Турция никогда не полагалась на помощь со стороны ЕС и не видит в ней необходимости. Об этом заявил турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган в транслировавшемся 19 сентября интервью телекомпании PBS.
Комментируя возможность отказаться от вступления в Евросоюз, он заявил: «Турция на протяжении последних пяти десятилетий стоит у порога Евросоюза, и мы всегда были самодостаточны». «Мы никогда не полагались на средства или поддержку, получаемые от ЕС, так что для нас в этом нет необходимости», — добавил Эрдоган.
Он также подчеркнул, что вопросы вступления Турции в ЕС и членства Швеции в НАТО не связаны. «Мы неоднократно заявляли, что готовы поддержать заявку Швеции на вступление в НАТО, но Швеция должна проявить инициативу и выполнить свои обещания, потому что на улицах Стокгольма до сих пор свободно разгуливают террористы», — отметил президент. По его словам, в настоящее время турецкий парламент рассматривает заявку Швеции. «Именно там она будет в конечном итоге ратифицирована. Для того чтобы это произошло, разумеется, Швеция должна выполнить свои обещания. Террористические организации должны немедленно прекратить свои демонстрации на улицах Стокгольма, они должны прекратить свою деятельность, потому что для турецкого народа будет очень важно увидеть, что это действительно произойдет», — пояснил президент. Он также подчеркнул, что с членством Швеции в альянсе не связан запрос Турции на приобретение у США 40 истребителей F-16 Block 70.
Ранее на пресс-конференции в Стамбуле Эрдоган заявил, что Анкара «может пойти разными путями с ЕС».
В этой связи есть смысл обратить внимание на статью бывшего министра иностранных дел Турции и одного из основателей правящей партии ПСР Яшара Якиша саудовской Arab News. Она появилась спустя неделю после выступления Р.Т.Эрдогана и посвящена теме перспектив интеграции Турции в ЕС. В статье особенно акцентируется внимание на том факте, что Европейский парламент в сентябре опубликовал свой ежегодный отчет о Турции и процессе ее вступления. Как и ожидалось, по этому поводу в нем было сделано очень мало положительных замечаний. Оливер Вархели, еврокомиссар, отвечающий за расширение ЕС, посетил Турцию в начале этого месяца и провел переговоры с несколькими представителями властей в Анкаре. Общий тон его последующего заявления создавал впечатление, что в отношении ЕС к Турции произошли кардинальные изменения. Он сказал, что после всеобщих выборов в мае этого года Турция находится на важном этапе и что он услышал обнадеживающие послания от президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, а также от нового правительства. У него сложилось впечатление, что Анкара хочет нового старта в своих отношениях с Европой. Европейский совет быстро обсудил этот вопрос и попросил Европейскую комиссию разработать параметры для позитивной повестки дня с Турцией. Вархели пытался наметить области, в которых можно было бы разработать позитивную повестку дня. Он отметил, что Турция является членом таможенного союза ЕС, это очень важная рыночная и инвестиционная страна и один из самых мощных членов НАТО, у нее много общего с ЕС, и — если вы посмотрите на географию — совершенно ясно, что ЕС и Турция зависят друг от друга. Далее он констатировал, что, по его мнению, с началом кризиса на Украине появился новый подход к расширению ЕС. Перечисление многих положительных факторов в пользу развития отношений Турции с ЕС — это новое явление. При этом несмотря на эту позицию Вархели, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в своей ежегодной речи о положении в союзе 13 сентября упомянула Турцию только в контексте новой повестки дня для Средиземноморья, добавив, что ЕС продолжит работать над различными аспектами своих отношений с Анкарой. При этом в ежегодном отчете ЕС «Турция» критикуется положение с правами человека в стране, ее основные права и свободы, демократия и свобода выражения мнений. На самом деле соответствие Турции acquis communautaire ЕС снизилось до 7% и потребуются гигантские усилия, чтобы довести это до приемлемого уровня. ЕС четко указал в своем ежегодном отчете, что процесс присоединения Турции не может быть возобновлен при нынешних обстоятельствах и призвал Брюссель изучить «параллельные и реалистичные рамки» для своих связей с Анкарой. То есть, налицо, как минимум, элемент разновекторности по вопросу интеграции Анкары в ЕС как в элите Турции, так и ЕС. Именно в этом момент появилось вышеприведенное заявление Эрдогана с ясной угрозой отзыва своей заявки на членство в ЕС. Рассматривать его, тем не менее, можно полагать как в большей степени как очередной дипломатический сигнал ЕС, и не более того. Реальный разрыв связей с ЕС был бы непростым шагом, так как вызвало бы тектонические сдвиги как на Ближнем Востоке, так и в трансатлантическом контексте. При этом было бы несправедливо возлагать всю вину на ЕС, и несмотря на то, что у Анкары есть несколько недостатков, она, как и ожидалось, выступила с резким заявлением, опровергающим почти каждое замечание в отчете ЕС. Однако в отчете было также несколько позитивных элементов. Одним из них были усилия Турции по заключению черноморской зерновой сделки. Другим был ее позитивный подход в отношении незаконных сирийских беженцев и просителей убежища. С другой стороны, как и ожидалось, ЕС не понравилось улучшение экономических и политических связей Турции с Россией. От себя добавим, что Брюсселю нравится только то, что укладывается в ее нынешний внешнеполитический тренд, и именно это объясняет все их примирительные заявления, которые только призваны закамуфлировать реальное желание держать Анкару на дистанции.
Кипр и Греция продолжают при этом придерживаться своего одностороннего взгляда на кипрский вопрос, как если бы это было общей позицией ЕС. На Лиссабонском саммите 2007 года было принято принципиальное решение, в котором говорится, что, когда интересы государства-члена ЕС сталкиваются с интересами государства, не являющегося членом ЕС, другие члены ЕС должны встать на его сторону. Это решение связывает страны ЕС, даже если интересы этой страны нелогичны. Другими словами, Турция не может быть права в споре, который предполагает столкновение ее интересов с интересами любого члена ЕС. В двух абзацах отчета обобщены многие моменты отношения ЕС к Турции. В пункте 21 говорится, что, как показывает растущий разрыв между Турцией и ЕС, Европейская комиссия пришла к выводу, что турецкое правительство не намерено ликвидировать этот разрыв. За последние несколько лет в позиции Турции в области верховенства закона, основных прав и свобод и защиты всех этнических и конфессиональных меньшинств было замечено явное отсутствие готовности. Турция не проявила никакого интереса к соблюдению копенгагенских критериев или к согласованию своей политики с политикой ЕС. В пункте 38 использованы более смелые формулировки, в которых говорится, что если Турция не изменит свое направление, «процесс ее вступления в ЕС не может быть возобновлен». На фоне этих событий Франция и Германия на прошлой неделе представили предложение возобновить старую идею Европы с четырьмя концентрическими кругами. Первыми из них будут страны «глубокой интеграции», за которыми последует группа нынешних и будущих европейских стран, приверженных политическим целям, принципам и ценностям блока. Третья группа будет состоять из ассоциированных членов, которые должны будут соблюдать принципы и ценности ЕС в отношении демократии и верховенства закона. Другие европейские страны останутся за «красной линией» и от них не потребуется присоединяться к интеграции. Четвертая группа будет состоять из стран, которые будут называться Европейским политическим сообществом. Предполагается, что Турция будет включена либо в третий круг с Великобританией, либо в четвертый круг. Вот этот последний момент, по оценке Я.Якиша, и определяет наиболее реальное положение дел с точки зрения отношений Турции и ЕС на сегодня.