О росте насилия против шиитского населения Пакистана

По данным Портала по борьбе с терроризмом в Южной Азии (SATP), в Пакистане в сентябре отмечен резкий всплеск насилия против местного шиитского населения.    7 сентября 2023 года по меньшей мере 11 человек были ранены в результате нападения в Шахид Чоук в городе Хипро округа Сангар в Синде во время траурной процессии шиитов, которая проводилась в честь имама Хусейна. Процессию разогнали участники меджлиса, проходившего в Имамбарге Асгария. Проблемы начались, когда боевики, принадлежащие к запрещенной организации «Ахле Суннат валь Джамаат» (ASWJ), попытались преградить путь процессии, заявив, что обязательное разрешение не было получено. Старший суперинтендант полиции Сангара Абид Балоч заявил, что напряженность в Хипро нарастала в течение нескольких дней, после того как организаторы меджлиса обнародовали свое намерение провести траурную процессию.

8 июля 2023 года по меньшей мере 5 человек были убиты и 21 получили ранения в результате нападения на шиитов в деревне Бошера в районе Куррам провинции Хайбер-Пахтунхва.

4 мая 2023 года нападавшие вошли в учительскую в школе округа Куррам, где учащиеся сдавали экзамены, и выборочно убили 7 учителей-шиитов. Согласно частичным данным, собранным порталом по терроризму в Южной Азии (SATP), на данный момент в 2023 году было зарегистрировано три инцидента (приведены выше) с нападениями на шиитов, в результате которых погибли 12 человек (данные по состоянию на 17 сентября). В 2022 году произошел один такой инцидент, в результате которого погибло 63 человека. Согласно  базе данных SATP, с 6 марта 2000 года, когда SATP начала собирать данные о конфликтах в Пакистане, по меньшей мере 2790 человек, принадлежащих к шиитской общине, были убиты в Пакистане в результате 480 инцидентов, и еще 2393 человека получили ранения.

Некоторые из известных случаев нападений на шиитов включали:

4 марта 2022 года: «Исламское государство-провинции Хорасан» («ИГ-Хорасан, запрещено в России) взяло на себя ответственность за теракт с использованием   смертника в мечети Куча Рисалдар шиитской общины на базаре Кисса Хвани в Пешаваре, столице провинции Хайбер-Пахтунхва, когда было убито по меньшей мере 63 человека и ранено еще 196. Позже в сообщении связанного с ИГ информационного агентства Amaq утверждалось, что нападение совершил террорист-смертник, подготовленный террористической группой.

3 января 2021 года: террористы «Исламского государства» (ИГ) убили 11 шахтеров, принадлежащих к шиитско-хазарейским общинам, перерезав им горло, и ранили еще 4 человек в районе Мач округа Качхи провинции Белуджистан.

12 апреля 2019 года: по меньшей мере 16 человек. в том числе двое детей и один военнослужащий Пограничного корпуса (FC) были убиты, а еще 30 человек, включая четырех сотрудников FC, получили ранения в результате взрыва самодельного взрывного устройства (СВУ) на овощном рынке Хазар Ганджи в Кветте, столице провинции Белуджистан. Целью нападения были шииты-хазарейцы.

Шииты составляют примерно 10-15% мусульманского населения Пакистана. В стране проживает второе по численности шиитское население в мире после Ирана. Шииты в Пакистане географически распространены по всей стране. Наибольшее их количество проживает в Гилгит-Балтистане, где они составляют большинство. Они также проживают в Карачи, Сангаре, Навабшахе и Хайдарабаде в Синде. В пределах Карачи сосредоточение шиитов, особенно хазарейцев, можно обнаружить в городах Аббас, Хуссейн Хазара-гот, Могол Хазара-гот, Ризвия, Анчоли, Гизри, колонии Пак и Мангопире. Шииты проживают по всему Пенджабу, в том числе в Лахоре. Однако суннитские и шиитские общины более сегрегированы в южном Пенджабе. Большинство шиитов в Хайбер-Пахтунхва проживают в Пешаваре, Хангу, Кохате и Дера Исмаил Хане. Община хазарейцев внутри шиитской секты в основном проживает в анклавах в Кветте из-за ситуации с безопасностью в Белуджистане, в городе Хазара и Мариабаде. Они также проживают в Санджави, Маче, Жобе, Харнаи, Лоралае и Дукки в Белуджистане. Хазарейцы — этническая группа, в основном проживающая в Афганистане, но также имеющая большое население в Пакистане, при этом оценки численности этой группы в Пакистане варьируются от 650 000 до 900 000 человек. Большинство хазарейцев в Пакистане, около 500 000, проживают в городе Кветта.

