О препятствиях при реализации проектов новых международных транспортных коридоров с Ближнего Востока в Европу

Как указывают эксперты Центра исследований Ближнего Востока в Анкаре, во  время недавнего саммита G20 в Нью-Дели без участия России и Китая был анонсирован ключевой проект: Экономический коридор Индия-Ближний Восток-Европа (IMEC), целью которого является создание альтернативы инициативе Китая «Один пояс, один путь» (BRI).  В настоящее время проект является больше политической декларацией о намерениях при поддержке как ЕС, так и США и в краткосрочной перспективе он не осуществится. IMEC должен соединить в теории Европу с Индией через ОАЭ, Саудовскую Аравию, Иорданию и Израиль, что потребует заключения широкого спектра соглашений. Например, Китай сотрудничает с примерно 140 странами в рамках BRI. Но президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил против IMEC, заявив, что коридор «не может быть реализован без Турции» и подчеркнув важность своей страны как торговой базы. Тем временем Турция и Ирак добились прогресса в переговорах по другой инициативе: проекту «Дорога развития», железнодорожной и шоссейной магистрали, которая соединит порт Гранд-Фао в Басре с южной турецкой границей. Премьер-министр Ирака Мухаммед Шиа ас-Судани назвал это наилучшим вариантом и наименее дорогостоящим для соединения Ближнего Востока с Европой. Эрдоган также заявил, что этот проект является приоритетным для Турции, сославшись на план завершения переговоров в течение следующих двух месяцев. Ожидается, что первый этап строительства будет завершен к 2028 году. После строительства порт Гранд-Фао станет одним из крупнейших на Ближнем Востоке, его площадь составит 54 кв. км, а места хватит для приема более крупных грузовых судов. Волнорез в порту был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный в мире, его длина составляет примерно 14,5 км. Реализация проекта «Дорога развития» может облегчиться тем фактом, что к югу от Мосула уже есть железнодорожная линия, хотя в некоторых частях она очень старая и проблемная, но  на некоторых железнодорожных линиях и станциях в Ираке уже ведутся ремонтные работы. Как недавно заявил Эрдоган, Катар и ОАЭ поддерживают этот проект. У стран Персидского залива также есть планы проложить железнодорожную линию между собой. Если объединить эти две инициативы, транспортировка в Европу станет проще. Основные проблемы, стоящие перед проектом «Дорога развития», включают политическую нестабильность, осложнения в отношении государственных институтов и проблемы безопасности в Ираке. Хотя ситуация с безопасностью в Ираке в последние годы улучшилась, присутствие групп ополченцев продолжает представлять угрозу, о чем свидетельствуют недавние столкновения между поддерживаемыми Ираном боевиками и курдскими демонстрантами в Киркуке. В то же время деятельность Рабочей партии Курдистана (РПК) на севере Ирака продолжает представлять угрозу проекту.  Еще больше осложняет ситуацию продолжающийся кризис управления и разделения власти в Ираке. Присутствие групп, которые служат доверенными лицами иностранных держав, имеющих различные связи с иракским правительством, создает объективные препятствия. Кроме того, до сих пор не достигнуто полного примирения между Эрбилем и Багдадом из-за нерешенных вопросов по бюджету и распределению нефтяных доходов. Однако тесные отношения Анкары с Эрбилем могли бы помочь гарантировать, что эти проблемы не повлияют на проект «Дорога развития». В то же время Эрдоган пытается поместить проект в региональные рамки, а не представлять его просто как двустороннюю инициативу между Турцией и Ираком. «Дорога развития» не просто соединит Ближний Восток с Европой через Турцию; она также соединит Турцию со странами Персидского залива. Видение Анкары в этом отношении согласуется с политикой многосторонности, которую недавно разработали страны Персидского залива на фоне того, что Турция работает над восстановлением отношений с ОАЭ и Саудовской Аравией после периода напряженности. На данный момент, когда IMEC все еще является лишь теоретической концепцией, проект «Дорога развития» активно реализуется, что  дает ему хорошие шансы на успех.

