Оценки в Израиле потенциальных подвижек в нормализации отношений с Саудовской Аравией. Часть 20

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил в ООН, что Израиль находится «на пороге» исторического соглашения с Королевством Саудовская Аравия. Позднее в интервью американскому телевидению он допустил, что соглашение о нормализации отношений между Израилем и КСА «вероятно», но окно возможностей будет открыто только в течение следующих нескольких месяцев. Он отметил, что существуют «серьезные проблемы» с предложением разрешить обогащение урана на территории Саудовской Аравии[i].

В израильских СМИ и экспертном сообществе активно обсуждаются возможные уступки, на которые придется пойти еврейскому государству ради соглашения с КСА, и их последствия. Рассматриваются сценарии развития событий в результате предоставления Саудовской Аравии права на гражданскую ядерную программу, чем саудовцы обусловили нормализацию отношений с Израилем.

Чак Фрайлих[ii], бывший заместитель советника по национальной безопасности в Израиле, старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS) и расположенного в США Института «МирЯм» (позиционируется как ведущая международная площадка для обмена мнениями израильскими экспертами с разными точками зрения по ситуации в еврейском государстве), также рассматривает требования КСА к США в обмен на нормализацию отношений с Израилем заключить двусторонний договор об обороне, дать согласие на гражданскую ядерную программу, включая обогащение урана, предоставить современное американское вооружение; а к Израилю – пойти на значительные уступки палестинцам. По его мнению, если рассматривать такую сделку в целом, ее стоит заключить.

Официальный договор об обороне он называет высшей гарантией безопасности, которую США могут предоставить иностранному государству. Заключенные Вашингтоном двусторонние оборонные договоры с Японией, Южной Кореей, Австралией, Новой Зеландией и Филиппинами, а также многосторонние договоры с 31 членом НАТО, он рассматривает как «хоть и не асимметричную, но взаимную гарантию безопасности». Он имеет в виду, что «приверженность Америки обеспечению безопасности Японии явно выше, чем наоборот. Япония стала последней страной, с которой США подписали договор об обороне в 1960 г. С тех пор американцы предоставили ряд меньших гарантий безопасности многочисленным странам, но, за исключением расширения НАТО, избегали этого крайнего обязательства». Поэтому такое действие в отношении Саудовской Аравии, которую президент США Джо Байден назвал «изгоем» во время выборов 2020 г. и которую по-прежнему широко осуждают в США, — «непростая задача».

Ч.Фрайлих полагает, что соглашение между США и Саудовской Аравией усилило бы роль Эр-Рияда как основного арабского союзника Америки и ведущего игрока в арабском мире, прочно закрепило бы его в американском лагере. В понимании эксперта это был бы положительный результат в условиях, когда «опасения саудовцев по поводу уменьшения роли Америки в регионе, включая приверженность США их безопасности, заставили Королевство принять стратегию страхования рисков и сблизиться с Китаем». Допускается, что в данном случае «Байдену понадобится параллельный договор с Израилем – и значительные израильские уступки по палестинскому вопросу – чтобы получить одобрение на сделку с Саудовской Аравией от вполне оправданно настороженного Конгресса». Американо-израильский договор об обороне должен усилить израильскую политику сдерживания и будет иметь потенциально решающее значение на случай получения Ираном ядерного статуса или появления на Ближнем Востоке множества ядерных игроков. Не менее важным для эксперта является и то, что это поможет обеспечить долгосрочность американо-израильских «особых отношений», даже несмотря на ухудшение имиджа Израиля за рубежом в виду реализации противоречивого плана правительства Б.Нетаньяху по реформированию судебной системы.

Оба договора об обороне, или даже только между США и КСА, Ч.Фрайлих считает «важным компонентом возглавляемых Америкой усилий по построению региональной архитектуры безопасности против Ирана». Он допускает «создание региональной системы раннего предупреждения о ракетном нападении, включающей монархии Персидского залива, Египет, Иорданию и другие страны. Доступ Израиля в воздушное пространство Саудовской Аравии, возможно, даже развертывание на передовых позициях, больше не будет считаться нечто невообразимым».

Из трех требований Саудовской Аравии к США наиболее проблематичным эксперт считает признание гражданской ядерной программы, в первую очередь обогащение урана. Он указывает на то, что «растущее население Саудовской Аравии уже потребляет около 25% добываемой ею нефти. Если им не удастся диверсифицировать свои источники энергии к 2030-м гг., саудовцы, как ни удивительно, могут стать нетто-импортером нефти, которая является основой их экономики. Чтобы этого избежать, они могут законно заявлять о своей потребности в ядерной энергии».

По мнению эксперта, сами по себе ядерные энергетические реакторы, даже установки по обогащению, не несут прямой опасности распространения. Хотя он напоминает о «горьком опыте», который заключается в том, что «»гражданские» ядерные программы на Ближнем Востоке имеют тенденцию становиться военными, и в этой связи критически важным является потенциал по обогащению урана». Этим он объясняет появление в США «золотого стандарта», согласно которому государства, желающие приобрести американские ядерные технологии, должны отказаться от обогащения.