На протяжении десятилетий пакистанские шииты становились мишенями для вооруженных нападений и акций террористов. Их убивали в их мечетях и на торговых рынках, во время паломничества в Иран и даже на похоронах. Шииты также подвергались многочисленным формам разжигания ненависти и действиям, чаще всего в виде публичных кампаний в мечетях, школах, общественных местах и все чаще в социальных сетях.  Такие кампании открыто навешивают на них ярлыки отступников или еретиков и призывают суннитов убивать их. Существует огромная тенденция к такфиру: практике называть другую секту еретической, при которой суннитские экстремистские группы выдвигают лозунги против шиитов, называют их кафирами (неверными) и объявляют их ваджиб уль катль (достойными смерти). Что еще опаснее, в социальных сетях часто появляются хэштеги, объявляющие шиитов богохульниками и неверными. Кроме того, этнические общины хазарейцев также подвергаются  нападениям с применением насилия из-за их шиитского происхождения. Согласно частичным данным, собранным SATP, с 2006 года в Пакистане в 81 инциденте было убито 386 хазарейцев (данные на 17 сентября 2023 года). В информационной записке «Пакистан: хазарейцы», опубликованной в июле 2022 года Министерством внутренних дел Великобритании, отмечается, что по данным Национальной комиссии Пакистана по правам человека (НКПЧ), по меньшей мере 2000 хазарейцев были убиты в результате инцидентов, связанных с терроризмом, и целенаправленных убийств в период с 1999 по конец 2017 года.

Сектантский терроризм в настоящее время распространяется на весь спектр суннитских исламистских группировок в Пакистане, включая приверженцев того, что когда-то считалось более умеренной сектой Барелви, которая, как полагают, составляет большинство населения Пакистана. Таким образом, в докладе Международной кризисной группы (ICG) «Новая эра сектантского насилия в Пакистане», опубликованном в сентябре 2022 года, упоминается опасность межконфессионального конфликта внутри Пакистана и его проникновение в различные секты: «До недавнего времени сектантский раскол в стране в основном натравливал некоторых деобандистов на шиитов, причем сторонники жесткой линии среди первых квалифицировали вторых как «кафиров». «Техрик-и-Лабаик» (организации Барелви) теперь восприняла антипатию деобанди к шиитам как свою собственную. Многочисленные сторонники этой группы применяют суннитскую концепцию такфира-фактически, отлучения мусульман, чьи обычаи они считают неподобающими, т. е. к шиитам…».  Как сообщалось в марте 2021 года, по данным Центра социальной справедливости, по меньшей мере 199 человек были обвинены в богохульстве в Пакистане в 2020 году. Обвиняемыми были в основном шииты (70% дел) и мусульмане-ахмади (20% дел). Примечательно, что 17 января 2023 года Национальная ассамблея, нижняя палата федерального парламента Пакистана, единогласно приняла поправку к закону Пакистана о богохульстве посредством Уголовного законодательства (поправка) Закона 2023 года. Этот законопроект был внесен Муланой Абдул Акбаром Читрали, членом религиозной партии «Джамаат-э-Ислами». В заявлении о целях и причинах законопроекта Читрали подчеркнул богохульство в интернете и социальных сетях и утверждал, что неуважение к сподвижникам пророка Мухаммеда и другим священным личностям «не только способствует терроризму и разрушениям в стране, но и наносит ущерб людям из всех слоев общества». Шиитские лидеры и политики как и другие группы меньшинств резко критиковали этот противоречивый законопроект, указывая на его потенциал обострения межконфессиональной напряженности и преследования меньшинств. 16 августа 2023 года ученые и политические лидеры шиитской общины предупредили, что законы о богохульстве используются для маргинализации шиитской общины и ограничения их церемоний, особенно в траурные месяцы Мухаррам и Сафар, по ложным обвинениям в богохульстве.

55.9MB | MySQL:116 | 1,026sec