О разоружении и отводе от ирако-иранской границы иранских курдских организаций

Иракские власти заявили, что 19 сентября они успешно разоружили и вывели ряд иранских курдских организаций с границы с Ираном , поскольку усилились опасения по поводу возможной военной операции их восточного соседа. В марте Тегеран подписал соглашение с Багдадом о борьбе с вооруженными группами после того, как обвинил их в разжигании протестов против смерти курдянки Махсы Амини в Иране в прошлом году. За последний год сотни человек были убиты и десятки тысяч арестованы, поскольку демонстрации потрясли страну в ответ на смерть Махсы Амини, которая скончалась в заключении после ареста в Тегеране за ношение хиджаба «ненадлежащим образом». Амини, также известная под курдским именем Жина и имела родственные связи со сторонниками «Комалы», что Исламская Республика использовала для обвинения этой организации. В соответствии с соглашением Ирак должен был разоружить группировки, которые расположены в автономном Иракском Курдистане, до 19 сентября вывести их с их баз и перевести в отдаленные лагеря. Представитель Министерства иностранных дел Ирана Насер Канани заявил тогда, что крайний срок до 19 сентября «ни при каких обстоятельствах не будет продлен», и добавил, что Тегеран возьмет дело в свои руки, если их требования не будут выполнены. В заявлении иракского Высшего комитета по выполнению Соглашения о совместной безопасности от 19 сентября говорится, что они успешно разоружили группировки на иранской границе, не вдаваясь в подробности о том, какие группы пострадали. «Штаб-квартиры, расположенные недалеко от границы с Ираном, которые ранее использовались иранскими оппозиционными группами, были окончательно эвакуированы», — говорится в заявлении. В заявлении говорится, что группы были перемещены в «место, удаленное от границы», добавляя, что «у этих групп было изъято оружие, поскольку теперь они считаются беженцами в соответствии с правилами Комиссии по делам беженцев».

В Северном Ираке базируются четыре иранские курдские партии, которые были главными угрозами для Тегерана: Партия свободы Курдистана (ПАК); Партия свободной жизни Курдистана (PJAK), группа, связанная с Рабочей партией Курдистана (РПК); левая партия «Комала»; и Демократическая партия Иранского Курдистана (PDK-I), которые идеологически связаны с правящей Демократической партией Курдистана (ДПК) в Иракском Курдистане. Кейван Фарамарзи из Управления международных отношений «Комалы» сообщил, что они все еще перемещают своих людей. Но, несмотря на демонтаж их лагерей, партия продолжит действовать в «горах и домах» по всему Курдистану: «Иранский режим угрожает нам в течение 40 лет. Ракетные обстрелы, поддержка шпионажа внутри наших организаций, террор в наших лагерях — несколько лет назад в нашем лагере было найдено 20 кг тротила». Он добавил, что Исламская Республика сосредоточилась на иранских курдских группах, чтобы отвлечься от реальной причины беспорядков в Иране. «Целью последней атаки Ирана является не партия «Комала» или Иранский Курдистан — Иран хочет, чтобы все мысли о свободе женской жизни были заняты чем-то другим, чтобы люди забыли о революции», — сказал он, имея в виду курдскую фразу, которая стала лозунгом протестов Махсы Амини в Иране.

При этом иракские эксперты расходятся во мнении, удовлетворит ли заявление Ирака 19 сентября все требования Тегерана. Высокопоставленный чиновник из PDK-I Амандж Зебаи заявил, что они все еще ждут, какие действия может предпринять Иран, добавив, что иранские военные уже совершили ряд спорадических нападений на их позиции: «Наш враг, иранский режим, постоянно и каждодневно нападает на нас. Сейчас иранский режим находится в режиме ожидания вблизи границы». Согласно курдскому новостному сайту The Citadel, ДПК уже ранее в этом месяце успешно убедила PDK-I и «Комалу» добровольно освободить свои лагеря в горах Халгурд и Бербзин. Источник в правительстве автономного Региона Курдистан требует экстрадиции 22 высокопоставленных лидеров курдских группировок. Так как Эрбиль вряд ли выполнит эти требования, Иран угрожает операциями по похищению людей, чтобы захватить разыскиваемых лиц. Иран неоднократно обвинял курдские группировки по ту сторону границы в Ираке в разжигании беспорядков в его собственной провинции Курдистан.  Вскоре после вспышки протестов в октябре 2022 года Тегеран нанес ряд воздушных ударов по курдским группировкам в Ираке. Отдельно, три члена антитеррористических курдских сил были убиты 18 сентября в результате удара беспилотника, который поразил аэродром недалеко от города Сулеймания. Пока власти не раскрыли, кого они подозревают в организации нападения. В своем заявлении Бафель Джалал Талабани, глава Патриотического союза Курдистана (ПСК) — одной из правящих партий в Иракском Курдистане — призвал Багдад помочь предотвратить нарушения его территории: «Мы настоятельно просим прекратить эти нарушения, и мы также призываем иракское правительство выполнить свой конституционный и национальный долг по защите иракской территории и воздушного пространства, включая Регион Курдистан, и больше не допускать повторения этих нарушений». Талабани призвал друзей и «всех борцов за свободу» поддержать курдский народ в борьбе с тем, что он назвал «террористическими актами».

Отметим в этой связи, что примерно таких же действий Багдада ждали и турки, которые озвучили свои пожелания во время визита министра иностранных дел Турции  Х.Фидана в Ирак и его встречи с ведущими силовиками-шиитами. Но иранцы в данном случае их опередили, и совсем не факт, что иракцы предпримут такие же шаги в отношении баз РПК в горах Кандиля.

53.3MB | MySQL:103 | 0,637sec