Ч.Фрайлих считает, что решение пойти на компромисс по этому вопросу может создать опасный прецедент и поставить неловкий вопрос: «почему Саудовской Аравии позволено обогащение урана, в то время как США, Запад и Израиль решительно выступают против того, чтобы такую возможность имели иранцы». В этих условиях «можно создать различные механизмы надзора, которые в значительной степени смягчили бы обеспокоенность по поводу распространения оружия массового уничтожения. Установка по обогащению может быть американской или управляемой американцами и подвергаться тщательным проверкам. Различные тайные меры, по сути, гарантировали бы то, что в будущем можно узнать о любых злонамеренных действиях Саудовской Аравии. Чем глубже вовлеченность США в дела КСА, тем больше у них возможностей следить за развитием событий в этой стране».

При этом Ч.Фрайлих допускает, что «ни один режим проверок не является на 100 процентов надежным, однако в данном случае он был бы довольно близок к этому». Эксперт исходит из того, что «национальная безопасность – это управление рисками», и «те, кто настаивает на нулевом риске, могут потерять еще более важные выгоды, такие как трансформация региона».

Он опасается, что «саудиты в конечном итоге устанут от американских ограничений и купят реакторы у Китая или России; к тому же Москва уже строит несколько реакторов в Египте и Турции». Израиль же очень заинтересован в том, чтобы саудовские реакторы были американскими, и чтобы саудиты были вынуждены сократить свои развивающиеся связи как с Китаем, так и с Россией.

Ч.Фрайлих также считает, что «Израиль предпочел бы, чтобы саудовцы не получили передовое американское вооружение, но и в этом случае можно принять меры, например, предоставив им только системы или конкретные виды оружия, на поколение отстающие от Израиля».

Помимо этого эксперт предлагает рассматривать требования Эр-Рияда в перспективе. Так, «мир с Саудовской Аравией изменит правила игры в регионе, в значительной степени положив конец конфликту между Израилем и арабскими государствами. Хотя это не решит критически важную палестинскую проблему, но проложит путь к связям с большей частью мусульманского мира». В качестве дополнительного преимущества Ч.Фрайлих указывает на появление возможности «широкого регионального сотрудничества и интеграции, включая предлагаемый трубопроводный, транспортный и инфраструктурный коридор из Индии через Саудовскую Аравию, Иорданию и Израиль к Средиземноморью». Он считает, что это окажет «трансформационное влияние на экономику Израиля, а не только на его региональное положение». Причем «от этого выиграет Иордания, и даже палестинцы, внезапно оказавшись в центре взаимосвязанного региона».

Основную опасность в усилении военного сотрудничества между США и Саудовской Аравией эксперт видит в «призраке будущей смены режима в Саудовской Аравии». Он полагает, что в случае развития ситуации по такому сценарию, «США всегда могут выйти из договора об обороне, однако смена режима может привести к потере контроля над установками для обогащения урана и поставляемым саудовцам оружием. Радикальная Саудовская Аравия, обладающая несметными богатствами и вооруженная ядерным и передовым обычным оружием, в будущем будет представлять серьезную угрозу для Израиля».

Более того, Ч.Фрайлих обращает внимание на то, что договор об обороне между США и Саудовской Аравией, особенно если он проложит путь к договору с Израилем, может привести к обострению конкуренции сверхдержав в регионе. Предполагается, что «острая потребность Китая в ближневосточной нефти и важность региона для его инициативы «Пояс и путь», может способствовать дальнейшему углублению связей с Ираном». Эксперт упоминает и Россию, «отчаянная потребность которой в иранском оружии» может привести к аналогичному результату. Для Израиля это будет означать «усиление трений с обеими державами, уменьшение китайских инвестиций в еврейское государство и необходимость еще большей односторонней идентификации с США».

Таким образом, Ч.Фрайлиха обозначает важные недостатки, которые, тем не менее, значительно перевешиваются преимуществами. По его мнению, на данном этапе США и Саудовская Аравия еще далеки от заключения соглашения и им многое предстоит сделать. Однако его беспокоит то, что «именно неспособность Израиля добиться прогресса в палестинском вопросе и заинтересованность премьер-министра в сохранении своей коалиции станет сейчас самым большим препятствием на пути превращения этих ранее невообразимых трансформационных процессов в новый региональный порядок»[iii].

[i] PM: Saudi deal likely but time is short; MBS a ‘visionary’; coalition would back accord // The Times of Israel. 23.09.2023. https://www.timesofisrael.com/pm-window-of-opportunity-for-saudi-deal-but-major-issues-with-uranium-enrichment/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=netanyahu-tells-un-that-israel-at-the-cusp-of-historic-peace-with-saudi-arabia

[ii] Чак Фрайлих – автор книг «Дилеммы Сиона: как Израиль разрабатывает политику национальной безопасности», «Национальная безопасность Израиля: новая стратегия для эпохи перемен» и «Израиль и киберугроза: как нация стартапов стала глобальной сверхдержавой».

[iii]Analysis | Peace With Saudi Arabia Would Be Transformational. But Israel Is the Problem // Haaretz. 01.10.2023.  https://www.haaretz.com/opinion/2023-10-01/ty-article/.highlight/peace-with-saudi-arabia-would-be-transformational-but-israel-is-the-problem/0000018a-ea94-d428-a3ba-fad731090000?utm_source=mailchimp&utm_medium=email&utm_content=author-alert&utm_campaign=Chuck%252520Freilich&utm_term=20231001 -16%25253A36M

55.97MB | MySQL:116 | 1,059sec