В свою очередь западные эксперты констатируют, что назревают революционные события в области стратегического контроля над основными транс-ближневосточными транспортными маршрутами. Кувейт и Ирак борются за контроль над водными путями Персидского залива на фоне планов строительства маршрута из порта Гранд-Фао в Турцию и прогресса в строительстве железнодорожного сообщения Ирак-Иран. Обнародование G20 планов по созданию нового крупного торгового коридора, связывающего Саудовскую Аравию, Индию и Европу, еще больше меняет правила игры. Тем временем на востоке Сирии идут ожесточенные бои между арабскими и курдскими группировками, поскольку крупные державы стремятся использовать эту динамику для получения контроля над маршрутами через Сирию и Ирак. Верховный суд Ирака объявил, что закон, регулирующий морское судоходство по важнейшему водному пути с Кувейтом, был неконституционным, что вызвало яростную реакцию кувейтских законодателей. Многие иракские стороны приветствовали решение суда, выражая обеспокоенность тем, что предыдущее соглашение подрывало суверенитет Ирака, в то же время ставя под сомнение мотивы тех, кто выступал посредником в заключении этого соглашения от 2013 года при премьер-министре Нури аль-Малики. Водный путь Хор Абдулла имеет решающее значение для экономического благополучия Ирака, обеспечивая проход 80% импорта и экспорта страны. Хотя руководство обеих стран стремилось всегда вести переговоры в  прагматичном ключе, в последнее время  в связи с назначенными на декабрь выборами в иракских провинциях риторика местных политиков ужесточилась, а в Басре были организованы  акции протеста. Шиитскте ополченцы «Аль-Хашд аш-Шааби» угрожали Кувейту и другим государствам Персидского залива и запускали ракеты через границу с Кувейтом, утверждая, что это историческая часть Ирака. Когда в прошлом году обострилась напряженность из-за прав на рыболовство, депутат от «Аль-Хашд аш-Шааби» Ала аль-Хайдари призвала развернуть его силы в Хор Абдалле, в то время как СМИ, связанные с «Аль-Хашд аш-Шааби» распространяли подстрекательские материалы против ССАГПЗ. Тем временем кувейтские наблюдатели выразили беспокойство по поводу удвоения бюджета «Аль-Хашд аш-Шааби» и его численности. Текущий иракский проект порта Гранд-Фао — если он вообще когда-либо будет реализован — рассматривается как крупнейший порт на Ближнем Востоке, обладающий потенциалом революционизировать экономический ландшафт Ирака. Багдад на прошлой неделе также обнародовал планы строительства крупной военно-морской базы для обеспечения безопасности в верховьях Персидского залива. Одновременно Ирак намерен заключить соглашения о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали стоимостью 17 млрд долларов от Гранд-Фао через Турцию в Европу. Государства ССАГПЗ проявляют большой интерес к этому проекту, учитывая огромные возможности для торговли и путешествий. Улучшение дипломатических отношений между Ираком и Саудовской Аравией, кроме того, породило надежды на оживление давно законсервированных планов строительства дорог, включая соединение священных городов Мекки и Наджафа в качестве основного маршрута паломничества. Однако, учитывая историю Ирака с бесконечно застопорившимися проектами и выкачиванием средств в коррумпированные руки, будет чудом, если какой-либо из этих планов когда-либо осуществится.

Существуют и другие серьезные препятствия на пути превращения Ирака в основной международный транспортный маршрут. Границы Ирака и основные автомобильные маршруты усеяны незаконными контрольно-пропускными пунктами «Аль-Хашд аш-Шааби» на которых взымаются незаконные налог с коммерческого и частного транспорта. Несмотря на очевидно слабые усилия по пресечению экономической деятельности «Аль-Хашд аш-Шааби», предыдущий министр финансов подсчитал, что около 90% таможенных поступлений Ирака были банально украдены  «Аль-Хашд аш-Шааби» на этих КПП. Таким образом, внезапный энтузиазм политических кругов в которых доминируют сторонники «Аль-Хашд аш-Шааби» в создании крупных транснациональных маршрутов не вызывает удивления, если мы имеем в виду их попытки  монополизировать основные торговые коридоры между Европой и ССАГПЗ. Правительство ас-Судани уже отдало огромные территории промышленным конгломератам, контролируемым шиитскими военизированными формированиями, включая обширные территории, прилегающие к границам Кувейта и Саудовской Аравии. Ливанская «Хизбалла» также получила обширные владения в Сирии, которые она использует для получения прибыли и укрепления своего регионального стратегического положения. Таким образом можно констатировать, что  теневая война за контроль над транспортными маршрутами из Ирана в Средиземноморье с целью получения прибыли от контрабанды наркотиков, оружия, боеприпасов и др. нарастает. В свою очередь президент САР Башар Асад стремился использовать недавний взрыв насилия между арабами и курдами на востоке Сирии для восстановления контроля режима в этом нестабильном регионе, в частности, путем развертывания разношерстной группировки шиитских ополченцев, включая «Хизбаллу», и активизации попыток привлечь местные арабские племена на свою сторону.  Интересно, что в том же Албу Кемале, где находятся основные укрепрайоны «Аль-Хашд аш-Шааби» активно циркулируют слухи, что американцы взяли курс на ликвидацию влияния этой группы в этом районе. Честно говоря, выразим серьезное сомнение в перспективах такого сценария по многим объективным причинам, но сам факт таких слухов подогревает мобилизационный ресурс «Аль-Хашд аш-Шааби». В рамках давних амбиций Асада восстановить свой контроль над востоком Сирии строится так называемая «Железная дорога сопротивления» из Ирана в Средиземноморье. На прошлой неделе премьер-министр Ирака и вице-президент Ирана провели церемонию закладки первого камня в пограничном пункте Шаламче близ Басры, положив начало иракской части проекта. Ожидаются дальнейшие маршруты из Албу Камаля в Латакию и Дамаск, причем Китай проявляет большой интерес в качестве важнейшего элемента своей инициативы «Один пояс и один путь». Учитывая политическое превосходство «Аль-Хашд аш-Шааби» и его контроль над территориями, через которые планируются эти маршруты, эта сила однозначно будет стремиться монополизировать эти коридоры с целью получения прибыли, при этом предприятия «Аль-Хашд аш-Шааби» и «Хизбаллы» имеют все возможности для получения выгодных строительных контрактов.

53.32MB | MySQL:103 | 0,536sec