистан. Одним из пунктов повестки дня визита Р. Гейтса в Индию была потребность Дели в американской оборонной технологии. Индийское руководство, как считают индийские эксперты, ищут альтернативные пути для снижения их зависимости от России, поскольку по словам этих экспертов, индийцы уже в течение долгого времени испытывают озабоченность по поводу качества, возможности осуществления технического обслуживания и эффективности российского военной техники, хотя Москва уже давно открыто поставляет в Индию не только военную технику, но и военную технологию для ее производства и сборки на индийских оборонных предприятиях. Но не только по этой причине Дели стремится диверсифицировать свой рынок военной техники. Еще одной причиной, на наш взгляд главной, является растущее развитие отношений стратегического партнерства между Дели и Вашингтоном, начало которому было положено в июле 2005 года подписанием индийско-американской ядерной сделки и стремлением США всемерно развивать отношения этого партнерства с с Индией в противовес растущему региональному и глобальному военно-политическому влиянию Китая, которое вызывает серьезную озабоченность Вашингтона. Кроме того, США осознают все больший рост влияния Индии в Афганистане, где Дели имеет серьезные военно-политические интересы (испытывающее большое желание укрепить свои позиции в Афганистане, индийское правительство инвестировало более, чем 2, 1 миллиарда долларов в восстановление инфраструктуры страны, включая электространции, и в подготовку афганских гражданских служащих и полиции), которые сталкиваются там с интересами Исламабада, с которым Индия имеет неурегулированные проблемы, к которым добавилась проблема угрозы терроризма, исходящая, по мнению индийцев, с пакистанской территории. Очевидно, что такой сложный узел интересов и противоречий нескольких ядерных держав, как объявленных (США, Россия), так и необъявленных (Индия, Пакистан) активно воздействует на развитие американо-пакистанских отношений, для которых фактор Индии играет все возрастающую роль.

Но вернемся к военной составляющей американо-индийских отношений. Отказ Вашингтона поделиться американской военной технологией с Дели, тем не менее, не сказался на все более растущих военных связях США с Индией. Как отмечает российский эксперт по Пакистану Н.Замараева, «Индия намерена заключить крупнейшую сделку с США по закупке десяти военно-транспортных самолетов «Глобелмастер III»/Globalmaster III, стоимость каждого из которых составляет 220 миллионов долларов. США также предпринимают усилия с целью принять участие в индийском проекте стоимостью 10,4 миилиарда долларов на приобретение 126 средних многоцелевых боевых самолетов для индийских ВВС. Индия уже заключила несколько сделок с США в сфере оборонных закупок, включая 12 радаров обнаружения огневых точек AN/TPQ-37 стоимостью 190 миллионов долларов, американский военный корабль «Трентон»/Trenton стоимостью 92, 5 миллиона долларов, 6 палубных вертолетов UH-3H, базирующихся на этом корабле, 6 военно-транспортных самолетов «C -130J Супер Геркулес»/C_130J Super Hercules стоимостью 962 миллиона долларов и 8 морских разведывательных самолетов Р-81 стоимостью 2,1 миллиарда долларов». США, как сообщают индийские СМИ уже продали американское вооружение на 3 миллиарда долларов в 2008 году, т.е. в тот год, когда Р.Гейтс был последний раз в Индии до своего визита в январе текущего года. И это на фоне того, что американские военные поставки в Пакистан, с которым, как уже отмечалось выше Вашнгтон связывают союзнические отношения по борьбе против международного терроризма, куда более скромные (долгожданные пакистанской стороной самолеты F-16 и ожидаемые поставки 12 разведывательных БПЛА типа RQ-7 Shadow), несмотря на то, что, как далее отмечает Н. Замараева, в последнее время Вашингтон учредил многомиллионный Фонд борьбы с повстанческими группировками/Counterinsurgency Fund, целью которого является предоставление материалов и оказание помощи пакистанским военным в подготовке спецназа для борьбы с исламисткими боевиками на территории Пакистана.

Такой «перекос» в военном сотрудничестве Вашингтона с Дели, а также усиливающееся влияние Индии в Афганистане вызывает серьезную озабоченность Исламабада. В январе 2010 года на заседании Высшего военного совета армии Пакистана, под председательством премьер-министра Пакистана Юсуфа Резы Гилани, было заявлено, что «Индия продолжает преследовать амбициозную программу милитаризации, и наступательные военные доктрины… Массивный ввод новейших систем вооружений, включая установку противоракет, наращивание ядерных вооружений и систем их доставки… имеет тенденцию к дестабилизации регионального баланса».

То есть на практике получается, что США, декларируя «особую роль» Пакистана в их новой стратегии в АфПаке, на деле укрепляют отношения «стратегического партнерства» с Индией, включая военную область, в то время, как американо-пакистанские отношения не столь прочны, как кажется. Нам представляется, что в идеале Вашингтон хотел бы иметь доверительные, «стратегические» отношения и с Пакистаном, и с Индией, и влиять на разрешение противоречий между ними в качестве посредника, роль, которую США постоянно ( и успешно) выполняют в период серьезных военно-политических кризисов между этими двумя традиционными региональными антагонистами, для того, чтобы полностью сконцентрироваться на Афганистане. Но на деле это сложно и труднодостижимо, поскольку невозможно даже Америке, единственной супердержаве в мире, которая одновременно проводит военные операции против международного терроризма в Ираке и Афганистане, «разрулить» сложный комплекс пакистано-индийских противоречий. В то же время, как представляется, Индия является более ценным партнером для Вашингтона, поскольку, как уже отмечалось выше, здесь речь идет о коренных интересах США в отношении противодействия Китаю. И это понимают в Пакистане и от этого ценность Вашнигтона в глазах пакистанцев только уменьшается. К тому же пакистанское руководство не может позволить себе полностью стать на проамериканские позиции и полностью смириться, например, с нанесением американцами ударов с использованием БПЛА по боевикам – талибам в Зоне племен на пакистанской территории, потому что пакистанское общество в целом очень негативно воспринимают роль США в АфПаке и их отношения с Индией, и пакистанское руководство вынуждено это учитывать в своей внутренней и внешней политике. Это понимают и США: ведь не случайно тот же Р. Гейтс во время своего январского визита в Пакистан (после Индии) заверял руководство страны, что у США нет «намерений удерживать и пяди пакистанской территории или иметь в Пакистане военные базы».

На наш взгляд, такая политика «перекосов» США в сторону Индии будет продолжаться и дальше. А индийский фактор для американо-пакистанских отношений все больше будет играть главную роль – поскольку, несмотря на борьбу Пакистана против радикального исламизма внутри страны роль Индии остается для Исламабада прежней – это главный враг и антагонист. И это очень подчеркивают пакистанские военные, которые не еще не приняли решение о продолжении военных спей операций против «Тэхрике-Талибан Пакистан» в Северном Вазиристане, несмотря на все давление, оказываемое американцами, потому, что Индия в глазах пакистанских военных – традиционный противник.

52.24MB | MySQL:103 | 0,502sec